?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
И У МЫШЕЙ ЕСТЬ СВОЙ ГОРОД Часть 2
yaroslavova
Часть 1  https://yaroslavova.livejournal.com/639481.html

Перед «глотком свободы» 90-х,так оно и должно было быть, в городе Мышкин, на гербе которого Мышка, спасшая князя Мстиславского, был создан музей Мыши.Книгу я купила в 2012 г.. Но только сейчас наступило время, когда я считаю нужным обнародовать этот текст, которого нет в электронном виде и сделать на нем акцент.«И у мышей есть город» https://yaroslavova.livejournal.com/639481.html -глава книги «Вечный поиск краеведа".Я не случайно подчеркнула до этого о бдительность Маленьких: мышки, чертополоха...Создавая музей и размышляя об этом, мышкинцы это прочувствовали:«В основе музея Мыши должна использоваться идеология сказки.Только так можно показать, как в русских сказках маленький становится сильным. Маленький оказывается своего рода носителем счастья.Крохотный зверек... могуч…Для музея он - как чудо в малом».

Из книги "Вечный  поиск  краеведа"  Анатолий Грешневиков
И У МЫШЕЙ  ЕСТЬ СВОЙ  ГОРОД


Продолжение
"Чуть  позже  мастера изготовили мышей  фарфоровых, стеклянных,  керамических, пластмассовых. Любой  материал   талантливо  использовался и обыгрывался   мастерицами.  В  киосках  появлялись мыши,  сделанные из  сосновых шишек и речных ракушек, вылепленные  из воска, вырезанные  из камня,  дерева и янтаря.

В среде мастериц   скоро  появился  лидер. Им  стала  великая  рукодельница Перепелкина.  Два  её сына  активно  трудились в  музее. Она  выделилась  их десятка  мастериц и заявила  себе   сразу, как  автор самых оригинальных образов  мышей.  Проходили месяцы, годы,    а она не уступала лидерство. Даже  чиновники  администрации   города  считали её  примой. Когда  городская власть готовилась  к встрече  высокопоставленных гостей, все  престижные   мыши заказывались именно  ей.   Собирались   чиновники  ехать на  важные  переговоры в  областной  центр или столицу, так обязательно  брали с  собой  подарок – сказочно богатую,  расшитую в сарафаны и платья  большую мышь.  Готовила  подарок Перепелкина.  Надо вручать  подарок от имени  города  какому-нибудь   заслуженному  человеку или учреждению, то  его подготовку  опять же поручали  приме.   При этом,  хозяин города говорил: «Только чтоб не повторялась   мышь!». «Не    беспокойтесь!» - слышалось  в ответ.
Несколько перепелкиных мышей   поселилось  и в музее. Гречухин  отвел им самую престижную роль. Это почетные  граждане города. Одни  размеры их сразу вызывают уважение – полутораметровые  мыши  встречают  гостей у входа.   Они стоят  парами,  приветствуют  посетителей… Одни  предлагают им сесть, другие  -  побеседовать,  посмотреть альбомы с рисунками и фотоснимками. Дети  фотографировались с  ними в обнимку.
В коллективе  музея  иногда    заходил разговор о том, что неплохо мы   мышиный   бизнес взять в свои руки. Гречухин     остужал  пыл таких  философов.   Игрушечный  бизнес требовал   женских  рук,  усидчивости, определенной  мастеровитости,  а в  краеведческой  республике  служило мужское  население.  Сорок  парней – и ни у кого не появилось   желание заняться  игрушечным   ремеслом.   Ничего  плохого  Гречухин  в этом не видел.  Если  в музее  своих  рукодельных ребят  не оказалось, то   незачем привлекать и со стороны  мастеров   в музей.  Лучше   дать  возможность развиваться другим.   Гречухин  надеялся, что  это  ремесло и так   широко отзовется в городе  и в районе. Его  активно начнет  осваивать население. Туристический  мышиный  брэнд  начнет   понемногу  обогащать город.  И  тогда музей  получит  социальную опору  у людей.  Музей   Мыши нужен  будет людям,   а горожане нужны  будут  музею.
Через три года  мастеров  изготовления игрушек стало так много, что музей  принял решение не всех  пускать на    свою территорию.   Торговцы  мышами заполонили   большую часть   музея  под открытым    небом, и когда приезжали туристы посмотреть крестьянские    избы и амбары, часовню  и  мельницу, то  их  взгляд натыкался на  толчею предпринимателей.  Туристам  становилось  тесно на  краеведческой тропе. И члены  Совета музея   запретили    торговцам ставить столики  на  территории   музея  под   открытым небом.
Исключение  было  сделано  только  для тех мастеров,   которые  торговали собственными   поделками.   Дело в  том, что вы мышином   бизнесе  за это время  произошли   большие сдвиги.   С одной стороны,   - в лучшую   сторону: при  изготовлении мышей  стали  применять глину и металл.  Глиняные   мыши начали теснить собратьев, сшитых   из тряпок.  Но лепкой и обжигом  глины увлеклись немногие  мышкинцы.  Большинство  торгующих  игрушками  не производили их, а покупали в Москве.   Им так выгоднее было.   Столичная  индустрия  выполняла  любой заказ, и насыщала своим  ширпотребом любой  городской  рынок.  У мышкинцев   появился соблазн    съездить в  Москву,  закупить на вернисаже товар, привезти  его  домой и  спокойно реализовать. Триста   мышкинских  предпринимателей  стали  давать работу  столичным   мастерским, которые с удовольствием  брали заказы.  Десятка  два машин выстраивались   затем   у их дверей, отоваривались и  уезжали торговать.  Если нужно было  обновить  ассортимент игрушек, заказ делался  заблаговременно и надолго. Но и тут  мастерские  шли навстречу.  Бизнес  развивался.  В  последнее  время  у  предпринимателей   можно было купить не только  хвостатых   любителей сыра, но и матрешек, значки, бижутерию,   шкатулки и прочие  сувениры с мышиными  сюжетами.
Из ста  предприимчивых  людей только  двое  торговали  собственным  товаром. На их  лотках всегда лежали мыши, сделанные  своими руками, - скромные, очень  забавные и самые маленькие… Даже по цене они отличались, ибо  стоили  дешевле  других.   Этим   игрушечницам  Ирине  Васильевне   Смирновой и  Людмиле Викторовне  Рыжовой  музей и разрешил  торговать на  территории музея.
Людмила  Рыжова в   прошлом  закончила Угличское  педагогическое   училище.  Долгое   время работала   в мышкинских  селах  Поводневе и Киселеве. Когда  вышла замуж и родила   детей, устроилась  в Мышкине в цех  массового  пошива.  Она  с детства  любила  что-нибудь  мастерить, потому  швейная   машинка помогла   развить   дремлющий  талант.   С появлением в городе   музея Мыши  Людмила   закончила курсы  экскурсоводов  и  научилась  лепить игрушки  из глины.  Из кустаря-игрушечника    быстро вырос  мастер.  Вылепленные    ею из  глины   свистульки    в форме маленьких мышей  завоевали симпатии как  у  сограждан,  так и  у  туристов.  И   дети,  выбирая  памятные сувениры,  обычно  отдавали  предпочтение  им.   Может,  это и подвигло  Людмилу Рыжову  вести  гончарный   кружок  в   Доме  детского  творчества.
Глиняные  мыши  вызывали у Гречухина  особую   теплоту.   Он сожалел, что  мастера сразу  не взялись   за  глину.  Такой    податливый и   добрый  материал  долгое время оставался неиспользованным, невостребованным,  тогда как именно он в  русском  игрушечном  промысле  скорее  других  приобретал размах.  Чтобы  поддержать  это   направление, Владимир  специально  ходил  к  лоткам и покупал коричневых,   разукрашенных яркими  красками, мышей.  Тонкая  ажурная   лепнина   поражала его больше, чем   изделия  из кожи,    войлока и металла.
Большая   обеспокоенность  появилась у  Гречухина  после того, как  он заметил, что  детский   промысел   заметно  вытесняется и поглощается   взрослым.   Раньше  сорок  детей  изготавливало  и продавало  игрушечных мышей.  Теперь их  осталось  пять.  Конечно, со взрослыми  трудно   конкурировать. Гречухин и  тут  попытался  исправить ситуацию.   Он  договорился с   Центом    детского  творчества, чтобы  там  приютили детей,    делающих игрушки, и    дали им  шанс на развитие.  Но конкуренция и тут протянула  свои  щупальца.  В Центр  детского  творчества стали все   меньше и меньше водить  туристов. Попытка  Гречухина  покупать мышей  для себя, для  друзей для музея лишь чуть  изменила  ситуацию.   Хотя  дети творили чудеса.   Их фантазии не было   предела.   Мыши   ребятишек  из шитья и бисера    удивляли   больше, чем     зверушки     столичных мастерских.  В мышах,   вырезанных   детьми из   деревяшек  и выжженных  ими   на фанере, больше  проглядывалось  таланта, любви, искренности.
Так  к развитию     музея, к обновлению  выставочных фондов  всё чаще стали     привлекать  школьников.
В музее   Мыши   появилось  сразу  несколько новых отделов. Они  заметно  улучшили   его экспозиционную, эстетическую  и    познавательную привлекательность.
Первый  отдел назывался  «Мышиная  география». Он немного напоминал старый   стенд, но теперь  краеведы  решили  охватить   весь  земной  шар, чтобы здесь были представлены   мыши с разных  континентов  и стран.  Так и получилось. Мыши,  словно  обретя  собственное  государство,  устремились в  него, бросая  теплые и сытные места.   Японские   зверушки, хоть и далекие, заокеанские, но все равно  мыши.   Живут  они на полках  среди остальных  -   целый  набор миниатюрных  керамических мышиных   фигурок.   На  жительство в  музей   пожаловало  шесть тысяч   грызунов   из   Германии,    Дании, Америки   Кореи, Тайваня, Польши, Турции.
Американские   Микки  Маусы  хуже, однообразнее,      поэтому в  музей их не пустили.
Разнообразие  иностранных  мышей   было  достигнуто благодаря переписке  и дружескому  расположению  влиятельных людей.
Изобретательность  мастеров   производила  чудеса. Тайванцы,  например, сделали   копилку  в виде  мыши.   Жители  города  Пестяки  Ивановской  области   прислали в  музей   мышь,   сшитую из гобелена…
Мышиная    биография  показывает, что мышь – это житель  всей  земли,  мышь есть везде и всюду.  Компьютерная  она или   антарктическая.
Жизнь второго отдела «Великие   дарители»   началась   с подарка   знаменитого  академика    Дмитрия  Лихачева и   поэта  Булата  Окуджавы.   При  этом,   Окуджава и его семья не  просто оказали   музею знаки внимания, а специально  собрали  для  него большую коллекцию мышей, чтобы  музей как  можно  быстрее   встал на ноги  и   завоевал популярность.   К    великим краеведы    отнесли и    журналиста Медового , ибо он  основатель, крестный  отец… Затем  пришли в музей  подарки   и от других писателей, артистов,   художников.   Особую   ценность имеют авторские  работы. Правда  этот именитый отдел, где  они находятся, самый  маленький.   Полки  заполонили книги о мышах.  Писатели жаждали, чтобы их рассказы  и сказки о мышах   были востребованы   читателями. Художники-мультипликаторы  из  студии   «Союз-мультфильм» из   чувства    великой   любви к  музею  уступили ему  группу  своих  кукол-артистов.  А популярный   фокусник  Акопян  сам нарисовал  симпатичного    мышонка.
Для  третьего отдела  «Мышиная  гостиная»   краеведы  отвели целую комнату.   Здесь разыгрывается  действо, спектакль   из мышиной  родословной.  Посетителям представлен  рассказ из жизни мышиной  семьи, о родителях,  детях,  об их  любимых  занятиях и развлечениях.  Кроме  того,   в  гостиной  есть игры, музыка, связанные с мышиной  тематикой.   Веселый  и  озорной нрав   мышей    отображен на рисунках и  картинках.    Вот хитрая   мышь  смотрит на гостей    из    выеденного    куска сыра.  А вот мыши объединяются в   дружную команду    и идут войной на ненавистного кота, вознамерившегося  разорить их город.  А тут   мышь – официант    несет на подносе  коту-клиенту   мину с   зажженым     фитилем. Другой    мышонок-фокусник положил  кота –супостата   в  ящик  и  начал его пилить настоящей  пилой.   Чем только не   занимаются мыши в своей  гостиной!   Мышь – программист   сидит  за компьютером, мышь спортсменка  поднимает   гантели,  мышь-учительница  учит   детей   играть на гармошке…
«Мышиная  библиотека»    - это тот отдел, где собраны детские  книги, сказки, статьи, научные  сборники. Цель у него одна – поведать посетителям  музея, как много в мире написано  серьезного и    шуточного  о   маленьких  хвостатых   зверушках.
Один  отдел,  естественно, посвящался городской  легенде. В  непритязательной,  но  красочной форме он  рассказывал   посетителям легенду о   мыши, о том,  как князя   Мстиславского  спасла Богом  посланная мышь.
И последний  отдел, который   долго осмысливался  Гречухиным,  но довольно  быстро прижился и обрел основательность,  - канцелярия  короля Мышауса. Главная   обязанность канцелярии – поиск  контактов, связь с  другими   мышиными  городами и музеями.  На   самом почетном месте  висит  портрет  короля  Мышауса.  Его  придворные -  рядом.  Приданое,  подарки не  спрятаны в сундуки, а выставлены на  полках и столах.  Имя  королю   придумали сами краеведы. Им  понравилось   латинское звучание  этого  названия, оно вполне уместно, так как  хорошо  интегрировано в  Европу…  Там, в Европе, есть  польский  город  Мышкуф. Пока  связи с ним нет, на письма  ярославских мышковедов  европейские не   отвечают:   видимо,  у них трудно  обстоят  дела с юмором. Зато в  переписку  вступили  мышковеды из США, Финляндии,  где     тоже есть мышиные   местечки.
Веселая  переписка  наладилась у  музея Мыши с  музеем Котов.   Краеведы и не думали, что в  Латвии есть такое  место  обитания   вечных недругов.   Только в  жизни    мышь и кот   враги, а в сказке они могут  быть и  друзьями.   Теплосердечные   контакты стали  долгосрочными.   Латвийские   коллеги любят   слышать, как   хорошо коты   живут… Чтобы они  особенно не  хвалились, мышкинские  краеведы им     однажды написали: «Не забывайте, господа Коты, что мы старше вас   на сорок пять лет!».  Получили ответ: «Как   забыть?! Если бы вас  не было, то чего бы мы ели?».
На    канцелярии  лежит  ответственность  выписывать  Почетные  дипломы и билеты   музея Мыши.  Плата  за вход установлена  небольшая  - пятнадцать рублей,  но для музея   это все-таки  деньги.  Билеты  канцелярия  выпускает   красивые и большущие. В центре их изображен король  Мышаус, он сидит в  роскошной  короне, в  великолепном одеянии.     В одной руке у него  скипетр, на котором кусок  сыра,  другой  лапой  кукиш коту  показывает. И сыр и фига    олицетворяют  жизнелюбие    короля.
В  канцелярии   обычно  сидит  красивая   девушка   Женя  Цветкова. На  голове у неё  мышиная   шапочка. Она  выдает  билеты,   принимает и регистрирует подарки. Вместе с  Гречухиным  готовит   передачу   властных  полномочий от   одного короля  другому.  Каждый  год в музее  появляется новый  Мышаус. Скоро на музейный трон  заступит Мышаус – 230. Отсчет  рождения   короля идет от  даты   образования  города. А город,   как известно,   получил свой  статус   согласно административной реформе  Екатерины  II  в 1777  году...."
 Продолжение  Часть 3 https://yaroslavova.livejournal.com/639811.html