© Наталья Ярославова – Оболенская
28 августа – Успение (Вознесение) Богородицы, 2016 год
Полный текст с иллюстрациями http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=1274
Это статья о Великом князе Киевском Владимире, крестившем Русь, который более всего любил своих сыновей Бориса и Глеба.
Президент России Владимир Путин , в отличие от Великого князя, не любит именно святых Бориса и Глеба, но при этом его окружение проводит параллели между ним и крестителем Руси, мало зная о самом Крестителе, изображенном вместе с любимыми сыновьями на иконе «Святой князь Владимир и святые благоверные князья Борис и Глеб» «Царь должен быть один! Бороться! Бороться или не бороться? В.Путин толкует историю Святых Бориса и Глеба»).
Эту статью я хотела написать самой первой после моей поездки в Торжок, Тверь и Старицу в мае 2016 года, где меня потряс в Торжке Борисо-Глебский монастырь архитектора Николая Львова.
Но делаю это сейчас в день Успения (Вознесения) Богородицы, напротив монастыря которой в Старице через реку на холме стоит разрушенный Борисоглебский храм, строившийся по типу храма в Торжке.
Знает ли Владимир Путин о древних клеймах икон, на которых Великий князь Владимир передает скипетр власти его сыну святому князю Борису, посаженному им на Ростов? Я думаю – нет.
Знает ли Владимир Путин о клейме, на котором изображено крещение Бориса и Глеба в реке, а над ними голубь Святого Духа, нисходящий на них?. Полагаю – нет. Великий князь Владимир хотел наследовать Киевский престол Борису, как рожденному после крещения Владимира. Так в Византии выделяли Багрянородных сыновей. Крещенной Руси – сын, рожденный после крещения.
Этим сыном был князь Борис, в крещении Роман, в честь Романа Сладкопевца, как мой дед, отец моего отца Бориса.
Мне эта история поэтому особо и интересна, ведь фамилия моей мамы Давиденко образована от Давид - имени в крещении Глеба князя города Мурома, над которым я видела двойную радугу, когда ехала на похороны мамы. Не было прямого поезда, и моя дорога легла через Муром. А имя отца- Борис Романович Ярославов, при том, что Ярославское княжество было вотчиной святого Бориса Ростовского.
Великого князя Бориса Ростовского особым образом готовили к Киевскому княжению. Оттого он и изображен со скипетром власти, полученным от отца князя Владимира Киевского.
Именно со скипетром вошел в историю Борис, несмотря на захват Киевского престола смердящим после смерти братоубийцей Святополком Окаянным, чье имя образовано от Свят - яркий пример истории: не в имени дело.
И мать и отец были у Святополка разными с Борисом и Глебом. Святополка называют сыном двух братьев-отцов, т.к. князь Владимир взял в жены беременную жену брата Ярополка, поэтому и не любил чужого сына.
История рождения Святополка наполнила беззаконием его сердце и рек он: «Погублю братию свою всю и буду единовластец в России».
Никто из поддержавших предателя власти вместе с Окаянным и Смердящим этой власти не получил.
В 2015 году отмечалось 1000-летие со дня убийства и появления на Руси первых святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Но это 1000-летие не отмечалось также широко, как 1000-летие Ярославля.
Тогда как Ярославское княжество выделилось из княжества Ростовского , отданного в правление Великому князю Борису. «Посади их по властем… Ярослава, по смерти Вышеслава в Нове граде. Бориса, в Ростове. Глеба, в Муроме, Всеволода, во Владимире…».
Святой князь Борис - был князем над землями более позднего Ярославского княжества. Поэтому в Ростовских и Ярославских землях и одни из древних - Борисо-Глебские монастыри. Борис – здесь в Ростове и Ярославле главное имя.
Не забыли о князьях только в епархии Рыбинской.
По благословению Епископа Угличского и Рыбинского Вениамина появилось издание 2015 года: «Житие в иконе Святые благоверные князья Борис и Глеб. Посвящается 1000-летию мученической кончины первых русских святых и благоверных князей –страстотерпцев Бориса и Глеба» при участии Воскресенского собора г.Романовск-Борисоглебск (Тутаев) Рыбинской епархии РПЦ.
После убийства Бориса и Глеба был культ святых князей в их княжествах Ростовском и Муромском, в Смоленске и Киеве.
Святого Глеба убили под Смоленском, мощи его сначала находились в церкви Смоленска.
Святой Борис был убит на реке Альте около Переславля Волынского, где князь Ярослав Новгородский затем одержал победу над Святополком братоубийцей Окаянным. Молил Ярослав перед боем о помощи Бога и святых его братьев Бориса и Глеба, так он изображен на клейме иконы.
«Моление Ярослава перед боем. Битва войска Ярослава с войском Святополка» (клеймо 18)
В битве на реке Альте, где был убит Борис князь Ярослав Мудрый вернул себе и земли отца Владимира («Город Ярослав на реке Сан, основанный Ярославом Мудрым на землях, отвоеванных им у польских князей, и 770 лет победы в Ярославском сражении будущего короля Руси Даниила Галицкого»).
Похоронен князь Борис был в Вышгороде у церкви св. Василия, именем которого был крещен его отец Владимир.
При Великом князе Киевском Ярославе святых братьев Бориса и Глеба перезахоронили вместе в новой церкви.
Есть редкая икона Ярославской Толгской Божией Матери, на которой изображены Борис и Глеб, и апостолы Петр и Павел.
Отчего Ярославская Толгская икона Божией Матери, а не какая либо другая ?
Ведь Ярославская Толгская икона была явлена в XIV веке около Ярославля, а святые князья Борис и Глеб - княжили и погибли в XI веке и Толгскому образу поклоняться не могли («Лондон» на Верхней Волге: Ярославский Толгский монастырь: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу»)
Но Ярославская Толгская икона была явлена в 1314 году, в годы Ярославского князя Давида Федоровича - сына Федора Смоленского Черного. И Святым Ярославского князя Давида Федоровича был святой Глеб (Давид) - убитый под Смоленском сын князя Владимира Киевского
Смоленск - место гибели Глеба (Давида) Муромского вместе с явлением под Ярославлем Толгской иконы при князе Давиде Ярославском – сыне Федора Смоленского и объединили всех на одной иконе, более поздней, в сравнении со временем жизни святых князей Бориса и Глеба.
Князь Глеб (Давид) - сын Владимира является святым и у католиков.
Перед смертью Великий князь Ростовский много молился из-за смерти своего отца и предательства Святополка, который рос с ними как брат, но был зачат, как сводный двоюродный родственник, сын Ярополка.
Князь Бориса Ростовский вспоминал пример Никиты Чешского.
«Святой, взывая к Богу и Пречистой Богородице, молился всю ночь и вспоминал святых мучеников Никиту и Вячеслава Чешского, погибших от руки своих родственников». Вячеслав Чешский, он же Вацлав, был воспитан как христианин бабушкой Людмилой, но убит братом язычником. Дата гибели св. Вацлава отмечается в Чехии как День чешской государственности
В случай же со Святым князем Борисом и Святополком Окаянным исключителен тем, что христианина убил христианин и родственник по крови.
«В прославлении Бориса и Глеба соединились два чина Святости: благоверные князья и страстотерпцы. Они первые на Руси благоверные князья, т.е. праведные и благочестивые правители, жившие и правившие по закону Божьему, несшие Свет Христова Евангелия своим подданным. Они же - первые страстотерпцы на Руси, что означает особый подвиг мученичества: гибель от руки крещенного и родного по крови человека, а не от руки язычника за исповедание веры православной. Примеры мучеников-страстотерпцев к тому времени уже были в Православном мире и известны на Руси. Это святой Вячеслав Чешский и его бабка Святая Людмила Чешская, погибшие от рук родственников.
«Обретение мощей и первое прославление святых Бориса и Глеба (считается, что это было первое местное прославление) произошло предположительно в 1052 году во время правления и при участии великого князя Ярослава. Всероссийское прославление состоялось с перенесением мощей Святых в новый храм 2 мая 1072 года при правлении князя Изяслава Ярославича и сопровождалось несколькими чудесами исцелений (1).
Многочисленные потомки великокняжеского рода после обретения мощей и причисления к лику святых Бориса и Глеба стали возводить в их честь церкви в своих владениях. Князья мученики особо почитались как небесные покровители и помощники благочестивым правителям. Так князь Олег Святославич построил не только храм в Вышгороде, но и собор в Старой Рязани. Другой брат Давид Святославич построил храм в Чернигове, а Юрий Долгорукий - в Кидекше, что под Суздалем. Возводились храмы и в Смоленске, Новгороде, на реке Альте, в Дорогожиче (где князь Борис был убит)… Центром почитания святых был Вышгород.
Почитаются святые Борис и Глеб, прежде всего, как заступники земли Русской от иноплеменного нашествия и междоусобной брани. В Житии Святых описана их благодатная помощь русскому воинству при защите Отечества. Перед битвой святого благоверного князя Александра Невского со шведами братья мученики Борис и Глеб явились воеводе Филиппу; перед битвой великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле они явились ночному стражу. Князья полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской молились перед сражениями, призывая на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и русские войска одерживали победу над ними» (1).
В 2013 году, после двух поездок в Псков, я обращала внимание на то, что великий князь Александр Невский молился святым Борису и Глебу перед битвой на Чудском озере.
Но современные язычники, именующие себя «православными», чьи сердца «наполнились злобой и беззаконием», как писали летописцы, практически полностью игнорируют то, что Александр Невский – сын Ярослава Киевского, названного так в честь предка Великого князя Киевского Ярослава Мудрого, молился святым Борису и Глебу, по примеру его предка перед битвой на реке Альте, о чем рассказывает клеймо иконы 18 «Моление Ярослава перед боем » ( « Святые Борис и Глеб, династическая легитимность и завещание Александра Невского Псковичам о его потомках и «втором распятии жидами Христа»).
В истории святых Бориса и Глеба было ещё три святых брата: Ефрем, Георгий и Моисей Угрины (венгры) из дружины Ростовского князя Бориса.
Святой Георгий Угрин заслонил своим телом князя Бориса, но был пронзен вместе с ним, а затем убийцы отсекли ему голову. Так «сподобился Георгий вместе со своим князем получить мученический венец, и имя Георгия передано отдаленному потомству вместе с именем св. Бориса».
В «Сказании об убиении свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба» повествуется о различных исцелениях больных в храме, им посвященном, некоторые иногда удостаивались видеть во сне вместе со свв. мучениками князьями и Георгия… «Поведоша же и сие, яко видя ходяща с ними и Георгия отрока оного, иже паде на теле св. Бориса убиваемого и пронзен бысть копьем: той свещу носящь перед святыми зряшеся» (Четьи-Минея св. Дмитрия Ростовского, июль, л.41). Имя отрока Георгия было вносимо в число святых в старинных святцах и молитвословах. В Агиологии Востока архим. Сергея он помещен в число русских святых неканонизированных, но находящихся в рукописных святцах: «Георгий, иже постарада со святым князем Борисом, и с ним в чудесех в видении являшеся» (III, пр.3, стр. 61. Н.Барсуков, Источники русск. Агиографии, стр.124. Воскр. Чтение, XXII, №26). Ист.2.
Брата Ефрема Угрина не было в то время рядом с князем Борисом Ростовским и Георгием Угриным. Когда Ефрем узнал о гибели Георгия Угрина, то пришел на место его гибели, взял голову брата, получил благословение Киевского митрополита и отправился в район Твери, где выбрал место около Торга, куда съезжались псковитяне и новгородцы. Здесь в Торжке Ефрем устроил странноприимный дом, а затем на правом берегу реки Тверцы в живописном месте по благословению Новгородского владыки в 1038 году построил храм святых Бориса и Глеба. Первым насельником и архимандритом обители был сам Ефрем, вошедший в историю, как Ефрем Новоторжский.
Храм Бориса и Глеба в Торжке был построен за 34 года до прославления в лице святых в 1072 году князей страстотерпцев Бориса и Глеба (в крещении Романа и Глеба). «Перед смертью пр. Ефрем завещал положить голову его брата в своем гробе, и до ныне глава блажен. Георгия хранится в раке мощей его ( Ефрема)».
Уже более 900 лет «святая Новоторжская Борисоглебская обитель цветет и ширится».
Брат Моисей Угрин после убийства князя Бориса и его брата Георгия Угрина сумел бежать, но был пленен поляками. Из-за его красоты был выкуплен богатой и властной ляхиней, но отказался быть её мужем: «Как же мне, свободному, самому сделать себя рабом жены?». Посмеялся блаженный безумию этой женщины: «не можешь ты меня прельстить тленными вещами этого мира. Пойми это и не трудись напрасно. Болеславу и скверной ляхине, издевавшейся над ним, он предрек скорую смерть, что и исполнилось. «В одну ночь Болеслав внезапно умер, и сделался великий мятеж во всей земле Ляшской, поднялся народ и побил своих епископов и бояр. Тогда убили и вдову. Преподобный Моисей, оправившись от ран, пришел к Пресвятой Богородице в святой Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов» (2).
«Первые иконы святых Бориса и Глеба не дошли до нашего времени.
Самой ранней из сохранившихся житийных икон можно считать образ 2-й четверти XIV века, хранящийся ныне в Третьяковской галерее.
Замечательным примером житийной иконы святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба является образ из Воскресенского города Романова-Борисоглебска (современного Тутаева) … До 1822 года Романов и Борисоглебск были самостоятельными городами. Борисоглебск до 1777 года был Борисоглебской слободой, получившей свое название от первого храма, построенного монахами, спасшимися от смерти и разорения ордынскими отрядами в 1238 году. На Ярославской земле это, пожалуй, был один из первых храмов, посвященных святым страстотерпцам. … До XVII века здесь был небольшой мужской монастырь. В 3-й четверти XVII столетия ярославской артелью строителей был возведен великолепный двухэтажный каменный собор Воскресения Христова. … Ещё в 1652 году на этом месте был построен каменный шатровый одноэтажный храм в честь Богородицы Одигитрии ( Смоленской иконы Божией Матери) с приделами во имя Иоанна Предтечи и князей Бориса и Глеба. Из-за трещин от тяжелого шатрового завершения началась реконструкция и достройка. Придел Бориса и Глеба из нижнего Богородичного храма был перенесен в верхний Воскресенский храм… Собор вплоть до XX века часто называли Борисоглебским, а иногда и собором Спасителя из-за нахождения в ней иконы Спаса Вседержителя.
В храме пять икон с изображением Бориса и Глеба.
Но особенно выделяется икона «Святые благоверные князья Борис и Глеб, с житием» (1).
«Икона написана Ярославским изографом высокого уровня мастерства в последней четверти XVII века. В среднике иконы Святые изображены предстоящими в молении Господу. По фону равномерно раскинуты небольшие легкие, полупрозрачные белые облачка в виде прилистников.
В руках Бориса и Глеба нет крестов, традиционных для иконографии мучеников, нет и мечей – символ княжеской власти и доблести воинов. Их руки даны в молитвенном жесте… Святые Борис и Глеб в молитвенном предстоянии перед Богом изображены с непокрытыми головами, и , что особо обращает на себя внимание, - снятые шапки они прижимают к себе локтем. Благоверные князья представлены как Небесные заступники, покровители и ходатаи пред Богом за православный народ.
Средник охвачен рамкой с золотым растительным орнаментом по густо-синему и пурпурному фону. Вокруг средника размещены 18 житийных клейм. Прочтение Жития святых Бориса и Глеба в иконе начинается с верхнего левого клейма. Слева направо. В некоторых клеймах имеется не один сюжет… Либо же, напротив, последнее «Моление Ярослава перед бое...» (клеймо 18) занимает пространство трех обычных клейм. Все клейма содержат краткую надпись.
В иконописной житийной повести публикуемой иконы три темы: праведность и благочестие, князья -страстотерпцы, обретение их нетленных мощей. Примечательно, что в иконе вовсе отсутствует тема чудотворений.
Первая тема - тема благочестия православных князей …(клейма 1-8). .. Князья показаны как кроткие, послушные, почитающие отца своего сыновья, любящие друг друга. Они живут и правят по Священному Писанию, потому многократно в клеймах иконы святые Борис и Глеб изображены с книгой. Каждый из братьев, стоя перед князем Владимиром, держит закрытую книгу (клеймо 1). Далее, после совершения великого таинства крещения (клеймо 2), святые Борис и Глеб изображаются всегда и раскрытой книгой ( клейма 2,4,5,9,10). Описание клейм на иконе представлены ниже.
Как уже сказано, от руки родственников, также как Борис и Глеб, погибли святые Никита, Вацлав и Людмила Чешская.
Недавно в Чехии РПЦ был открыт храм Людмилы Чешской.
«Храм был освящён 29 декабря 2012 года архиепископом Егорьевским Марк… Храм Святой Людмилы стал одним из самых больших православных храмов Праги. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при посольстве РФ, поскольку на территории посольства действует пропускной режим, а сам храм довольно мал» ( Храм мученицы Людмилы Чешской -).
Это было обращение к лучшим чувствам чехов, состраданию к преданной кровными родственниками страстотерпице Людмиле.
Но в самой России о князьях – страстотерпцах Борисе и Глебе не любят вспоминать ( «Художникам надо нарисовать церковь Бориса и Глеба, с видом на которую жил В.Путин, ведь Украина для нас – братская»)
Всё пытаются отделить Бориса и Глеба от Александра Невского. Также как и от его отца Великого князя Ярослава Всеволодовича.
Но это столь же глупое и невежественное занятие, как попытка отделить Великого князя Владимира Киевского - от его любимых сыновей Бориса и Глеба , изображенных с ним на одной иконе, одному из которых – сыну Борису Ростовскому он отдал скипетр власти.
Описание клейм на Житийной иконе, которыми проиллюстрировано «Житие в иконе Святые благоверные князья Борис и Глеб", посвященное 1000-летию мученической кончины первых русских святых и благоверных князей –страстотерпцев Бориса и Глеба, изданное по благословению Епископа Угличского и Рыбинского Вениамина в 2015 году, при участии Воскресенского собора г.Романовск-Борисоглебск (Тутаев) Рыбинской епархии РПЦ
Клеймо 1
Борис и Глеб перед отцом князем Владимиром
Продолжение http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=1274