yaroslavova (yaroslavova) wrote,
yaroslavova
yaroslavova

Из России с любовью. О российской энергетической политике и отношениях с Украиной. Ч2

полный текст с иллюстрациями

Начало http://yaroslavova.livejournal.com/538792.html

«Энергетическую стратегию 2020»   «мучили»  и обсуждали, в т.ч. бестолково — люди далекие от темы,   несколько месяцев.  То, что составители    этой стратегии не знали о кризисе - это  от  лукавого.  Её обсуждали ещё тогда , когда  я  в июле  2008 года  делала    упомянутое интервью http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=226,«Агония  нефтяного рынка» (версия  есть на сайте   http://www.wprr.ru/archives/236, «Мировая  политика и ресурсы»), где дословно  было сказано: «Меня недавно спросили : «Вы читали стратегию 2020 ?». Отвечаю: «Нет». Потому что я читала Стратегию 2015, 20… и вообще все стратегии, начиная с 1990 года и ни одна из них  не выполнена и расчеты ни одной из них не сбылись. Все они написаны бывшими плановиками, которые считали, что будет так, как они прикажут. Пока так, «как они прикажут» ни разу не было...».
Стратегию 2020  делала, так или иначе ,   команда  , имеющая отношение к ЦСР «Северо-Запад», в частности, Э.Набиуллина   А.Фурсенко, Г.Греф , П.Щедровицкий   - сейчас он в «Росатоме» -  у С.Кириенко   пр.  Думаю и муж Э.Набиуллиной  - Я.Кузьминов  (ВШЭ) тоже  идей  добавил.  Иногда ЦСР   называют  «Центром Ковальчука».
(Это  первый   абзац,     отчего-то   переставленный   ниже. После чего  он идет  не сразу  после ЦСР.    Хотя,  именно,   ЦСР несет  ответственность  за стратегии).
«Энергетическую   стратегию  2030»  вообще  протолкнули    «под   шумок»  аварии   на Саяно-Шушенской  ГЭС и вывели в  ней   как приоритет    атомную энергетику, под предлогом  «избавления  от нефтяной  зависимости».  Хотя  после  Чернобыля,   с   моей точки зрения, России на этом направлении  лучше бы вообще  поставить крест. Тем более, если почитать публикации  по  ЛАЭС, где    почему-то продлили   службу   последнего реактора   чернобыльского   типа (http://www.euxpress.de/archive/artikel_1364.html,ссылка исчезла).   Т.е. над Петербургом висит «тень Чернобыля».
(Это    второй абзац, который   переставили  ниже и   почти весь купировали .  Хотя   сказанное   тоже  относится к  ЦСР  и   Росатом)
«Поймать на  настроении»  - это конечно манера  и опыт  Сергея  Собянина  - председателя   наблюдательного совета  госкорпорации «Росатом» и  председателя совета директоров ОАО «ТВЭЛ» (я не встречала информации о том, что он оставил эту  должность) .
Также в  2005 году,   после  захвата        школы в Беслане ,   В.Путина   «Поймали  на  настроении», в состоянии  глубокого переживания и  он подписал Указ   о  назначении  губернаторов, что стало,      своего рода,  «политическим переворотом»  в госуправлении     России.  Хотя  вообще-то  Конституция   сформулирована так, что  губернаторы  должны избираться населением, но после  избрания  - быть встроенными в  систему исполнительной  власти.  Одно другому не противоречит.  Тогда,   в ходе  анализа энергополитики,         люди   очень  осведомленные  в ней,   задавали такой      многозначный вопрос : «Что произошло в  России  осенью  2005 года ?».  Это был намек и подача.... Сегодня все в России  задают вопрос:  «Что произошло в России   за  2008-2009 год , если   Сталин из « эффективного менеджера»  стал в СМИ уже «успешным госуправленцем» ?. Почему  происходит  реинкарнация   Сталина, если в стране      политику  определяют демократы  , по формальным признакам   ?  И здесь мы  видим сигналы той самой   угрозы  , о которой  я  говорила  выше: «Диктатура, замаскированная  под  демократию».  В  команде   вокруг «ЦСР «Северо-Запад»  много менялось.  Отодвинули, к примеру,  Д.Козака.    Этот «ресурс Стратегий»  взяли под  контроль другие  люди.
Это, по сути ,   не редко не  Стратегии, а  кулуарно      «пролоббированные  цифры  для выделения  бюджетных  средств  под     объекты , доведенные   до состояния хлама».  Это с  моей точки зрения , из ряда (добавлено:  вон): «Поставить в ситуацию и спасти из неё».  Кстати,  сумма    60 триллионов , из новой   редакции  стратегии,  говорит о реальном уровне  инфляции.
(Сюда вставили абзацы 1 и 2 после купирования)
Это третий  абзац, который переставили ниже  и купировали
У команды     слабое место — неумение  прогнозировать цены на нефть и непонимание   законов , по которым работает    глобальный  нефтяной рынок.   Казалось бы,    на первый  взгляд, при  доминировании этой «атомно - монопольной   ментальности», которая  подавила нефтяную науку,   у России нет перспектив (замена  возможности) усилить  свои позиции на мировом нефтяном  рынке.  Но дело в том,  что именно   с этой  командой  встречался  президент  Америки (США)  Б.Обама  во время  своего  июльского визита в Россию.  Именно  по линии  этой  команды видится слияние между  Россией и Америкой , после «торга».  И если я правильно  прочитываю ситуацию,  то     победившие демократы от Америки  будут   поддерживать А.Яценюка в Украине.  В результате   этого  альянса позиции России  могут измениться,  но это будет, в определенном смысле,  другая Россия.
Тут важно сказать, что   в карьеру  Сергея  Собянина,  вложилась    я  лично, когда  возглавила у него аналитическое направление в южном штабе  во время  губернаторских выборов      2000 года. В  июле   этого года в публикации «Невезучие» («Вечерняя Тюмень», 06.06.09 г.)   я вспоминала  о том, как южная  команда вела  С.Собянина   к этой  губернаторской  победе . Сама статья   -  о «невезучих нефтяных   элитах Тюменской  области» (http://vecherka.info/index.phpoption=com_content&task=view&id=1310&Itemid=106).
Писала эту  статью вынужденно,  в связи   крайне жестким приговором  7 лет строго режима  руководителю выборного штаба С.Собянина и  управляющему  делами в  его администрации ,  в период руководства  им Тюменской  областью.  Много странных уголовных  дел сейчас в России,    более      похожих на устранение и даже ликвидацию  конкурентов. 
 Т.е.    политическую фигуру   Сергея  Собянина я знаю хорошо и она мне понятна.  Я много  раз задавала себе вопрос: «Неужели интуиция впервые  подвела меня?.  Почему я  убедила   элиты   Юга Тюменской  области в том, что надо выбирать С.Собянина? Было бы    лучше  России, если бы я этого не сделала?».  В 2000 году  у С.Собянина была исключительно  демократическая  риторика во время выборов. Сейчас С.Собянин  (он) , напротив,    сконцентрировал огромные ресурсы и полномочия: это и Первый  канал, и информационный  сектор,  и «электронное правительство», и контроль законотворчества, и адвокаты, и, по сути,   назначение  губернаторов, через контроль критериев,   и кадровый  резерв. И это без энергетики. Если   реально посмотреть  на политику  , то складывается впечатление, что  Д.Медведев и В.Путин, в  определенном смысле (в некоторой степени), конкурируют за   С.Собянина и ресурсы, которые он сосредоточил.  Поэтому политика России    на мировом нефтяном рынке  , вероятнее всего,  станет     пролонгацией   политики  Тюменской  области   образца    2000-2005 года в мировом масштабе. Это опора  на  ТНК , это льготы и преференции  ТНК,   это политика   ТНК,  замаскированная прогрессивными  и благородными   идеями «изъятыми»  у профессионалов ТЭК.  Сейчас это уже произошло в масштабе России.  Я не вижу сил, которые  могут  ограничить   это    движение заместителя председателя  Правительства РФ   С.Собянина,  за  исключением   альянса  потребителей  энергоресурсов,  Украины, ЕС и  Британии.  Это не  демонизация. Это реальный взгляд.  При этом С.Собянин может  на время  скорректировать   политику в очень даже прогрессивном ключе, если это надо будет (необходимо) для достижения цели.   Его надо по делам смотреть. Риторики  у него сейчас нет. Он  молчит.  Сейчас все  олигархи ставят задачу пиарагентствам:  не раскручивать их,  а сделать «невидимыми» для  СМИ. Очень много новых фигур  в    мировой  нефтяной    политике и   в Глобальной  энергетике.  Практически все  они   не  знают историю  Мирового нефтяного рынка, даже в чем-то инородны ему,      и недооценивают тот факт, что  этим рынком управляет не Америка ,  и даже не Америка в  её возможном альянсе  с  Россией, а  вселенские законы.  Вот эти законы все и поправят.
(Сюда  вставлен  третий  перемещенный  абзац)
Вывод : У России, также как  у  других Ведомых мировых Игроков глобального  нефтяного  рынка впереди тяжелая  борьба, в т.ч.  за сохранение  целостности государства и самостоятельность.  Задача, аналогичная  задаче  Украины.
2.     «Терминал»: Должна  ли Украина  поддерживать энергетическую политику   России,  или  должна  выработать  свою собственную    позицию? (первая   редакция  2-го вопроса. Должна ли Украина поддерживать эти шаги, либо у нее (Украины) должна быть своя позиция (политика), связанная с тем, что она — страна-потребитель?)
Н.Чистякова: Повторю,  у  России нет устоявшейся  энергетической  политики, чему свидетельство -  периодическая  смена  нереализованных «Энергетических  стратегий». Меняется  группа влияния   - меняется  Энергетическая  Стратегия. Традиции в российской   энергетической  политике  держат не  те политики и чиновники, которые сейчас встроены во  власть. Несмотря на то, что (хотя) на вершине, вроде бы, одни и те же лица,  но кадры вокруг  них меняются  из-за   конкурентной борьбы   «за доступ к телу», которая ведется    буквально  «не на жизнь , а на смерть».    Отсюда встает первый  вопрос : что поддерживать , какие  шаги ?   Можно, теоретически,    не поддерживать,  можно формулировать отношение к  Энергетическим  стратегиям. Но  как  показывает мой опыт,  это непродуктивная  трата  времени. Потому что, (как) только копья   разведут в сторону  в схватке по  одной стратегии, как  тут же   на стол  другую   выкладывают. И тот , кто имеет  знание , но ещё  не  имеет  мудрости,  вовлекается в этот  процесс  ,  и фактически, начинает  жить по планам людей, которые менее   опытны и компетентны , чем он, и имеют противоположные  цели.
У любой (каждой) страны  здесь должен быть свой четкий  норд ( норд взято  в кавычки) и она  должна  профессионально реагировать только (лишь)  на то, что касается стратегических  интересов  её, как самостоятельного государства.
Может  ли Потребитель, в частности,  Украина, поддерживать или усиливать Монополиста  - продавца (поставщика), в частности, Россию?  Задача Украины  как любого потребителя в данном случае,  вступить в отношения,    т.е.   получить услугу, но при этом  не  заключить  кабальный  договор. Цивилизованный  договор подразумевает равноправие ,  в  нем не должно быть  такой составляющей, как личная договоренность первых  лиц.  Я  знаю не  один пример, когда сначала  были устные  договоренности, а потом  они  забывались и санкции предъявлялись.  И,    поверьте мне,  услужливый  ум советников всегда   найдет  моральное оправдание  под  несоблюдение устных  заверений в дружбе.   Идеальные  отношения потребителя   и поставщика   должны быть таковы,  чтобы  потребитель  не просиживал себе  штаны  (или юбки) в приемной   Монополиста и  не вспоминал про признаки пола во время     переговоров.  В одной из публикаций  2007 года  я   обращала внимание на то, что энергетическая  политика в  России приобретает все  более «бабский  характер», в том смысле , что  - становится  «истероидная». Но    не меньшее значение имеет  тема  женщин в  нефтяной  политике.  Меня  унижает тот факт, что я должна  обдумывать альтернативу о том, что  проиграю, если  не буду  делать «женские намеки на дальнейшие обстоятельства»,  допускать касания или  нарушать    личное  пространство   мужчины политика.  В нефтяной   политике   России очень мало  аристократизма и слишком  много ментальности беков.  Я поддерживаю Бриджит Бордо, которая несмотря на штрафы утверждает , что боролась и будет бороться  за аристократизм.   Жены Н.Саркози и С.Берлускони  подали серъезный  сигнал планете.  Что же это у нас  за мужчины в энергетической  политике планеты  (G8) , если от них, таких «не святых»,  даже  жены уходят.  Надежда  Аллилуева подавала  такие  сигналы в отношении Сталина.  Благо у него не было ресурса нефти.  Представляете,  что будет , если  новый Сталин   реинкарнирует в нефтяной державе Россия ? Украине  важно не поддержать этот  сценарий  ради сиюминутных выгод.
Как  видите ,   энергетическую политику нельзя  обсуждать  вне  анализа  трендов. А это тренд.  Нефтяная (глобальная   энергетическая) политика становится  все более персональной,  все более концентрирующей власть.  Поэтому  здесь возникает тема Ф.ИО. , его пороков , взглядов и личной  жизни.   Сложно выделить шаги. Вся нефтяная  политика (вокруг  энергоресурсов) - это метания, сомнения,  спонтанные  решения  Ф.И.О.,    у которого власть.
Украине, повторю,  надо себя  усиливать и вкладываться  в  себя.  Вопрос о поддержке    тех же  трубопроводных проектов нельзя  решать без  граждан.  Ведь  здесь очень остро  стоит тема о том, потребители какой страны      заплатят за эти трубопроводы? В   тарифе какой  страны  и каких потребителей    будет заложен  возврат инвестиций , вложенных в строительство  трубопроводов?  Европейский  потребитель на себя это брать не хочет.  А кто   возьмет: самые  бесправные  потребители в  Украине и в России?  Мы  проводили опрос  на  эту  тему в 2006 году.    В России считают , что  за это должны заплатить  потребители   Стран, потребляющих   нефть и газ.  Если спросить украинцев, то они ответят  иначе.     У этих   «игр» (убрали кавычки)  политиков в энергетической  сфере есть большая  цена . Нам слишком дорого стоит то, что они не могут  равноправно   договориться.  Т.е. дорого стоит  отсутствие аристократизма   и  часто благородства  в     энергополитике.
-         3.  «Терминал» Как  должны  строиться  отношения    между    РФ и Украиной ?  (первая  редакция  3-го   вопроса) Как вообще должны строиться отношения между РФ и Украиной в контексте того, что последняя является крупнейшим потребителем энергоресурсов?).
Н.Чистякова: Я не  думаю, что  Украине  надо наращивать   работу с российскими ресурсами.  Это приводит к зависимости. А  зависеть можно только от того, кто благородно     не воспользуется этой  зависимостью. В  России  же все переменчиво.
-         Украина  имеет шанс быстрее , чем Россия  сменить и структуру  экономики,  и структуру потребления энергоресурсов,  ведь спрос на энергоресурсы  связан с характером экономики.  Наиболее богатые страны  не имеют собственных энергоресурсов и даже не зарабатывают на транзите.   Они торгуют  климатом,  историей и образом жизни. Т.е. безопасностью собственности и защищенностью прав  граждан.  Многие в  России мечтали бы   приехать в Украину  , если бы  она   предоставила   услуги такого  образа жизни, а  совсем не за углем,  нефтью и газом.
-         Нефтяная  столица  Тюмень тяжелее переносит    кризис, чем Санкт-Петербург, где  поток туристов нисколько  не уменьшился, а средний  бизнес , обслуживающий  этот поток  ,     продолжает наполнять бюджет города.  За  те  три года , которые   я живу в  Петербурге   ,   поняла  следующую разницу. Когда   я жила в Тюмени и говорила (предлагала)   монополисту: давайте   поговорим на  языке права,  мне отвечали : «Мы слышали, что  вы  «отмороженная», но не до такой  же степени».  Когда я   в Петербурге предлагала переговорить на  языке права, мне говорили (же говорят) : «О вы знаете Право ! Тогда мы будем соблюдать  Ваши Права!». В Петербурге  пока       «Знатоки права» - некая элитная категория, чьи права соблюдаются.  Остальные  -  тоже « потребители-лузеры». Так вот Украине  надо выделить для партнерства   в России  тех, кто хотя бы реагирует на   знание Права (не в риторике , а на деле) и добиваться  соблюдения прав страны  при потреблении  энергоресурсов .
В сложившихся    условиях   Украина   должна  изучать   опыт  нарушения   прав потребителей  энергоресурсов  в России, потому что  нового для  Украины ничего   не придумают, а   растиражируют  то, что  «работает» в России. В частности, давно   известен опыт     санкций  за  превышение  потребления энергоресурсов.   И   человек    , который знает этот опыт,  просмотрев  даже   по  диагонали    газовое  соглашение 2009 года , сразу   бы    оценил все риски   санкций  за недобор  газа, постаравшись  исключить     эту редакцию        до подписания документа.   Плохой  опыт  и   «Субсидирование богатых бедными».  Это и  подарки   политиков     олигархам   за счет  бюджета  или госресурса (льготные  энерготарифы по прямым  договорам и пр.)  и   специфика  формирования тарифов , когда  граждане переплачивают  за энергоуслуги,   будучи в заблуждении о том, что     правительство  дает им льготы.   Льготы, чаще     всего,  ловушки и обман. Такова правда  жизни   в энергополитике.
 Проблемы   у потребителей в  России  и  в Украине,   как  в стране-потребителе,    общие.  И   в пору     обновить название проекта  , который  мы инициировали в    2006 году,  назвав его: «Потребители ЗА  энергобезопасность : безопасность  поставок  энергоресурсов  и энергообъектов» (примечание: проект  назывался  и называется   Граждане За   энергобезопасность..)
Помимо  правительств, которые сосредоточили энерговласть и действуют часто спонтанно , есть ещё люди и  непривилегированный  бизнес. Они способны выработать     свою      политику и традицию, стать   стержнем , направляющим власть   тогда  , когда  она бывает «не стойкой». Буквально вчера,  1 сентября В.Путин в Польше признал, что «демократии в  наших странах являются слабыми,  политические системы  неустоявшимися,  а  правовой  режим достаточно неопределенный» . Поэтому когда наши верхи  дают  слабину мы  должны   показать, что , как минимум, нам    известно  куда   идти  и  компас у нас не сбит.
Часть 3 http://yaroslavova.livejournal.com/539379.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments