Отношения Князей с посадниками, представлявшими крупных торговцев, складывались сложно. Тому много примеров. Один из наиболее ярких - это святой Князь Всеволод Псковский, создавший «Иоанновское сто» для благоприятной новгородской торговли, изгнанный после этого из Новгорода посадниками и ставший князем в Пскове. Посмертно – святым («В поисках Княжеской мысли…Проблема Коммерсантов в том, что они не знают историю «Иоанновского сто» Князя Всеволода и делают ошибочные ставки»http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=59&PubID=917 )
Посадники могли и «сопхнуть князя». Правда, как только они его «спихивали», вскоре появлялись магистры, а посадники спешили бить челом бывшему князю, чтобы он их защитил. Мало кто из князей прощал предательство.
Армии князьям приходилось содержать и в периоды мира.
Переговоры вели посадники с князем, а не с дружиной князя, т.е. не с его силовиками.
Сложно складывались отношения с посадниками у князя Пскова Ярослава Оболенского.
Ниже я представляю историю двух князей Псковских, сводных братьев Ивана Оболенского и Ярослава Оболенского, а также двух посадников Ивана Агафоновича и Зиновия Сидоровича, которые действовали часто «синхронно» в Пскове и Ярославле, а Иван Агафонович оставил о себе память созиратая Ярославской земли и «сущего дьявола».
Тяжелые характеры бывают не только у князей, но и у посадников, что ясно из представленного ниже.
История складывалась так, что иногда князь Пскова Ярослав Оболенский был с посадниками в одном посольстве, в частности, с Зиновием Сидоровичем. А позже этот же посадник Зиновий Сидорович ездил в Москву в 1486 году «бил челом великому князю о том, чтобы он держал Псков «по старине» и жаловался на псковского наместника Ярослава Оболенского».
Через несколько месяцев князь Ярослав Оболенский умер « на посту».
«Многие князья прославились мужеством в дни мора, подвергаясь опасности, но не желая покидать город. Это относится к наместнику Александру Ивановичу, который «преставися в образе ангельстем», приняв постриг во время эпидемии летом 1422 г. Образцовым для князя было также поведение Ярослава Васильевича Оболенского в 1487 году…» - так написали о князе.
Похоронен был Князь Ярослав Оболенский, умерший 4 октября 1487 года, в Троицком Соборе Псковского Кремля:
«В соответствии со своим высоким назначением, Троицкий собор служил усыпальницей князей - защитников Пскова: «В лето 6995 (1487)… Того же лета князь Ерослав преставися во Пскове, и положише его оу святыа Троици»…
Не упоминался более в летописях и Зиновий Сидорович. Эпидемия поразила в те годы многих псковичей.
К годам правления князя Ярослава Оболенского относится и упоминание некого псковского посадника Ивана Агафоновича (Гахоновича), проявившего себя, в том числе, и в Ярославле, где в Ермолинской летописи, основанной на тексте свода начала 1470-х гг., составленного в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, его назвали «созиратаем Ярославской земли»http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/290 :
« у кого село добро, ин отнял, а у кого деревня добра, ин отнял да отписал на великого князя ю, а кто будет сам добр, боарин или сын боярьской, ин его самого записал; а иных его чюдес множество не мощно исписати ни исчести, понеже бо во плоти суще цьяшос (то есть дьявол – зашифровано по способу простой литореи. – К.Б.)»
Как пишет автор статьи К.Баранов про «созиратая Ивана Агафоновича», «только в Ермолинской летописи сообщение о чудесах было продолжено уникальным для русского летописания рассуждением о потере местными князьями ярославского княжения…Еще большую необычайность этой статье придает кощунственная игра сакральными терминами, … рядом с святыми князьями-чудотворцами упоминается некий персонаж, чьи «чудеса» заставляют летописца назвать его дьяволом; да и сами святые князья-чудотворцы «явились», оказывается, не к добру для своих потомков. Одним из деятелей присоединения Ярославля по текущей работе был некий Иван Агафонович. Занесение его имени на страницы Ермолинской летописи, да еще и с «чем» говорит о его высоком статусе, а именование его дьяволом (за его деятельность по отписке земельных владений и за разбор местных служилых людей) указывает на его активную роль в среде московской администрации Ярославля».
Появился Иван Агафонович в Ярославле, когда начались чудеса при гробах Ярославских князей.
Произошло это через год после вступления на престол Ивана III.
В это же время сводный брат князя Ярослава Оболенского, бывший Псковский князь Иван Стрига Оболенский был назначен наместником в Ярославль.
В статье К.Баранова доказывается тождество между псковским посадником Иваном Агафоновичем и Иваном Агафоновичем, который «орудовал» в Ярославле и был прозван в летописи «сущим дьяволом».
В статье также упоминается о том, что имя «Иван Агафонович» ряд историков считали псевдонимом князя Ивана Васильевича Стриги Оболенского.
«Внимание исследователей давно привлекает деятельность упоминаемого в статье в качестве дьявола во плоти Иоанна Агафоновича. Основное внимание было привлечено к установлению его личности, и в историографии давно утвердилась точка зрения А.Е. Преснякова, что под именем, точнее, псевдонимом «Иоанн Агафонович» в летописи подразумевается первый московский наместник в Ярославле князь Иван Васильевич Стрига Оболенский6. Так же полагали С.Б. Веселовский, Л.В. Черепнин, А.А. Зимин, Ю.Г. Алексеев и Я.С. Лурье».
Однако князь Иван Васильевич Стрига Оболенский умер в 1478 году.
А посадник Иван Агафонович упоминается в 1485 в 1486 годах, когда он ездил к Ивану III:
«В 1485 г. было отправлено в Москву по делу о смердах посольство, в котором находился и Иван Агафонович. Великий князь распорядился так, чтобы все было приведено в прежний порядок. В 1486 г., после взятия Твери, в Москву приехал псковский наместник с посадниками и боярами, в числе которых был и Иван Агафонович».
Князем и наместником в Пскове в 1486 году был уже Ярослав Оболенский.
Таким образом, вот этот псковский посадник Иван Агафонович ездил в Москву вместе с ним. И было это уже, повторю, после смерти сводного брата Псковского князя - Ивана Оболенского.
Не вписывается в гипотезу о том, что «Иван Агафонович» был князем Иваном Васильевичем Оболенским и следующий факт.
Псковский посадник «Иван Агафонович», после того, как Князь Ярослав Оболенский добился мира для Пскова, ездил от имени Псковичей в Москву жаловаться на Ярослава и просить Великого Князя сменить Псковского наместника.
«В 1476 г. великий князь приехал в Новгород и псковичи, еще в 1475 г. просившие у него другого наместника вместо князя Ярослава, которые сильно утеснял их, отправили в Новгород Ивана Агафоновича и еще троих посадников. Дар послов, 50 рублей, великий князь принял, но дело решил в пользу князя Ярослава».
Князь Иван Стрига Оболенский не мог ездить под псевдонимом к Ивану III, который его прекрасно знал и предпочитал видеть на другом, казанском направлении. Тем более, князем Пскова Иван Стрига Оболенский уже был и сам предпочел Москву. Псковичи отзывались о нем хорошо и «сущим дьяволом» стать в Ярославле он не мог.
К тому же , как пишут, в летописи «Иван Агафонович» назван - Гахонович. Т.е. речь , скорее всего, идет об «Иоанне Гахоновиче».
А поскольку он участвовал во всех переговорах с Орденом и Дерптом, касающихся и вопросов торговли, включая переговоры в Новгороде, то , возможно, псевдонимом было и имя самого Ивана Агафоновича.
Интересным является то, что Князь Ярослав Васильевич Оболенский, псковский посадник Иван Агафонович и псковский посадник Зиновий Сидорович часто упоминаются в контексте одних и тех же исторических событий.
Иван Агафонович (Гахонович), в летописях упоминается на два десятилетия раньше:
«Пск. посадник (сер. 1440-х - сер. 1480-х). Впервые упом. в данной грамоте ц. Федора Тирона на рыбную ловлю у Чудского оз. (1446/1447)
1 сентября 1463 г. Иван Агафонович, упоминаемый третьим (последним) по счету среди псковских посадников, провожал из Пскова воеводу Ивана III князя Федора Юрьевича Шуйского «до Невадич», где провожающие и распрощались с ним.
22 января 1464 г. посадник Иван Агафонович вместе с двумя другими отправился посольством в Москву к великому князю просить об учреждении в Пскове епископской кафедры и за помощью «на немец». Посольство вернулось 5 марта того же года.
14 сентября 1470 г. посадник Иван Агафонович и другие были на границе на съезде с литовскими панами.
В 1471 г., во время московско-новгородской войны, Псков послал на помощь великому князю своих воевод, в числе которых был Иван Агафонович. 15 июля он был ранен стрелой при осаде псковичами новгородского Вышгорода».
В этом же 1471 году псковский посадник Зиновий Сидорович
«ездил в Вильну во главе посольства к королю Казимиру IV для решения спорных дел о землях и водах, относительно которых псковитяне не могли сговориться на съезде с королевскими сановниками. Посольство было милостиво принято королём и 21 апреля вернулось в Псков с подарками и ответом Казимира, который обещал сам приехать и осмотреть спорные места. Но такое решение короля, объявленное послами на вече, не понравилось псковитянам»
Князь Ярослав Оболенский в названные годы был в Новгороде с братом.
В 1473 году Ярослав Оболенский уже - князь Пскова.
И он, и два посадника: Иван Агафонович и Зиновий Сидорович упоминаются, как участники переговоров с орденом.
Летом 1473 г. Иван Агафонович вел переговоры в Новгороде с орденским послом о мире
«В январе 1474 года Зиновий Сидорович вступил в переговоры с послами, прибывшими в Псков от магистра Ливонского ордена и юрьевского епископа. С первыми мир восстановлен был на 25 лет, со вторыми — на 30, при условии, что немцы не будут вступаться в земли псковитян, дадут свободный проезд их купцам и не станут пропускать в Псков из Ливонии ни пива, ни меда».
Затем все это посольство в составе князя и посадников не принимает Иван III, недовольный даром ему от Пскова.
Иван Агафонович
«19 мая 1474 г. посадник Иван Агафонович возглавил псковское посольство к Ивану III, окончившееся неудачей: в Москве великий князь их не принял, псковичи даже не получили подворья и несколько дней жили за городом на поле. Посольство вернулось в Псков 23 июня»
Зиновий Сидорович
«Псковитяне были довольны этим договором и послали к великому князю в Москву гонца Григория Умыл-Бородина «бити челом на его жалованьи и на печаловании». Однако, Иван III рассердился на то, что псковитяне вместо знатных людей прислали к нему гонца и после возвращения Умыл-Бородина в апреле из Пскова поспешили отправить новое посольство с поминками, в состав которого вошел и посадник Зиновий Сидорович. Но великий князь послов «на очи не пустил, ни дару не принял»[1], «понеже умедлиша приити с челобитием». Пять дней простояли они шатром в поле и 23 июня ни с чем вернулись в Псков».
Посадники вернулись в Псков, а князь Ярослав Оболенский остался в Москве до 1475 года выстраивать отношения с Великим князем Московским Иваном III.
1476 год
«Спустя два года, в январе 1476 г., когда Иоанн творил грозный суд в Новгороде, посадникЗиновий Сидорович с псковским князем Ярославом Васильевичем и другим посадником СтефаномМаксимовичем отправились к нему бить челом, чтобы он жаловал свою отчину Псков. Великий князьотвечал им, что хочет держать псковитян по старине, прибавив,"а кого к вам о своих делех ни пришлю, ивы бы есте мене слушали, а ему верили, как и мне, великому князю, и моей грамоте" (http://dic.academic.ru/…/%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%…)
В период с 1477 по 1480 года князь Ярослав Оболенский не был князем Пскова. Он был в Ливонском походе 1480 года.
В военном походе посадники не упоминаются. Они продолжают действовать в Пскове.
В 1478-1480 годах.
Зиновий Сидорович
«В декабре 1478 года Зиновий Сидорович опять принял участие в большом посольстве, отправленном с богатыми подарками к Ивану III в Великий Новгород. В 1480 году вновь ездил в Новгород приветствовать приехавшего туда Ивана III»
Иван Агафонович
«7 декабря 1479 г., во время пребывания Ивана III в Новгороде, к нему приехала делегация псковских посадников, в числе которых был Иван Агафонович; вернулись в Псков они 25 декабря».
В январе или феврале 1480 г. посадник Иван (Агафонович?) ездил за великокняжеским воеводой кн. Андреем Никитичем Ногтем с просьбой о возвращении его с войском в Псков»
В 1483 году князь Ярослав Оболенский княжит в Пскове во второй раз (с 1480 года).
И посадники Пскова попадают с ним «под раздачу» по «делу о смердах»
Иван Агафонович:
«6 мая 1483 г. во Пскове псковичи «посекли» дворы нескольких посадников, в том числе Ивана (Агафоновича?).
Весной 1485 г., перед Троицыным днем, из Пскова поехало очередное посольство (в связи с спором о смердах) к Ивану III во главе с Иваном Агафоновичем; вернулись в Псков они после Петрова дня.
Осенью того же 1485 г., перед Воздвиженьем, псковский князь Ярослав Оболенский с посадниками во главе с Иваном Агафоновичем отправились к московскому великому князю и вернулись перед Филипповым заговением»
Зиновий Сидорович
«В 1483 году в Пскове начались волнения: псковичи посекли дворы пяти посадников, в том числе и у Зиновия, а в следующем году, когда смерды отказались исполнять свои обычные работы для города, и платить дань горожанам. Троих из смердов посадили в тюрьму и написали на них «мёртвую грамоту».
В 1485 году два раза вместе с другими посадниками ездил к великому князю в Москву. Второй раз по поводу мятежа 1483 года. Вече ссылалось на старинную («мертвую») грамоту, облагавшую смердов данью, но Иван III принял сторону сельского населения и в грозном ответе псковским послам заявил, что они приехали к нему «бездельно», осудил самоуправство веча, велел отпустить задержанных смердов и отпечатать их «животы».
Участию князя Пскова Ярослава Оболенского в деле о смердах в книге митрополита Евгения Болховитинова «История княжества Псковского» уделяется несколько страниц.
Последнее упоминание Ивана Агафоновича относится к 1485 году
« Осенью того же 1485 г., перед Воздвиженьем, псковский князь Ярослав Оболенский с посадниками во главе с Иваном Агафоновичем отправились к московскому великому князю и вернулись перед Филипповым заговением». Это последнее упоминание Ивана Агафоновича в псковских летописях. Надо думать, в конце 1485 г. или вскоре после этого он окончил свой жизненный путь»
Последнее упоминание Зиновия Сидоровича относится к 1486 году. И только лишь в одном источнике, наряду с просьбой «держать Псков по старине», добавляется, что он жаловался на князя-наместника Ярослава Оболенского:
« В 1486 Зиновий находился в числе послов к вел. князю по поводу волнений в Пскове и жалоб на князя-наместника Ярослава, а также с просьбой «держать Псков по старине». Это было последнее известное посольство из Пскова в Москву по делам внутреннего управления». http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=2308&abc=1
Псковский посадник Иван Агафонович на князя Пскова Ярослава Оболенского не жаловался. Но прослыл «сущим дьяволом» в Ярославле.
Если сравнить ярославские и псковские истории, то получается, что сначала псковский посадник Иван Агафонович последовал в Ярославль вместе с бывшим Псковским князем Иваном Васильевчем Стригой Оболенским. А затем с 1470 года был рядом с его братом князем Пскова Ярославом Васильевичем Оболенским.
Представляю далее статью о ярославском периоде посадника Ивана Агафоновича, названного в летописи «сущим дьяволом»
К.В. Баранов
Иоанн Агафонович, созиратай Ярославской земли (эпизод из истории присоединения Ярославля)http://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/290
Одним из основных источников по истории присоединения Ярославского княжества к Московскому давно и заслуженно считается статья 6971 (1462/63) г. Ермолинской летописи. В этой статье рассказывается о происходивших (начиная с 5 марта 1463 г.) исцелениях от гробов первого ярославского князя Федора Ростиславича и его детей, после чего изложение переходит к обстоятельствам присоединения Ярославля:
«В лето 971. Во граде Ярославли, при князи Александре Феодоровиче Ярославьском, у святого Спаса в монастыри во общине авися чюдотворец, князь велики Феодор Ростиславичь Смоленский, и з детми, со князем Костянтином и з Давидом, и почало от их гроба прощати множество людей безчислено.
А после того в том же граде Ярославли явися новый чюдотворец, Иоанн Агафонович, сущей созиратай Ярославьской земли: у кого село добро, ин отнял, а у кого деревня добра, ин отнял да отписал на великого князя ю, а кто будет сам добр, боарин или сын боярьской, ин его самого записал; а иных его чюдес множество не мощно исписати ни исчести, понеже бо во плоти суще цьяшос (то есть дьявол – зашифровано по способу простой литореи. – К.Б.)»1…
Внимание исследователей давно привлекает деятельность упоминаемого в статье в качестве дьявола во плоти Иоанна Агафоновича…
Оставив на время Ярославль, обратимся к северо-западному краю нашей страны, к Пскову. Здесь во второй половине XV в. разворачивалась деятельность псковского посадника – полного тезки нашего героя, также Ивана Агафоновича. Его биография довольно хорошо зафиксирована псковской летописной традицией….
Хотя в псковских летописях, так часто писавших об Иване Агафоновиче, нигде не упоминается о его пребывании в Ярославской земле, думаю, есть все основания считать «чудеса» ярославского Ивана Агафоновича одним из фактов биографии его псковского тезки. Именно псковский посадник упомянут в статье 6971 г. Ермолинской летописи, которая называет его дьяволом во плоти за его деятельность в Ярославле….
В своей биографии псковский посадник имеет необъяснимый провал, приходящийся на вторую половину 1460-х гг. Период после 5 марта 1464 г. и до 14 сентября 1470 г. местопребывание Ивана Агафоновича псковскими источниками не освещается. Другими перерывами в его деятельности можно пренебречь, поскольку они относятся к периоду после 1472 г., когда была создана статья Ермолинской летописи, да и все эти перерывы, в общем, незначительны (самый большой – с 1 января 1476 г. по 7 декабря 1479 г.).
Продолжениеhttp://www.rostmuseum.ru/Publications/Publication/290