1998 и 2015.Моя статья в Тюменских известиях о доходах от операций с запасами.После CERA и дефолта
Нефть движется в сторону пониженного давления, доллары - в страны с пониженным курсом национальной валюты,
а доходы получает тот, кто держит цену
Эта публикация сделана в кризис 1998 года, в сентябре, когда правительство С.Кириенко уже ушло в отставку в связи с дефолтом 17 августа, а правительство Е.Примакова только приступило к работе. Была растерянность. Была неопределенность. В те дни я много выступала по тюменскому радио. И в те же дни вышла объемная публикация в трех номерах газеты представительного органа власти Тюменской области о происходящем в экономике России.
Сравнивая написанное с сегодняшними предложениями о выходе из кризиса 2015 года можно увидеть много общего. Ограничение импорта, регулирование цен, национализация, воссоздание внешнеторговой монополии, выталкивание с рынков , стандартная рекомендация консультантов - отказ от инвестиций, оскудение бюджета, экономическая безопасность. Работа на падающем курсе рубля
Продолжение истории о том, как мы выходили из кризиса. По большому счету, речь шла о наполнении бюджета. Представляемая часть была посвящена доходам от операций с запасами.
Статья была направлена тогда Евгению Примакову, Святославу Федорову и др.
Полный текст в книге «История недропользования в России: входной билет к эффективной дипломатии» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=41 стр. 86-101
Н. Б.Чистякова – Ярославова
Впервые опубликовано в областной парламентской
газете «Тюменские известия» №176-178
за 1998 год, идеи статьи учтены при разработке
Программы для народного чтения Православной
партии России, www.pravoslavnaya..ru
повтор преамбулы
Настоящая статья, так же как и в прошлом году, подготовлена мною по результатам участия во втором заседании Круглого стола, прошедшего под эгидой КЕРА 9 июля этого года. Основная тема Круглого стола прогноз развития мирового рынка нефти, причины перемен и новые проблемы в конкурентном климате. Новые данные о динамике развития мировых рынков нефти проанализированы мною в контексте основной темы - темы пополнения российского бюджета, от благосостояния которого зависит и наше с вами благосостояние. Я также хотела бы представить объективную картинку, которую многие перестали видеть в политической полемике, и показать, что Россия уже никогда не сможет вернуться в 1965-1986 годы, т.е. в годы от начала разработки нефтяных месторождений Западной Сибири до первого нефтяного кризиса, как обещает нам г-н Жириновский, в связи с необратимыми переменами в расстановке сил на мировом рынке нефти. Россия также уже никогда не сможет делать ставку в своей экономической стратегии исключительно на доходы от экспорта нефти и газа. Примем ли мы решение о движении назад к «развитому социализму» или сменим курс движения вперед, в любом случае мы столкнемся с существующей объективной реальностью. Мне бы хотелось, чтобы наши политические лидеры перестали ввергать нас в противоречия, обещая дать одновременно «самое вкусное от социализма» и «самое вкусное от рынка», а основывались на мировых политических и экономических реалиях. Обращу также внимание на то, что в статье идет речь не о программе антикризисных мер, а об основных экономических целях, на основе которых, по сути, и должны разрабатываться меры выхода из кризиса.
Начало http://yaroslavova.livejournal.com/452555.html
Продолжение
Доходы от операций с запасами
Готовы ли Россия и российские нефтяные предприятия к работе с запасами и получению доходов от операций с запасами?
1 .Политически:
операции с правами пользования недрами (обеспечивающими контроль над запасами) ведут к смене собственников, которыми, в том числе, могут быть и иностранные компании. Известно, что в России очень сильна оппозиция данному процессу. Её основной аргумент: нельзя допускать распродажу запасов по дешевке и наносить ущерб экономической безопасности России. Фактически же работа с запасами уже идет. Это конкурсы на получение прав пользования недрами и перепродажа контрольных пакетов нефтяных компаний. Таким образом, необходимо найти консенсус между государственной безопасностью и необходимостью получения доходов от работы с запасами.
2.Стратегически:
необходимо просчитать «дадут ли цену» за российские запасы при наличии конкуренции со стороны других стран.
Необходимо просчитать возможную динамику цен на российские запасы в связи с прогнозом развития политических и экономических событий в мире.
Необходимо просчитать, что может сделать Россия для роста цен на её запасы.
Необходимо просчитать, какие запасы выгоднее выставлять на продажу: неосвоенные или освоенные (принимая во внимание то, что на это необходимы внутренние инвестиции).
Необходимо просчитать многое другое, а на это требуется время
3.Концептуально:
из чего состоит доход от операций с запасами?
Контроль над запасами переходит от одного собственника к другому при продаже прав пользования недрами на конкурсе или при продаже контрольных пакетов нефтяных компаний, владеющих правами пользования недрами.
В случае реализации прав пользования недрами на конкурсе дополнительные доходы государства складываются их разовых платежей (бонусов) и регулярных платежей (роялти).
В случае реализации контрольного пакета негосударственной нефтяной компании государство получает доходы от перепродажи её акций.
Размер бонуса в первом случае зависит от роста спроса на запасы в мире и от того, насколько удачно создана конкуренция между инвесторами. Величина роялти зависит от объемов добычи нефти и от цен на нефть на внутреннем рынке. Чем больше будут внутренние цены на нефть, тем больше будет величина регулярных платежей за право пользования недрами. В данном случае необходимо зафиксировать внимание на следующем противоречии, с которым мы будем сталкиваться ещё неоднократно. Установка на увеличение доходов от экспорта требует снижения цен на нефть на внутреннем рынке. Установка на увеличение роялти требует повышения внутренних цен на нефть. Разрешаться это противоречие должно в зависимости от ситуации на мировом рынке нефти и в зависимости от соотношения объемов нефтяного экспорта и объемов нефти, реализуемых на внутреннем рынке страны. В конечном счете, должна определяться оптимальная цена внутреннего рынка, позволяющая получать максимальные совокупные доходы, как от экспорта нефти, так и от продажи нефти российским потребителям.
Почему же наша стратегия была и остается иной?
Во-первых, потому, что почти все доходы от экспорта попадали в бюджет Российской Федерации, в отличие от роялти, которые большей частью оставались в регионах. По этой причине проблема «недостачи» роялти федеральное Правительство не волновала;
Во-вторых, потому, что мировые цены на нефть были высокими, и высокие доходы от экспорта позволяли игнорировать недополучение роялти вследствие низких внутренних цен;
В-третьих, потому, что доходы от экспорта тем выше, чем ниже внутренние цены на нефть и стереотип о «низких ценах» хорошо согласуется с установкой на низкие цены на нефть на внутреннем рынке.
Как видим, сдерживание роста внутренних цен на нефть отвечает федеральным интересам, но совсем не отвечает интересам регионов. Следствием ориентации на низкие цены стала неразвитость внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов. Провал этой стратегии стал очевиден с началом кризиса на мировом рынке. Снижение доходов от экспорта должно было быть компенсировано увеличением доходов от внутреннего рынка, но этого не произошло. Нефтяные компании, попытавшиеся переориентироваться на внутренний рынок, столкнулись с низкой покупательской способностью населения и предприятий - неэкспортеров. Результат - вопрос о снижении объемов добычи нефти, консервации скважин и пр.
Выше оговаривался тот факт, что мир сориентировался на операции с запасами. Будут ли в этой ситуации возрастать поступления в консолидированный российский бюджет в виде бонусов? Данные поступления теоретически будут тем больше, чем больше будет предложение и спрос. Неслучайно органы власти Ханты-Мансийского округа активизируют оборот участков недр и уделяют много внимания работе по привлечению инвесторов.
Посредством продажи контрольных пакетов уступается контроль над освоенными запасами (в отличие от вышеописанного случая, когда преобладающим образом продаются права пользования на неосвоенные участки недр). Интерес к контролю над месторождениями, находящимися в эксплуатации, будет возрастать по мере роста мировых цен на нефть и повышения эффективности экспорта. Интерес к контролю над месторождениями мог бы возрасти в случае активного развития внутреннего рынка, но правительство по различным причинам пока не желает видеть этот ракурс темы повышения доходов. Т.к. наш прогноз по мировым ценам на нефть не очень оптимистичный, то государство может рассчитывать в основном на единовременный доход от продажи акций Роснефти, если повысит эффективность экспорта за счет внутренней составляющей. К упомянутой внутренней составляющей относится не только снижение налогового бремени, но также некоторая девальвация рубля и низкие цены внутреннего рынка.
Таким образом, неразвитость внутреннего рынка является причиной недополучения роялти, а также доходов от продажи освоенных участков недр и контрольных пакетов акций месторождений, находящихся в разработке. Развитие внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов тормозится приоритетом экспортных доходов, т.к. для увеличения эффективности экспорта необходима установка на «низкие цены».
Внутренний рынок нефти и нефтепродуктов был принесен в жертву внешнему рынку. Ставка на внешний рынок не оправдала себя. Как следствие, мы понесли огромные потери, как на внешнем рынке, так и на внутреннем.
Можно ли за счет бонусов от оборота неосвоенных участков недр компенсировать эти потери? Едва ли. Во-первых, оборот участков недр также ориентирован на крупных внешних инвесторов. Конкуренция между ними невелика, что не позволит России назначать высокие цены. Во-вторых, до тех пор, пока ситуация на мировом рынке нефти не стабилизируется, вводить в разработку новые участки недр будет невыгодно, поэтому бонусы не будут превышать сумм, которыми могут рискнуть инвесторы, связав их достаточно надолго. Т.е. инвестиции в права пользования ещё неосвоенными участками недр носят характер долгосрочных инвестиций, а они сегодня непопулярны в связи с нестабильностью в России и в мире. Спекулятивные же инвестиции в права пользования недрами затруднены, т.к. законодательство России не позволяет продавать права пользования недрами.
Можно ли рассчитывать на доходы в виде бонусов от оборота участков недр, находящихся в разработке (изъятых из оборота в связи с несоблюдением условий лицензионных соглашений или иным образом)? В связи с особенностями российского законодательства спекулятивные инвестиции в права пользования недрами на таких участках также затруднены. Более того, эти инвестиции менее предпочтительны, чем описанные выше, т.к. они сопровождаются дополнительными расходами (налог на имущество и пр.). Долгосрочные инвестиции возможны, если будет гарантирован доход от эксплуатации участков недр, на которые приобретаются права. Органы власти пытаются обеспечить эти гарантии путем повышения эффективности экспорта и внедрения закона «О соглашениях о разделе продукции». Эффективный экспорт, как уже говорилось выше, диктует нам низкие цены. Закон «О соглашениях о разделе продукции» оперирует понятием «прибыльная нефть». Очень сложно обеспечить эту прибыль при низких ценах. Кроме того, на всем внутреннем рынке России отсутствуют условия для прибыльной деятельности в связи с проблемой неплатежей. Маловероятно, что реальные инвесторы будут рисковать в расчете на жестокое снижение затрат через снижение заработной платы работающих. Социальной напряженности не бояться инвесторы-спекулянты, для реальных инвесторов это большое препятствие. Сейчас ситуацию уже не спасет и создание конкуренции между инвесторами, т.к. все они будут руководствоваться сходными мотивами.
Не спасут ситуацию и отдельные оптимистические положения недавно принятого закона Ханты-Мансийского автономного округа « О разработке месторождений углеводородов на территории автономного округа», т.к. возможный оборот объектов будет незначителен (если не будут предприняты иные меры, учитывающие реальную ситуацию).
Таким образом, привлечению спекулятивных инвестиций препятствует законодательство и снижение доходов от экспорта. Привлечению же реальных инвестиций препятствует общее состояние внутреннего рынка России, где отсутствуют условия для прибыльной деятельности нефтяных предприятий и высока нестабильность в связи с обнищанием населения вследствие ставки на низкие цены.
Анализируя все сказанное выше, можно выделить следующие условия, при которых российский бюджет может быть пополнен от операций с запасами:
1.Повышение мировых цен на нефть;
2.Повышение эффективности экспорта за счет внутренней составляющей;
3.Законодательно закрепленное право по перепродаже прав
пользования недрами;
4.Развитие внутреннего рынка, в т.ч. через создание условий для прибыльной деятельности нефтяных предприятий, относительно высокие доходы населения и высокие цены;
5.Снижение цен на права пользования недрами.
На значительное повышение мировых цен на нефть мы пока рассчитывать не можем.
Повышение эффективности экспорта за счет внутренней составляющей существенно не пополнит бюджет, т.к. связано с недополучением доходов и дополнительными бюджетными расходами.
Можно законодательно закрепить перепродажу прав пользования недрами на небольшие участки самостоятельной разработки, но к этому надо подготовиться политически, стратегически и концептуально. Более того, необходимо разработать концепцию привлечения инвестиций в такие привлекательные инвестиционные объекты как права пользования недрами.
Для развития внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов также нужно время.
Инвестиции
Полный текст в книге http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=41 стр. 86-101 на сайте http://yaroslavova.ru
а доходы получает тот, кто держит цену
Эта публикация сделана в кризис 1998 года, в сентябре, когда правительство С.Кириенко уже ушло в отставку в связи с дефолтом 17 августа, а правительство Е.Примакова только приступило к работе. Была растерянность. Была неопределенность. В те дни я много выступала по тюменскому радио. И в те же дни вышла объемная публикация в трех номерах газеты представительного органа власти Тюменской области о происходящем в экономике России.
Сравнивая написанное с сегодняшними предложениями о выходе из кризиса 2015 года можно увидеть много общего. Ограничение импорта, регулирование цен, национализация, воссоздание внешнеторговой монополии, выталкивание с рынков , стандартная рекомендация консультантов - отказ от инвестиций, оскудение бюджета, экономическая безопасность. Работа на падающем курсе рубля
Продолжение истории о том, как мы выходили из кризиса. По большому счету, речь шла о наполнении бюджета. Представляемая часть была посвящена доходам от операций с запасами.
Статья была направлена тогда Евгению Примакову, Святославу Федорову и др.
Полный текст в книге «История недропользования в России: входной билет к эффективной дипломатии» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=41 стр. 86-101
Н. Б.Чистякова – Ярославова
Впервые опубликовано в областной парламентской
газете «Тюменские известия» №176-178
за 1998 год, идеи статьи учтены при разработке
Программы для народного чтения Православной
партии России, www.pravoslavnaya..ru
повтор преамбулы
Настоящая статья, так же как и в прошлом году, подготовлена мною по результатам участия во втором заседании Круглого стола, прошедшего под эгидой КЕРА 9 июля этого года. Основная тема Круглого стола прогноз развития мирового рынка нефти, причины перемен и новые проблемы в конкурентном климате. Новые данные о динамике развития мировых рынков нефти проанализированы мною в контексте основной темы - темы пополнения российского бюджета, от благосостояния которого зависит и наше с вами благосостояние. Я также хотела бы представить объективную картинку, которую многие перестали видеть в политической полемике, и показать, что Россия уже никогда не сможет вернуться в 1965-1986 годы, т.е. в годы от начала разработки нефтяных месторождений Западной Сибири до первого нефтяного кризиса, как обещает нам г-н Жириновский, в связи с необратимыми переменами в расстановке сил на мировом рынке нефти. Россия также уже никогда не сможет делать ставку в своей экономической стратегии исключительно на доходы от экспорта нефти и газа. Примем ли мы решение о движении назад к «развитому социализму» или сменим курс движения вперед, в любом случае мы столкнемся с существующей объективной реальностью. Мне бы хотелось, чтобы наши политические лидеры перестали ввергать нас в противоречия, обещая дать одновременно «самое вкусное от социализма» и «самое вкусное от рынка», а основывались на мировых политических и экономических реалиях. Обращу также внимание на то, что в статье идет речь не о программе антикризисных мер, а об основных экономических целях, на основе которых, по сути, и должны разрабатываться меры выхода из кризиса.
Начало http://yaroslavova.livejournal.com/452555.html
Продолжение
Доходы от операций с запасами
Готовы ли Россия и российские нефтяные предприятия к работе с запасами и получению доходов от операций с запасами?
1 .Политически:
операции с правами пользования недрами (обеспечивающими контроль над запасами) ведут к смене собственников, которыми, в том числе, могут быть и иностранные компании. Известно, что в России очень сильна оппозиция данному процессу. Её основной аргумент: нельзя допускать распродажу запасов по дешевке и наносить ущерб экономической безопасности России. Фактически же работа с запасами уже идет. Это конкурсы на получение прав пользования недрами и перепродажа контрольных пакетов нефтяных компаний. Таким образом, необходимо найти консенсус между государственной безопасностью и необходимостью получения доходов от работы с запасами.
2.Стратегически:
необходимо просчитать «дадут ли цену» за российские запасы при наличии конкуренции со стороны других стран.
Необходимо просчитать возможную динамику цен на российские запасы в связи с прогнозом развития политических и экономических событий в мире.
Необходимо просчитать, что может сделать Россия для роста цен на её запасы.
Необходимо просчитать, какие запасы выгоднее выставлять на продажу: неосвоенные или освоенные (принимая во внимание то, что на это необходимы внутренние инвестиции).
Необходимо просчитать многое другое, а на это требуется время
3.Концептуально:
из чего состоит доход от операций с запасами?
Контроль над запасами переходит от одного собственника к другому при продаже прав пользования недрами на конкурсе или при продаже контрольных пакетов нефтяных компаний, владеющих правами пользования недрами.
В случае реализации прав пользования недрами на конкурсе дополнительные доходы государства складываются их разовых платежей (бонусов) и регулярных платежей (роялти).
В случае реализации контрольного пакета негосударственной нефтяной компании государство получает доходы от перепродажи её акций.
Размер бонуса в первом случае зависит от роста спроса на запасы в мире и от того, насколько удачно создана конкуренция между инвесторами. Величина роялти зависит от объемов добычи нефти и от цен на нефть на внутреннем рынке. Чем больше будут внутренние цены на нефть, тем больше будет величина регулярных платежей за право пользования недрами. В данном случае необходимо зафиксировать внимание на следующем противоречии, с которым мы будем сталкиваться ещё неоднократно. Установка на увеличение доходов от экспорта требует снижения цен на нефть на внутреннем рынке. Установка на увеличение роялти требует повышения внутренних цен на нефть. Разрешаться это противоречие должно в зависимости от ситуации на мировом рынке нефти и в зависимости от соотношения объемов нефтяного экспорта и объемов нефти, реализуемых на внутреннем рынке страны. В конечном счете, должна определяться оптимальная цена внутреннего рынка, позволяющая получать максимальные совокупные доходы, как от экспорта нефти, так и от продажи нефти российским потребителям.
Почему же наша стратегия была и остается иной?
Во-первых, потому, что почти все доходы от экспорта попадали в бюджет Российской Федерации, в отличие от роялти, которые большей частью оставались в регионах. По этой причине проблема «недостачи» роялти федеральное Правительство не волновала;
Во-вторых, потому, что мировые цены на нефть были высокими, и высокие доходы от экспорта позволяли игнорировать недополучение роялти вследствие низких внутренних цен;
В-третьих, потому, что доходы от экспорта тем выше, чем ниже внутренние цены на нефть и стереотип о «низких ценах» хорошо согласуется с установкой на низкие цены на нефть на внутреннем рынке.
Как видим, сдерживание роста внутренних цен на нефть отвечает федеральным интересам, но совсем не отвечает интересам регионов. Следствием ориентации на низкие цены стала неразвитость внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов. Провал этой стратегии стал очевиден с началом кризиса на мировом рынке. Снижение доходов от экспорта должно было быть компенсировано увеличением доходов от внутреннего рынка, но этого не произошло. Нефтяные компании, попытавшиеся переориентироваться на внутренний рынок, столкнулись с низкой покупательской способностью населения и предприятий - неэкспортеров. Результат - вопрос о снижении объемов добычи нефти, консервации скважин и пр.
Выше оговаривался тот факт, что мир сориентировался на операции с запасами. Будут ли в этой ситуации возрастать поступления в консолидированный российский бюджет в виде бонусов? Данные поступления теоретически будут тем больше, чем больше будет предложение и спрос. Неслучайно органы власти Ханты-Мансийского округа активизируют оборот участков недр и уделяют много внимания работе по привлечению инвесторов.
Посредством продажи контрольных пакетов уступается контроль над освоенными запасами (в отличие от вышеописанного случая, когда преобладающим образом продаются права пользования на неосвоенные участки недр). Интерес к контролю над месторождениями, находящимися в эксплуатации, будет возрастать по мере роста мировых цен на нефть и повышения эффективности экспорта. Интерес к контролю над месторождениями мог бы возрасти в случае активного развития внутреннего рынка, но правительство по различным причинам пока не желает видеть этот ракурс темы повышения доходов. Т.к. наш прогноз по мировым ценам на нефть не очень оптимистичный, то государство может рассчитывать в основном на единовременный доход от продажи акций Роснефти, если повысит эффективность экспорта за счет внутренней составляющей. К упомянутой внутренней составляющей относится не только снижение налогового бремени, но также некоторая девальвация рубля и низкие цены внутреннего рынка.
Таким образом, неразвитость внутреннего рынка является причиной недополучения роялти, а также доходов от продажи освоенных участков недр и контрольных пакетов акций месторождений, находящихся в разработке. Развитие внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов тормозится приоритетом экспортных доходов, т.к. для увеличения эффективности экспорта необходима установка на «низкие цены».
Внутренний рынок нефти и нефтепродуктов был принесен в жертву внешнему рынку. Ставка на внешний рынок не оправдала себя. Как следствие, мы понесли огромные потери, как на внешнем рынке, так и на внутреннем.
Можно ли за счет бонусов от оборота неосвоенных участков недр компенсировать эти потери? Едва ли. Во-первых, оборот участков недр также ориентирован на крупных внешних инвесторов. Конкуренция между ними невелика, что не позволит России назначать высокие цены. Во-вторых, до тех пор, пока ситуация на мировом рынке нефти не стабилизируется, вводить в разработку новые участки недр будет невыгодно, поэтому бонусы не будут превышать сумм, которыми могут рискнуть инвесторы, связав их достаточно надолго. Т.е. инвестиции в права пользования ещё неосвоенными участками недр носят характер долгосрочных инвестиций, а они сегодня непопулярны в связи с нестабильностью в России и в мире. Спекулятивные же инвестиции в права пользования недрами затруднены, т.к. законодательство России не позволяет продавать права пользования недрами.
Можно ли рассчитывать на доходы в виде бонусов от оборота участков недр, находящихся в разработке (изъятых из оборота в связи с несоблюдением условий лицензионных соглашений или иным образом)? В связи с особенностями российского законодательства спекулятивные инвестиции в права пользования недрами на таких участках также затруднены. Более того, эти инвестиции менее предпочтительны, чем описанные выше, т.к. они сопровождаются дополнительными расходами (налог на имущество и пр.). Долгосрочные инвестиции возможны, если будет гарантирован доход от эксплуатации участков недр, на которые приобретаются права. Органы власти пытаются обеспечить эти гарантии путем повышения эффективности экспорта и внедрения закона «О соглашениях о разделе продукции». Эффективный экспорт, как уже говорилось выше, диктует нам низкие цены. Закон «О соглашениях о разделе продукции» оперирует понятием «прибыльная нефть». Очень сложно обеспечить эту прибыль при низких ценах. Кроме того, на всем внутреннем рынке России отсутствуют условия для прибыльной деятельности в связи с проблемой неплатежей. Маловероятно, что реальные инвесторы будут рисковать в расчете на жестокое снижение затрат через снижение заработной платы работающих. Социальной напряженности не бояться инвесторы-спекулянты, для реальных инвесторов это большое препятствие. Сейчас ситуацию уже не спасет и создание конкуренции между инвесторами, т.к. все они будут руководствоваться сходными мотивами.
Не спасут ситуацию и отдельные оптимистические положения недавно принятого закона Ханты-Мансийского автономного округа « О разработке месторождений углеводородов на территории автономного округа», т.к. возможный оборот объектов будет незначителен (если не будут предприняты иные меры, учитывающие реальную ситуацию).
Таким образом, привлечению спекулятивных инвестиций препятствует законодательство и снижение доходов от экспорта. Привлечению же реальных инвестиций препятствует общее состояние внутреннего рынка России, где отсутствуют условия для прибыльной деятельности нефтяных предприятий и высока нестабильность в связи с обнищанием населения вследствие ставки на низкие цены.
Анализируя все сказанное выше, можно выделить следующие условия, при которых российский бюджет может быть пополнен от операций с запасами:
1.Повышение мировых цен на нефть;
2.Повышение эффективности экспорта за счет внутренней составляющей;
3.Законодательно закрепленное право по перепродаже прав
пользования недрами;
4.Развитие внутреннего рынка, в т.ч. через создание условий для прибыльной деятельности нефтяных предприятий, относительно высокие доходы населения и высокие цены;
5.Снижение цен на права пользования недрами.
На значительное повышение мировых цен на нефть мы пока рассчитывать не можем.
Повышение эффективности экспорта за счет внутренней составляющей существенно не пополнит бюджет, т.к. связано с недополучением доходов и дополнительными бюджетными расходами.
Можно законодательно закрепить перепродажу прав пользования недрами на небольшие участки самостоятельной разработки, но к этому надо подготовиться политически, стратегически и концептуально. Более того, необходимо разработать концепцию привлечения инвестиций в такие привлекательные инвестиционные объекты как права пользования недрами.
Для развития внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов также нужно время.
Инвестиции
Полный текст в книге http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=41 стр. 86-101 на сайте http://yaroslavova.ru