Продолжение…
Площадью "Воинской Славы" стала и Дворцовая площадь в дни 70-летия Победы.
«На Дворцовой площади проходит праздник, посвященный городам-героям и городам воинской славы, сообщат пресс-служба Комитета по культуре.В центре площади установлены пять стел в виде пятиконечной золотой звезды с названиями тринадцати городов-героев… Открылись пять интерактивных площадок, представляющих города воинской славы, ближайшие спутники Петербурга : Луг, Гатчину, Ломоносов, Тихвин, Выборг, Кронштадт и Колпино ( На Дворцовой площади проходит фестиваль городов-героев)
Я была на Дворцовой площади 8 мая вечером, когда шла с цветами на Мойку 31.
Память должна быть персональной. На этом я настаивала в статье .
Персональная память в этой публикации от 1 мая 2015 года - далеко не одно защищаемое мною положение. В ней шла речь о традиции памяти. Об отсутствии алгоритма поиска захоронений Ветеранов ВОВ. О том, что у многих погибших нет детей и потомков, которые понесут их портреты в составе «Бессмертного полка». И вместе с этим о том, что у многих Ветеранов не окажется на могилах цветов из-за «засекреченности» сведений об их захоронениях.
Поскольку реакция на эту мою публикацию появилась в СМИ практически через 1-2 дня, то ниже я представлю эти мои защищаемые положения в контексте того, как развивались события перед днем 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне - 9 мая и после него.
КАК И КУДА ПОЛОЖИТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БУКЕТ ЦВЕТОВ КОНКРЕТНОМУ ВЕТЕРАНУ ВОВ
Герои Победы 1945 года в большинстве своем перешли в мир иной. И это надо учитывать в дни празднования Победы. Цветы должны появляться там, где Ветераны похоронены, а также в памятных местах, имеющих отношение конкретно к их судьбе.
Цитата:
«10 % из жалованья моряков по традиции отчисляется и на сохранение их памяти. И где эта память? Память - для тех, кто придет через 5 или 10 колен без всяких документов, просто, услышав семейные легенды, поклониться своему предку. Может не надо вспоминать? Положите букет Неизвестному солдату - так говорили мне. А может надо! И положить букет я хочу родственнику по крови…. Однако дело встало из-за документа. Процедуру получения сведений о захоронении во всех случаях почему-то привязали к полному доказательству родства…Как я могу предъявить этот пакет документов для того, чтобы положить букет цветов ?!...»
Поскольку сведения о захоронении моего родственника Н.И.Бусыгина мне не дали, то я решила положить букет цветов по адресу его прежнего проживания в Петербурге. 8 марта 2015 года оставила букет цветов в кованных воротах дома на Мойке 31, где Н.И.Бусыгин жил 40 лет.
Я выбрала ворота, основываясь на том, чтобы букет Н.И.Бусыгину не перепутали с букетом А.Собчаку, чьим именем сейчас неофициально называется это дореволюционное здание.
Предпочтения персональным захоронениям отдавало и большинство жителей Петербурга в дни празднования 70-летия Победы. Персонально - к памятной доске братьев Горкушенко приносили цветы Персонально – к памятникам с именами. Конкретно - на место гибели.
И сама акция «Бессмертный полк» получила отклик в сердцах людей, потому что она была основана на персональной памяти к родственнику Ветерану и учитывала русскую и православную традицию почтить своего кровного предка.
ПАМЯТНАЯ ЛЕНТА ПОБЕДЫ У АРХИВА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. РЕАЛИЗОВАЛСЯ ЛИ ЗАМЫСЕЛ, ВОЗНИКШИЙ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ЮБИЛЕЯ?
В архивы военные и гражданские меня привело желание положить букет цветов коменданту Кронштадта в годы ВОВ, моему родственнику Н.И.Бусыгину. Об этом я тоже писала в своей статье от 1 мая:
«..В архивы меня направили с Петергофского кладбища, куда я приехала в родительский день 21 апреля попробовать найти могилу двоюродного брата моей мамы Ветерана ВОВ, коменданта Кронштадта, капитана I ранга Н.Бусыгина. Я хотела убедиться в том, что могила ухожена, поставить цветы. И вот там началось мое знакомство с Петербургскими архивами, а также с тем, как реально хранятся сведения и память о Ветеранах ВОВ через 70 лет после Победы…»
Т.е. тема букета цветов соединилась у меня с темой архивов.
И именно архив военно-морского флота, в филиал которого в Гатчине я ездила в апрельские дни, после моей статьи был выбран для проведения мемориальной акции «Памятная лента Победы». Или - другое её название: «Георгиевская лента из живых цветов»
Архив военно-морского флота находится на Дворцовой площади. В Главном Штабе.
Главный штаб и обозначили тем местом, где будет создаваться «Памятная лента Победы» из цветов, которые принесут горожане.
Первоначально был анонс о том, что «Памятная лента» начнет формироваться 8 мая, поэтому я и зашла на Дворцовую площадь, перед тем, как пойти дальше - на соседнюю Мойку 31.
Но 8 мая ни у Главного штаба - архива ВМФ, ни в какой-либо другой точке Дворцовой площади я не увидела ни одного цветка.
Узкая дорожка у штаба была загорожена огромной смонтированной сценой. И достойного места для цветов у входа в архив ВМФ я не увидела.
Даже если бы цветы принесли на площадь , то они были бы полностью загорожены от зрителя. И их каким-то образом надо было защищать от прохожих и людского столпотворения, которое бывает на таких праздниках.
Анонсов об этой «Георгиевской ленте» из живых цветов было очень много до 9 мая. Речь в них шла о том, что лента из живых цветов будет создаваться три дня.
Поэтому 9-11 мая я следила за новостями об «Памятной ленте Победы». Но новостей практически не было.
Только один сюжет («На Дворцовой площади создали Георгиевскую ленту из живых цветов»).
Показали фрагмент ленты, которая получилась траурной, красно-черной, т.к. гвоздики имеют красный цвет.
Но не было панорамного вида ленты из цветов в 36 метров, как это планировалось организаторами.
Цветы также вставляли в некое подобие сетки, по принципу кованных ворот, которые я выбрала на Мойке 31. Но как это, в целом, смотрелось на Дворцовой площади - понять из минутного репортажа тоже было сложно.
После 9 мая новостей о «Памятной ленте Победы» практически не было. Это дает основание предположить, что замысел не реализовался.
Все, кто хотел положить цветы, сделали это 9 мая.
10 мая редко кого можно было увидеть с букетом гвоздик.
А 11 мая многие увядшие цветы в Петербурге уже убирали у других мемориалов. Таких мемориалов много вдоль дороги от Петергофа - к Ломоносову (Ораниенбауму) и 11 мая цветов было уже заметно меньше, чем 10 мая и 9 мая
Расчет на 10-11 мая не оправдался. А 9 мая на Дворцовой площади главными были другие мероприятия.
Ну и самое главное - вопрос персональной памяти. Цветы несли туда, где написаны имена.
Есть ещё вопрос, в связи с моей публикацией от 1 мая, в т.ч. о гатчинском филиале архива ВМФ:
Почему для цветов на Дворцовой площади выбрали место у архива ВМФ?
Возможно, это был своеобразный намек на то, что в будущем именно архивы помогут найти персональные сведения о Ветеранах. И на плакатах о Ветеранах будут не только их имена, но и более подробные сведения о них.
Так сделал один участник акции «Бессмертный полк в Петергофе». Он уменьшил фотографию. А на освободившемся месте плаката разместил карту фронтов, где воевал его родственник.
К сожалению, такой информации не было даже на рекламных щитах перед аркой Главного Штаба. На одном из них - участник войны Мужиков. 1-й Белорусский фронт. И всё! Неужели даже для нескольких рекламным щитов на Дворцовой площади в архивах не нашлось информации ?
Насчет намека на помощь архивов, - это мое прочтение и мои ожидания.
На самом деле Главный штаб мог быть выбран по той причине, что на его крыше находится скульптура Победы, которую иногда называют Славой. Но это именно Победа, а не Слава.
«То, что находится на Дворцовой правильно называть колесницей победы (в 1812-м) , а колесница Славы - на Нарвских Триумфальных воротах - если найдете книгу Нестеров Вячеслав Владимирович "Львы стерегут город", “Художник РСФСР”, Ленинград, 1971 - в ней хорошо дано такое разделение.
Потому и с крыльями, что богиня ПОБЕДЫ!...» ( О богине Слава).
Цветы у штаба, по содержанию, - ближе к цветам на могиле Неизвестного солдата.
И, как уже сказано, репортажи о "Памятной ленте Победы" были редкими.
Редкими также были и репортажи с кладбищ. О реальных захоронениях Ветеранов и цветах на них.
Полный текст публикации по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=1110