© Наталья Ярославова – Оболенская
7-9 февраля 2015 года - именины Дмитрия
Полный текст с иллюстрациями http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=1084
7 февраля 2015 года посетила открытие выставки знаменитого дизайнера из Ирландии Филипа Трейси «Шляпа XXI века» в частном музее Эрарта С-Петербурга специально для российских ценителей высокой моды. «Цветок, лебедь, птичья клетка… карусель, … корабль, спираль… запястье руки…! Все это — шляпы! Более сотни уникальных предметов, в том числе 75 головных уборов, которые принадлежат монархам и звездам шоу-бизнеса…Все то, чем сегодня восторгается мир!- это из анонса выставки, где были представлены шляпы Ф.Трейси с 1998 года по 2013 год. «Шляпа — это не просто средство защиты от ветра или дождя, а украшение, которое завершает образ, делает его еще прекраснее и отражает вашу индивидуальность» - такие слова Ф.Трейси предваряли этот анонс ( Шляпы XXI века . Выставка Филипа Трейси).
У меня свои отношения со шляпами и головными уборами. Это известно тем, кто знал меня в тюменские годы. По-моему, я единственная в Тюмени носила шляпу, и она была широкополая.
И я шила себе сама меховые головные уборы такие, как это надо было именно мне, с длинными меховыми хвостами. Я была законодатель. В те годы в Тюмени так никто не ходил.
Для этого нужна смелость, уверенность, авангардность, лидерство …
И что интересно, в последний день 2014 года, 31 декабря, уже после обеда, мне в салоне загружали необходимые программы на айпад. И на вопрос, на случай потери пароля: Какая у меня в детстве была любимая книжка?, я ответила: Шляпа. А на вопрос о том, какое у меня в детстве было любимое мужское имя или детская увлеченность?, я ответила - Дима. С первого раза загрузки сделать не получилось, похоже, оператор был уже несколько весел. И когда, уже во второй раз, мы проходили аналогичную процедуру, то исчез вопрос о Диме. Оператор засмеялся : Димы больше нет. Другие подхватили: Привет, Диме… А вот со Шляпой было все нормально.
Я точно не помнила название этой книги из детства. Но помнила , что там был маленький котенок под шляпой, который оттуда выбраться не мог, его все искали. И это была очень трогательная история. Я живо представляла состояние котенка «под колпаком» и это меня в возрасте около 3- х лет впечатляло. Котенок есть, и его нет: он невидимка. Вторая причина в том, что пока папа мне покупал эту книгу про Шляпу, я чуть было не потерялась. И папа уже искал меня по всему магазину. Книжка же называется «Живая шляпа» Н.Н.Носова, что я уточнила позже.
Не думаю, что эта «Живая шляпа» повлияла на мои дальнейшие предпочтения шляп.
Шляпы - это от рождения. И шляпы я любила широкополые. Такие редко появлялись в тюменских магазинах. Но если их туда привозили, то они были мои.
На фотографии - на мне итальянская шляпа. В те годы, когда я работала в Тюменской городской Думе. И фотография сделана рядом со зданием Думы города Тюмени – нефтяной столицы.
На другой фотографии у меня в руках муфта-сумка , созданная мною под необходимые мне функции, и на мне зимний головной убор с хвостом. Он отражает мою идею начала и середины 90-х годов создавать головные уборы из меха в форме женских причесок ©. И я даже в своей домашней мастерской плела косы из меха. «Горела» этой идеей в кругу близких.
Технологически идею в России реализовать было невозможно. К тому же, я была заместитель директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области, т.е. посвящала себя созданию бизнес среды, в т.ч. во внешних отношениях во благо бизнеса.
Но идея была. Я её высказала, возможно, раньше, чем Ф.Трейси стал создавать шляпы, имитирующие волосы: Шляпы - волосы. На выставке такие шляпы - из других материалов. Суть та же, но исполнение другое.
Первый показ головных уборов Филипа Трейси на Неделе моды в Лондоне состоялся в 1993 году. В целом на выставке в Петербурге шляпы-волосы не более 5%. Воображение богатое. И очень много направлений. Я получила удовольствие. Последние годы представлены единичными экземплярами. Это понятно. Эти направления ещё в работе и есть вопрос об авторских правах.
Надо сказать, что и выставка дизайнера Филипа Трейси, в этом материале, информационный повод - для разговора об авторских правах.
Моя цель показать на примерах и иллюстрациях, что я не случайно, а закономерно пришла к теме Кики - женского головного убора в статьях о Ипатьевском монастыре и тайнах Ипатьевского монастыря, мимо чего проходили историки. Также как и к теме поясов, и золотых поясов ( «Защищаемые положения, выводы и авторская новизна статьи «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых» от 30 ноября 2010 года»)
На поиск этого факта о Кике - в которой власть, были потрачены далеко не только часы чтения книги об аристократии, имя автора которой я специально упомянула в подписи к иллюстрации. Это Сергей Шокарев. А книга называется «Тайны российской аристократии».
Когда я назвала эту книгу, то уже сделала «львиную долю» дела за тех, кто интересуется названной темой. Потому что книг десятки тысяч. И к нужной книге тоже долгая дорога.
Книга объемная. Факты интересные - на каждой странице. Но я выбрала головной убор – Кику. Почему?
Потому, что я с детства и юности интересовалась темой шляп и головных уборов.
Интерес носил непрерывный характер, и в нем была эволюция.
В советские годы я заказывала шляпы за границу. Свадебная шляпа мне была привезена из Болгарии, моей одноклассницей и однокурсницей Татьяной Чернышовой (Нитовой). Это был 1982 год. Тогда в России была известна только фата.
В более поздние советские годы и первые годы 90-х я покупала шляпы в столицах. Это были дорогие аксессуары.
Они и сейчас дорогие. В частности, шляпа из лебединого пуха на фотографии.
Если же не было возможности купить нужный головной убор, из-за их отсутствия, я их шила. В головных зимних уборах у меня доминировала всегда кожа сверху. Мягкий верх. И мне нравилось, когда полоса меха не очень высокая, т.е. не в виде кокошника. А – на глаза.
Это были ещё годы, когда я не анализировала свои предпочтения в отношении форм предпочитаемых мною головных уборов.
Просто был такой вкус.
Вопросом же: почему мой вкус именно такой, я задалась тогда, когда стала изучать историю рода (История рода Ярославовых)
А вот вопросом о форме головных уборов задалась раньше. Когда стала изучать тему Лебедя и создала общественное движение «Русское национально-культурное объединение Тюменской области «Лебедь» в 2001 году, в Мартынов день - лебединого пира королей.
Лебедь - Кикн.
Кика - головной убор.
Мужская власть в Кике его жены.
Власть у князя - если его жена Лебедь. Вот она основа власти!
Тему: Лебедь головной убор я повела ещё в конце 90-х годов.
Об общественном же движении Лебедь летом 2014 года писала в статье:
«Передел влияния в глобальной политике с участием «красавиц». Клуб ВИП-жен и глобальный Клуб пассионарных женщин»:
«Э.Коллинз не заметил Лебедя в России ( Путь Лебедя).
О Лебеде в России писала я, а не Эндрю Коллинз. И начала заниматься я этим в 1998 году, т.е. за 8 лет до книги Коллинза, когда работала под руководством С.И.Сметанюка в Тюменской городской Думе и учредила общественное движение «Русское национально-культурное объединение Тюменской области «Лебедь», одной из уставных целей которого был - Русский национальный костюм. Страница Устава представляет эти цели более полно».
Статью иллюстрировала книгой «Мода и стиль».
Ещё до создания движения «Лебедь», зарегистрированного 9 ноября 2001 года, в русский Мартынов день, я начала собирать книги о русском национальном костюме.
Одна из первых была: Костюм в России. XV- начало XX века. Из собрания Государственного исторического музея. Под. Ред. Е.Р.Беспаловой. «Арт-родник». Москва – 2000 год.
Представляю фотографии из этой книги:
"Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой». Спасский уезд. Тамбовская губернии. «Пушки» из гусиного пуха. Твердая основа – рогатая «кичка». Мягкий верх – «сорока». Налобник золотого шитья, ленты с вышивкой на концах".
"Уникальный женский головной убор. Край спускающего сверху «хвоста» окаймлен полосой шитья с овальными зубцами… Ближе всего к нему «сорока», имевшая твердую основу – кичку, и покрывавший её мягкий мягкий верх «с хвостом», спускающимся сзади к плечам. Головной убор XVII века также сшит из красной ткани. Этот цвет имеет в русском костюме сакральное значение и выступает эквивалентом «красивого»".
Как видим, мои предпочтения:мягкий верх, хвост, красный цвет…,ещё до создания этой книги, соответствовали описанному.
И я знала, и изучала кику уже в 2000 году. Поэтому остановилась на тексте, посвященном кике и в книге С.Шокарева «Тайны российской аристократии».
Это была история о Федоре Сабуре, который указал на власть от Бога в кике вновь прибывшим к московскому двору, цитируемая мною в статье 22 августа 2010 года:
«При Василии I на Русь «выехал» князь Юрий Патрикеевич, правнук великого князя литовского Гедемина. Великий князь принял знатного литовца с особым почетом, пожаловал в бояре, выдал за него дочь Анну и упросил «старых» бояр уступить зятю первое место. Дело было нечего и бояре подвинулись. Но когда брат князя Юрия Федор попытался было «пересесть» боярина Федора Сабура, указывая на высокое положение родича, тот отвечал: « У того Бог в кике, у тебя Бога в кике нет», и не уступил. Намек Федора Сабура был довольно прозрачен: кика или кичка, - головной убор замужней женщины и высокое положение князя Юрия Патрикеевича он объяснял не происхождением, а родством с правящей династией…» ( Москва, Кремль: здравствуйте Рюриковичи, Гедеминовичи и Чингизиды !…).
Затем я возвращалась к этой теме в 2012 году, но ссылалась намеренно не на книгу С.Шокарева, а на другой источник, из – за агрессивности преследователей и их неспособности быть аристократами - уметь благодарить.
За тайнами аристократии они гоняются, но аристократичности не демонстрируют. В этой погоне ведут себя, как антиподы благородству.
Раздел статьи 2012 года назывался: «Определение позиции по родовитости жены». Сама статья - «Где С. Сметанюк? «Тайная власть» России, устанавливающая «фильтры» кандидатам в губернаторы». 21 июня 2012 года.
В публикации были также главы: «Определение позиции по ранее занимаемой должности или статусу». И«Статус приобретенный по отчеству» .
Непосредственно ссылалась я на публикацию « «Внутреннее состояние русского общества от кончины князя Мстислава Мстиславича Торопецкого до кончины великого князя Василия Тёмного».
А история была так же, про Федора Сабура и его указание на Бога в Кике, но в другой редакции:
«Князю Юрию Патрикеевичу князь великий место упросил, когда за него дал сестру свою великую княжну Анну (по летописям, дочь Марью). А брат был большой у князя Юрия Патрикеевича — Хованский; и Федор Сабур на свадьбе князя Юрия Патрикеевича брата большого посел Хованского (занял высшее место). И Хованский молвил Сабуру: "Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича". И Федор Сабур молвил Хованскому: "У того бог в кике, а у тебя бога в кике нет" — да сел Хованского выше. "У того бог в кике" значит: у того счастье, судьба в кичке; кичка вместо: женщина, жена; князь Юрий получил высшее место по жене."
Через месяц, 26 июля 2012 года я цитировала упоминание о кике из книги Дмитрия Балашова в статье«Наследуемая власть … «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса»
«Федор Сабур тех всех выше сидит!
- Выше всех сидел при великом князе Дмитрии Федор Андреич Свибл! - не удержавшись, похвастал Хромой местом опального старшего брата. Шея, хитро скосив глаз, глянул на него. Акинфичи сумели не пострадать после опалы старшего родича, а все же Ивану Хромому говорить того бы не след!
- Выше-то выше, да вишь и не усидел! - возразил он с подковыркою. -
Бога в кике не хватило!
Готовый разразиться спор, впрочем, утих, ибо в покой вступил Иван Федорович, а за ним, опираясь на посох и прихрамывая, его старый отец, бессменный при покойном князе посол ордынский Федор Андреич Кошка. Что, не заратилась Орда?...»
Вот эти примеры, начиная с 2000 года, демонстрируют: как конкретно я последовательно вела поиск фактов о головном уборе кике, что изначально было связано для меня с лебедем и проявляла к нему постоянный интерес.
Но началось все, как уже сказано, раньше.
Быть может, в возрасте около 10 лет, когда у меня появился первый необычный берет.
И затем, когда я разрабатывала идею головной убор-волосы… Т.е. головной убор в форме естественных женских причесок©.
Как уже сказано, я внутри семьи «фонтанировала» этой идеей.
Движение Лебедь было создано мною в 2001 году.
И в этом же году в России появился американский посол Александр Вершбоу.
Я ещё не была в опале. Но уже вложилась в то, чтобы избрать С.Собянина на должность губернатора Тюменской области. И отказалась быть его пресс-секретарем.
Точнее сказать, в 2001 году я ещё не догадывалась, что кто-то начал многолетние последовательные и омерзительные по подлости действия, далеко не только, с целью - выжить меня с территории Тюмени, столицы одного из главных стратегических регионов планеты ( «Леди политика с ароматом от «Диора»…»).
В составе допущенных от народа к встрече с американским послом А.Вершбоу вдруг оказалась моя сестра С.Ярославова.
А вернувшись в Тюмень, она мне рассказывала, как жене американского посла излагала мою идею о меховых головных уборах в форме женских волос©.
Это такие особые встречи с американскими послами, куда может попасть только Света Пеунова, в частности, на встречу к американскому послу М.Макфолу или моя сестра -к американскому послу А.Вершбоу («Ложные минирования» Ленинградской АЭС в дни Магдалины и Святой Татьяны. Светлана Владимировна Давыдова и Царь Давыд, который боролся с Урией»)
Слышала подобное от одного ВИПа, который был на подобной встрече в 90-х. Его супруга там рассказывала о своем рукоделии. Вышивке на платье ручной работы.
Не исключаю, что это такая типовая инструкция МИДа о встрече с иностранными послами, где надо представлять себя рукодельницей и творческим человеком.
И моя идея пошла в ход под эту «инструкцию МИДа».
Но в чужом исполнении.
У меня есть своя давняя позиция, что не является секретом для формирующих делегации к американским послам.
Я считала, что в дипломатии нужна голова, знание. Вкус. Умение одеваться. Но вот мое тело и моя фигура в «дипломатию» вовлекаться не должны.
Я не могу сказать, что я устояла…
Но это было мое личное дело. И за этим не было приказов.
Поскольку я интересовалась темой шляп, то не единожды обращалась к этой теме, не только касательно головного убора - кики.
В начале 2000- городов у меня была статья :
«Меняем «Грусть северных городов» на столичный драйв…». В ней шла речь о главных скачках Англии в Аскот, где женщины появляются в непременных шляпках. Затем рефреном возвращалась к этой теме ( «Ярославовы, Окуловы, Ленины, Ельцины… Кронштадт и Гатчинский дворец»).
Обращалась я также к теме корон разной формы, в том числе, в апрельской статье 2012 года «Золото. Тайна власти»: об исчезающем магнетизме золота, магните сердца и магните устремления». И ранее - в интервью, которое я комментировала в этой публикации. Статью проиллюстрировала «Короной с подвесками на фреске Кирилловской церкви Киева».
«Золотые пояса» - ещё один атрибут «Золотой власти», которой была посвящена моя статья 2006 года «Золотая регенерация подрывает мировое финансовое статус-кво. Золотой президент — 2008».
Но к «Золотыми поясами», подобно «Богу в Кике», меня привела любовь к поясам, что, как и в случае с шляпами, соответствовало моему врожденному вкусу.
На фотографиях разных лет, где мне и 24 года, и 44 года я всегда с поясом.
Лишь с годами я заметила, что другие женщины их отчего-то не носят.
Утвердилась в этом своем наблюдении, когда была членом совета директоров на общественных началах на тюменской фабрике Оджен – Одежда для женщин. Я тогда проводила маркетинговое исследование и анализировала ответы анкет. Один из вопросов касался поясов. И выяснилось , что очень маленький процент женщин их выделил, как часть их гардероба. Опрос проводился в 1998 -1999 году. Сейчас предложение женских поясов больше. Но я не часто наблюдаю их на женщинах.
Получается так: была некая "память крови". Она предопределила вкус. И этот вкус к одежде не только привел меня к шляпам и поясам, но и побудил к изучению истории конкретно этих атрибутов женской одежды, к поиску необычных фактов и их анализу.
И тему Шляп я поняла далеко не только как " украшение, которое завершает образ, делает его еще прекраснее и отражает индивидуальность» - о чем сказано в цитате Ф.Трейси, выбранной для анонса выставки.
Но Шляпа - для меня ещё и тема власти, и тема Лебедя - Кикн.
Продолжение следует.