https://www.facebook.com/annabella.morina
«Несколько дней уже хочу рассказать свое впечатление о «Левиафане», но все как-то не получается. Не люблю лезть туда, где уже сказано много слов. Суть забалтывается. Вот и сейчас так.
«Левиафан» совсем не о том, за что на него взъелись сторонники российской системы. Гнетуще коррупционные краски при описании жизни в российской глубинке – это всего лишь фон, способ подачи материала, основной идеи. Способ может быть разным, а вот идея – нет. И она, к сожалению и с бОльшей вероятностью может быть использована для подчинения масс системе, а не для борьбы с ней. Так что выдохните, конформисты. Толпа останется нетронутой.
Эта идея озвучена в начале фильма известной цитатой из «Послания к Римлянам» апостола Павла (к слову, знатного фарисея и римского гражданина по праву наследования) о том, что "всякая власть от Бога".
На протяжении фильма жестко, а порой и цинично приводятся доказательства в ее пользу. В «Левиафане» представитель власти не просто верит, он буквально работает на Всевышнего!
…а потому получает полную индульгенцию, право на то, чтобы безнаказанно ломать судьбы, крушить человеческую волю, забирать землю, насиловать, убивать…
Бунтари, наоборот, не верят в Бога или верят, но вроде как неподобающим образом. Поэтому в фильме для них уготована незавидная судьба по аналогии с судьбой библейского Иова, у которого Сатана по воле Господа забрал всё: имущество, родных, друзей, здоровье.
Бунтари – отверженные по воле Бога. Их принуждают покориться любой воле Господа, любому лишению, любому наказанию, ведь, дескать, неисповедимы пути его... а потому даже зло бывает во благо. Ведь они ожидали, что власть ломает их жизни ради собственного обогащения. Оказалось – нет. Все зло творилось ради строительства новой церкви. То есть ради Бога, ради блага, которое вы просто не можете пока понять... Смиритесь и воздастся.
Немного напоминает действующую внешнюю российскую политику, не правда ли? ;0)
Знаете, если бы Звягинцев не вплел в фильм неоднозначную историю Иова, которую многие воспринимают весьма негативно, то я, пожалуй, восприняла бы фильм несколько иначе.
Решила бы, что Левиафан Звягинцева – это всего лишь левиафан Томаса Гоббса – могущественное государство, использующее светскую (меч) и церковную (крест) власть для достижения своих целей. А Бог не причем, его просто приплели для собственных меркантильных интересов.
Но Звягинцев идет дальше. Он вплетает историю Иова, который на самом-то деле был праведником (а не отверженным мятежником, неверующим в Бога), который не сломался, остался волевым человеком до самого конца. Так же не случайно в конце фильма приводится тонкий церковный троллинг, извращающий понятия свободы, добра, справедливости в угоду власти, какой бы она ни была. Возникают образы, которые на уровне подкорки кричат: этот мир не настоящий, это мир – перевертыш. Хлеб, принесенный священником свиньям. Рыба (символ христианства), которую обрабатывают женщины на рыбзаводе. Кости морского чудовища Левиафана, толи давно поверженного на берегу, толи ставшего частью этой земли.
В этом мире бунтарей, действительно, наказывают по воле Всевышнего и сам он.
Потому что в этом мире правит Левиафан – библейский Сатана.
А Бог, он тоже есть в фильме. Правда не для всех. Его надо заметить. Вытащить из-под старых рыбацких лодок, на которых, видимо, еще Христос с Петром ловили человеков.
Бог в тех самых людях, когда брошенные, преданные всеми и даже самими собой, они продолжают делать добро. Мимолетом, несмотря ни на что, просто так. Просто по-человечески.
«Какому Богу ты поклоняешься?» - спросил священник главного героя, когда тот, потеряв жену, напивался под магазином.
Он не нашелся, что ответить. А я почему-то представила одни из первых кадров, где солнце заливает светлую кухоньку дома на берегу моря с тонкой мебелью, огромным окном на пол неба.
Кухоньку, где готовит завтрак любимая женщина»