Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (yaroslavova) wrote,
Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна
yaroslavova

Categories:

«Кириллово-Белозерье и Ярославовы: монастыри «заволжских старцев» и «опальных княгинь»

© Наталья Ярославова - Чистякова
1-3 ноября 2009 года, Санкт-Петербург, Петродворец

 

АНОНС

 

«Кириллово-Белозерье и Ярославовы: порт 5 морей, монастыри «заволжских старцев» и «опальных княгинь России» - это третья статья из серии публикаций «Ярославовы-Голицыны: тайны из табакерки »... «Терновый трон России» - так называла английская королева Виктория российский престол, с которого мало кто из царей ушел добровольно. И доказательством этому можно считать Горицкий «Монастырь опальных княгинь» среди которых: Царица Мария Нагая, Царевна Ксения Годунова, Патриарх Никон, Княжна Екатерина Долгорукова... Один из корпусов этого Горицкого монастыря именуется Клементьевским, от фамилии Клементьева, которую в браке носила Александра Ярославова. Такое имя сохраняется за Клементьевским корпусом монастыря уже не одно столетие по той причине, что приняв, после смерти мужа, решение стать инокиней «Александра (в иночестве Агния) принесла в дар Горицкому монастырю щедрые и богатые вклады - все свое достояние. Но выше всех жертв была жертва самой себя и трех юных дочерей». Младшая её дочь Раиса стала в последующем известной блаженной старицей Асенефой, которую в 1891 году навещал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Каждый раз обдумывая эту печальную историю, не могу скрыть того, что она потрясла меня ... Александра жила в роскоши и неге, и имела четверых детей; старший из них, Никтополион Михайлович, был тайный советник, член совета министров Финляндии, член совета Министерства финансов и сенатор, а одно время - витебский губернатор... С какими мыслями пришла Александра Ярославова в Горицкий монастырь и как менялись её взгляды? Какою мудростью она делилась с родственниками, которые не редко посещали её ? Ведь «куст» монастырей Северной Фиваиды Белозерья, куда входит и Горицкий монастырь хранит все самые сакральные тайны царской власти России! Именно по этой причине и судьбу Александры Ярославовой нельзя рассматривать вне истории кирилловского старца Паисия Ярославова, близкого к великокняжескому семейству и знавшего тайны нескольких поколений русских царей. Именно к нему обращались за легитимацией власти Великие князья и ему вверяли секреты взаимоотношений Константинополя и нынешнего Московского патриархата. И эти «тайны Паисия Ярославова», известные: как Русской православной церкви (РПЦ), так и Константинопольскому патриархату, уже сегодня определяют контекст политических взаимоотношений Украины и России...

 

 

ПОЛНЫЙ  ТЕКСТ  с  фотографиями  и  активными ссылками  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=375

НАЧАЛО

 

«Терновый трон России» - так называла английская королева Виктория российский престол, с которого мало кто из царей ушел добровольно или своей смертью. И доказательством этому можно считать Горицкий «Монастырь опальных княгинь», куда ссылали не только цариц, но и царей в изгнании. Среди опальных великокняжеских персон: Царица Анна Колтовская, Царица Мария Нагая, таинственная Глинская, Царевна Ксения Годунова, Царь Михаил Романов, Княгиня Елена Масальска, Патриарх Никон, Княжна Екатерина Долгорукова... Один из корпусов этого Горицкого монастыря именуется Клементьевским, от фамилии Клементьева, которую в браке носила Александра Алексеевна Ярославова - дочь А.Т.Ярославова из Вологды... Такое имя сохраняется за Клементьевским корпусом монастыря уже не одно столетие по той причине, что приняв, после смерти мужа, решение стать инокиней «Александра Алексеевна (в иночестве Агния) принесла в дар Горицкому монастырю щедрые и богатые вклады - все свое достояние. Но выше всех жертв была жертва самой себя и трех юных дочерей».

Младшая её дочь Раиса ( Клементьева Раиса Михайловна) - внучка А.Т.Ярославова, отданная в монастырь в 14 лет, в последующем стала известной блаженной старицей Асенефой, которую в 1891 году навещал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Об этом, в частности, повествует статья «Кронштадтский пастырь в Белозерье».

Каждый раз , обдумывая эту печальную историю, не могу скрыть того, что меня потрясло подобное насилие над судьбой и волей трех дочерей со стороны властной и одновременно избалованной богатством и любовью мужа Александры Ярославовой (Клементьевой). Историки сохранили о ней такие воспоминания: «Александра Алексеевна происходила из знатного рода вологодских дворян Ярославовых. В замужестве с Михаилом Ивановичем Клементьевым (надворным советником), она жила в роскоши и неге, и имела четверых детей; старший из них, Никтополион Михайлович, был тайный советник, член совета министров Финляндии, член совета Министерства финансов и сенатор, а одно время - витебский губернатор... (www.novodev.narod.ru).

С какими мыслями пришла Александра Ярославова в Горицкий монастырь и как менялись её взгляды? Какою мудростью она делилась с родственниками, которые не редко посещали её ? Не сожалела ли ? Ведь «куст» монастырей Северной Фиваиды Белозерья, куда входит и Горицкий монастырь хранит все самые сакральные тайны царской власти России! Да и современной тоже. Сюда не только ссылали. Здесь, одновременно, и прятали от гонений. Ротация опальных великих княгинь и князей шла быстро. Кто-то умирал, кого-то миловали. Но все секреты исповеди членов царских семей, тайны их откровенных разговоров, крещений, браков, рождений, смертей и захоронений хранятся здесь, близ Белого озера и порта пяти морей - Кириллово.

Александра Ярославова пришла не только в Горицкий монастырь ( на горе Горица от глагола «горети» - «св

Одно время урожденная А.Ярославова стала даже игуменьей Горицкого монастыря, а вплоть до революции игуменьей была уже ученица её дочери - блаженной старицы Асенефы.

Высокопоставленный сын и брат Никтополеон Михалович Клеменьев часто наведывал дворянок Клементьевых (Ярославовых) в монастыре. Щедро жертвовал, но при этом не мог без скорби смотреть на мать и сестер на монастырских грядках: простоволосых, запыленных и в старых башмаках. Уезжал он всегда с «тяжелым сердцем».

Хотя, если прочитать воспоминания последней Великой княгини России Ольги Александровны, то подобным же «фермерством» она занималась сначала в Дании, а затем в Канаде, поскольку была лишена состояния, в т.ч. и своей, не отличившейся благородством, сестрой. Однако Ольга Романова добровольно не отказывалась от дворцовой роскоши и от статуса. Её этого лишили, в т.ч. и брат Николай II, который отрекся не только за себя, но и за всех Романовых, чем потряс Россию.

Если же искать аналогии, то даже Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (сестра последней императрицы), основавшая Марфо-Мариинскую обитель и пожертвовавшая для неё свой основной капитал, что произошло тоже, уже после гибели её мужа, тем не менее, оставляла себе светские связи.Она не была инокиней.

А тут, в случае с Александрой Алексеевной Ярославовой, так безвозвратно принято решение, и не только в отношении себя. Но и в отношении трех юных дочерей, у которых вся жизнь впереди. Надо сказать, что у двух её дочерей монастырская жизнь оказалась недолгой. Эти лишения были для них тяжелы ,и они рано умерли.

И читая все это, я испытывала чувства, думаю, подобные тем, которые испытывал Никтополеон Михайлович Клементьев.

Долго размышляла над тем, имела ли право женщина, которая сама познала счастье материнства и мужской любви, лишить всего этого собственных девочек только от того, что она овдовела и не видела больше для себя иных перспектив кроме одиночества? Или были иные причины? Что произошло ? Кто повлиял на её решение ? Какова была духовность той географии и той среды, где она проживала ? Как она была подготовлена к этому решению историей рода Ярославовых...

А история фамилии, обращу внимание, уже за два столетия до этого была очень плотно пересечена с историей Кирилло-Белозерских земель.

 

И, пожалуй, нет другой фамилии на Руси и в России, кроме «Ярославов», которой был бы отмечен каждый из пяти монастырей этой Северной Фиваиды, её скиты и пустыни.

И поэтому судьбу Александры Ярославовой, не имеющую иных аналогичных прецедентов в России, нельзя рассматривать вне истории Паисия Ярославова, близкого к великокняжескому семейству и знавшему тайны нескольких поколений русских царей. Он был настолько авторитетен, что именно к нему обращались за легитимацией власти Великие князья. И именно у него просили благословения « на взятие престола», либо на его возвращение себе после временной утраты ( Василий II).

Паисий Ярославов, как нестяжатель, всегда старался уйти от должностей  во власти,  от реалий и статусов. Но так случилось на Руси, что именно к нему шли Великие князья, чтобы он дал им эту власть в руки.

Это очень показательный феномен и для современной России. Интересен он и в части того, как власть делалась легитимной, и в части тайн того столетия предсмутного времени, которыми владел Паисий Ярославов, включая секреты взаимоотношений Константинополя и нынешнего Московского патриархата.

И эти «тайны Паисия Ярославова», известные: как Русской православной церкви (РПЦ), так и Константинопольскому патриархату, уже сегодня определяют контекст политических взаимоотношений Украины и России.

Дело в том, что Заволжские и белозерские старцы нестяжатели были близки к Афону, греческому православию и Константинополю, по той причине, что у основания Спасо-Каменного монастыря в Белозерье стоял пришелец из Константинополя - постриженник Афона Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей! По строгому афонскому уставу в монастырь был запрещен вход женщинам. Как многие другие северные обители, Спасо-Каменный монастырь служил местом заточения опальных политических и церковных деятелей.

И именно из-за этой взаимосвязи заволжских старцев с Афоном и Царьградом, они попали в немилость к царю Василию III, практически одновременно с тем, когда началось отдаление Русской православной церкви от Константинополя и греческого православия.

«Рубиконом» здесь оказался тот момент, когда белозерские старцы выступили на стороне его законной супруги Соломонии. История такова, что Василий III под влиянием наушников, желавших заменить ему «жену перед богом», решил отправить Соломонию в монастырь после 20 лет брака, в котором не было детей. Но этот брак с Соломонией был браком, одобренным Константинополем, и потому Константинопольский патриархат не дал согласие на его расторжение из-за нарушения канонического права.

В результате второй брак Василия III c Еленой Глинской оказался неканоническим, т.к. не был одобрен Константинополем и был заключен вопреки его мнению, отчего и начался разлад. Брак был поддержан лишь московским митрополитом Даниилом, сделавшим это и против воли Константинополя, и против мнения белозерских старцев нестяжателей. В результате Иван Грозный, родившийся в этом втором браке Василия III c Еленой Глинской, постоянно испытывал комплексы от того, что супружеский союз его родителей не был каноническим. Более того, нарушение Василием III клятвы перед Соломонией - «женой перед Богом», вызвало огромный ропот среди бояр и князей.

А отсюда и опричнина Ивана Грозного, который всю свою жизнь старался похоронить память о том, что произошло с царицей Соломонией !....

 

 Продолжение   по ссылке  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=375

 

Tags :   Голицыны ,  английская  королева Виктория,  Клементьевы,    монастырь опальных княгинь,   Горицкий  монастырь, Иоанн   Кронштадтский,   старица Асенефа , Агния,  Северная Фиваида , Соломония,  Царьград,  ВасилийIII,   Елена  Глинская,  Иван Грозный , настяжатели,  безозерские заволжские старцы , Константинопольский    патриархат , епископ  Ростовский  (Оболенский), Феофан (Соколов)

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments