За три недели до Нового года поставили на ремонт Спасскую башню Кремля, около которой ежегодно В.Путин записывал новогодние обращения гражданам России. Новость от 14 декабря сообщала, что ремонт начался на этой неделе ( т.е. с 8 по 13 декабря)/1/.
Спасская башня построена в XV веке около храма святого Афанасия патриарха Александрийского, упоминаемого в Степенной книге в 1389 году, и Афанасьевского монастыря, возникшего вместе с храмом. Архитектор тальянец Петр Фрязин ( Пьетро Антонио Солари ), сыгравший большую роль в браке Софьи Палеолог и Ивана III («Третий Рим». Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=1048)
Позже здесь было основано Кирилловское подворье Кирилло-Белозерского монастыря /2/. Память Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских празднуется в один день 31 января.
Все Афанасьевские церкви на Руси посвящались Великому князю Киевскому, Владимирскому и Тверскому Ярославу III Ярославову, в крещении - Афанасию.
Дочь Ярослава III - Княгиня Тверская Софья Ярославна основала в Твери Афанасьевский монастырь, именуемый в народе Софьиным. Ныне - церковь Покрова в Твери. Она была настоятельницей этого монастыря, также как позже её мать Великая Ксения Тарусская и Тверская, тоже настоятельница этого монастыря. И третьей из Тверских княгинь настоятельницей Афанасьевского монастыря была Великая княгиня Ростовская и Тверская Анна Кашинская - супруга Великого князя Михаила Ярославова Тверского, родного брата Софьи Ярославны, основательницы Афанасьевского монастыря.
Ярослав III (Афанасий) был первым самостоятельным Великим князем Тверским. Поэтому именно в Тверском княжестве преобладали Афанасьеские монастыри его персонального святого, включая удельные княжества Клинское, Кашинское, Холмское, Зубцовское.
В Клину Церковь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, существовала до начала XVII века (до Романовых).
При Романовых, после 1615 года Кирилло-Афанасьевский монастырь появился в Ярославле.
Затоплен Афанасьевский монастырь в Мологе, упоминаемый в 1509 году. Первоначально он был Холопий. Церковь Афанасия и Кирилла появилась в XIX веке.
В Кремле около Спасской (Фроловской) башни Кирилловское подворье тоже было ликвидировано. Появилось оно изначально потому , что сначала будущий преподобный Кирилл, ещё как мирянин, поселился в Афанасьевском монастыре, а затем возникло подворье основанного им Кирилло-Белозерского монастыря.
«Кирилло-Белозерский монастырь имел обширные духовные, экономические связи с другими городами Руси. Во многих из них у монастыря были свои подворья…. Одно из самых древних и самых известных было Кирилловское подворье в Московском Кремле. Первое упоминание о нем относится к 1563 году. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре, возникшем при бывшем здесь храме святого Афанасия Александрийского, от которого и получил своё наименование. В 1770 году, в связи с принятым решением о строительстве Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено. В 1776 году его разобрали. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь».
С 1606 года игуменом Кирилло-Белозерского монастыря, чье подворье находилось в Кремле, был Матфей.
В 1609 году игумен Матфей получил похвальную грамоту от царя Василия Шуйского за защиту монастыря и жителей
В 1613 году его пригласили в Москву для избрания нового царя. 7 февраля 1615 года состоялась хиротония Матфея во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита. Скончался он 13 января 1646 года. Погребён в кафедральном соборе города Казани.
После появления Кирилловцев в Казани за Камой появилась церковь Кирилла Александрийского в селе Калегино. Уже только одного Кирилла без Афанасия. Редкая для этой территории, после революции именовавшейся башкирией.
Мать мэра Москвы Юрия Лужкова была родом из Калегино с редкой церковью Кирилла Александрийского, недалеко от Бирска и Николо-Березовски, также как и моя бабушка Александра Ярославова (Голикова).
Предок патриарха Кирилла был священником в церкви, приписанной к Бирску.
Ветку Ярославовых , к которой я отношусь, из д.Ярославовой около Бирска , недалеко от Калегино « в народе» именовали Ярославовы- Кирилловы
«Спасский путь от Спаса-Преображенного в Коломне до Преображенского монастыря в Николо-Березовке. Антоний Храповицкий епископ Уфимский и Мензелинский, Киевский и Галицкий» 29-30 октября 2014 года http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=59&PubID=1047
При этом, Спасо-Преображенский монастырь называют одной из самых таинственных страниц коломенской истории. В XX веке были уничтожены все его следы. Об этом рассказывает статья Спасская обитель Романа Славацкого:
"Первое рукописное упоминание….относится к 1481 году. А находится оно в «Прологе сентябрьском» – книге, переписанной для архимандрита Спасского монастыря Иннокентия. Записи, оставленные ими, содержат массу ценнейших сведений… в т.ч о местоположении обители («святой Спас на Посаде, конец мосту Пятницкого»). «Мост» – это мощёная, выложенная брёвнами дорога от храма Параскевы Пятницы… до Спасо-Преображенского монастыря. В этом же тексте обитель называется «богомольем великого князя»… сие означает личное покровительство Иоанна III…Вторым престолом здесь было Обретение главы Иоанна Предтечи. Не был ли победитель Ахмата, великий князь Иоанн, основателем храма в честь соимённого ему великого Пророка? Всё сказанное свидетельствует о древности обители и позволяет отнести дату её основания ко второй половине XIV столетия. Это произошло скорее всего между 1353 годом и началом 1360-х, во время правления великого князя Симеона Гордого. Обращает на себя внимание характерное «сгущение» ближних церквей: Симеона Богоприимца, Симеона Столпника, Алексия человека Божия… Спасский монастырь и Алексеевская церковь в коломенском предании связываются с именем митрополита всея Руси Алексия (Бяконта)….Важная деталь: в зимней церкви имелся придел преподобного Кирилла Белозерского.
Если внимательно присмотреться к церковному плану Коломны, мы увидим, что основные его вехи выстроены в определённой смысловой последовательности. И важнейшая духовная ось – это Спасский путь, напрямую связанный с жизненным путём Христа. Он начинается с Богоявленского Голутвина монастыря . Его главный престол посвящён Крещению…Затем путешественник вступал в Коломну и по «Пятницкому мосту» подходил к Спасу на Торгу (1360-е годы). Светлый праздник Преображения Господня…А впереди уже открывались Спасские (ныне Пятницкие) ворота с иконой благословляющего Спасителя… за воротами…дворец с домовой церковью Воскресения Словущего, выстроенной на рубеже XV-XVI веков на месте деревянного храма, памятного коломенцам венчанием святых Димитрия и Евдокии в 1366 году.
Так этот Спасский путь духовно осенял правление московских властителей…И важнейшим звеном этого пути была наша Спасская обитель..."/8/.
«Подол Московского кремля» http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=42735
От Спасских ворот, немного левее по Спасской улице, находился Афанасьевский монастырь с церковью Афанасия патриарха Александрийского (17) с приделом св. Пантелеимона (18). При нём - подворье Кирилло-Белозерского монастыря (19) с одноимённой церковью. Афанасьевская церковь впервые упоминается в 1389 году, в то время она, конечно, была деревянная. Монастырь, вероятно, существовал при ней с самого начала. Каменная церковь была построена в 1462 году с приделом св. Пантелиимона. Когда основалось при монастыре Кирилловское подворье неизвестно. Преподобный Кирилл, ещё бывши мирянином, проживал вблизи Афанасьевской церкви, возле Тимофеевских, впоследствии Константино-Еленинских ворот
[1] «Кремлёвские куранты в новогоднюю ночь будут закрыты строительными лесами» http://www.kr-news.ru/news/46485-kremlyovskie-kuranty-v-novogodnyuyu-noch-budut-zakryty-stroitelnymi-lesami
[2] «Подол Московского кремля» http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=42735
[3] День святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских http://www.calend.ru/holidays/0/0/1673/
[4] Кирилло-Афанасьевский монастырь http://sobory.ru/article/?object=00575
[5] Исключительно по своей значимости известное письмо 1415 г. Епифания Премудрого, направленное архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу, http://www.pravklin.ru/publ/9-1-0-414
[6] Церкви Клинского уезда
http://temples.ru/klin_uezd.php?page=3