Categories:

Б.Р.Ярославов, к научным трудам которого проявляют интерес ВР,«Роснефть», «Русснефть», «ЛУКойл»,

«Борис Ярославов: публикации 1967-1973 гг.в нефтяных изданиях СССР. Соавторы: Глинский, Князев, Лаптев,Портнов, Фазлутдинов,Плешаков, Тетерев, Вострецов, Валеев, Викторов»

Полный текст  с  иллюстрациями http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=981

© Наталья Ярославова – Чистякова, к.т.н.
«Граждане ЗА энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов»
31 мая - 2 июня 2014 года

В 1967 году мой отец Б.Р.Ярославов, к научным трудам и наследию которого сейчас проявляет активный интерес ВР, «Роснефть», «Русснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Турсунт» и др., опубликовал его первую статью во всесоюзном журнале «Нефтепромысловое дело» №. 6 (стр.22).
Он возглавлял тогда опытный участок на Арланском нефтяном месторождении в Башкирии –«Большом Арлане», открытом в 1955 году, и статья была посвящена новой технологии нефтепромысловых исследований по снятию профилей притока в скважинах, эксплуатируемых глубиннонасосным способом, когда перед спуском глубинного насоса в зумпф скважины спускали дебитомер или расходомер и он оказывался подвешенным под колонной насосно - компрессорных труб, а свободный конец кабеля подключали к регистратору импульса датчиков и замеры производили поинтервально, через пол метра. Позже именно за эту разработку мой отец Б.Р.Ярославов получил медаль ВДНХ.
Его промысловый опыт к дате первой публикации в союзном издании превышал 10 лет, уникальность же опыта определялась тем, что он один в те годы возглавлял специально созданный для отработки новых технологий опытный участок на нефтяном промысле, после чего стал заместителем по науке ЦНИПРа - Цеха научно-исследовательских и промысловых работа НПУ «Арланнефть».
И я, конечно, в бытность в башкирском Закамье гордилась тем, что мой отец первый кандидат наук в городе Нефтекамске, а я первый его новорожденный житель, поскольку Нефтекамск был основан в 1959 году, как рабочий поселок, и в первом каменном, городском доме этого рабочего поселка родилась я, в феврале 1960 года:
"В 1959 году возник рабочий поселок, получивший название Нефтекамск, а в конце 1962 года Башкирский областной комитет партии принял решение о создании города на базе этого поселка. Утвердили организационное бюро. В него вошли: Е. В. Карцев — инструктор отдела нефтяной промышленности обкома КПСС — председатель оргбюро,...Н. Г. Ильин — секретарь парткома треста «Башнефтепромстрой», Н. Е. Лаптев — начальник нефтепромыслового управления "Арланнефть"…Под руководством оргбюро был сформирован аппарат городского комитета КПСС...Членами бюро городского комитета партии были избраны: Ю. П. Баталин управляющий трестом «Башнефтепромстрой», Н. Е. Лаптев — начальник НПУ «Арланнефть»… ( Становление и развитие города Нефтекамска)
Отец был сильным специалистом в области нефтепромысловых и геофизических исследований, по образованию, полученному в Свердловском горном институте, он - горный геолог и имел ученую степень кандидата геолого-минералогических наук.
Кандидатскую диссертацию Б.Р.Ярославов защитил в 1972 году.
И сейчас впервые я представляю сканированные копии его статей, в читаемой варианте, опубликованных до защиты диссертации и ставших частью его диссертационной работы, а также - после защиты диссертации, когда он переехал в Тюмень и приступил к преподавательской деятельности, как доцент Тюменского индустриального института, но ещё публиковал материалы по его промысловому и научному опыту в «Арланнефть».
Главная цель презентации статей моего отца Б.Р.Ярославова - защита его трудов и рукописей от публикаций под другими именами, как это хотели сделать с трудами В.Татищева, и только своевременное возмущение академика Г.Миллера спасло авторство В.Татищева на его ценные выводы и исследования.
У моего отца Б.Р.Ярославова также были неопубликованные рукописи, в т.ч. докторская диссертация и подготовленные им статьи по классификации геологических запасов, как отдельное научное направление.
Далеко не всем известны и представляемые мною статьи Б.Р.Ярославова 1967-1973 годов, публиковавшиеся в «Нефтепромысловом деле», «Нефтяном хозяйстве» и «Нефтегазовой геологии и геофизике».
Содержание этих старых журналов начали анонсировать лишь в последние годы, но текстов в электронном виде до сих пор нет.
В ряде статей отец является единственным автором.
Другие написаны - в соавторстве.
Из руководителей НГДУ «Арланнефть» соавторами отца были: директор Н.Е.Лаптев и директор Н.С.Князев /1/.
Из ученых, в т.ч. ученых практиков, трижды соавтором отца был К.С.Фазлутдинов, позже также возглавлявший НГДУ «Арланнефть», получивший в 1982 году звание Заслуженного нефтяника. С 1997 года К.С.Фазлутдинов эксперт-консультант по работе с регионами России, эксперт по недропользованию АНК «Башнефть»./2/
Дважды соавтором отца был Б.И.Глинский. Незаурядная фигура. Я помню его визуально. Недавно в одном разговоре мне сказали: А ваш отец был красавец. Борис Глинский тоже был красавец. А два красавца Бориса рядом: Борис Ярославов и Борис Глинский производили неизгладимое впечатление.
Я не знаю, как сложилась судьба Б.И.Глинского. По – моему, он уехал в Москву. Но когда я набираю его имя в Интернете, то поисковые системы любезно напоминают о том, что был в XV веке Борис Иванович Глинский - служилый князь при Свидригайло Ольгердовиче - сыне Иулиании Тверской - внучке Великого Князя Михаила Ярославова Тверского ( «Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»). Б.И.Глинский был женат на вдове князя Ивана Корибутовича – сыне Корибута Ольгердовича, брата Свидригайло.
Князья Глинские, обращу внимание, взошли на престол, благодаря родству дяди царицы Михаила Глинского Дородного и княгини Телепневой-Оболенской, родственницы Князя Ярослава-Оболенского, родоначальника князей Ярославовых-Оболенских ( «Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины, Ярославовы, Оболенские и Глинские в Московских дворцах и на реке Белой»).
При царице Романовой Глинские были в опале, а при Борисе Годунове в опале были Романовы. Так все , поочередно, и оказывались за Камой.
Из «следов» геолога НПУ «Арланнефть» Б.И.Глинского я нашла только упоминание его как соавтора статьи в группе ученых : Кисиленко Б.Е., Кеннави Ф.А., Глинский Б.И., Орлов М.Г. (ИГиРГИ) «Возможности улучшения вытеснения высоковязкой нефти путем видоизменения систем разработки».
Имя Глинского стоит рядом с фамилией Орлова, и , возможно, Б.И.Глинский перешел в ИГиРГИ («Орловы в недропользовании, защите военнослужащих).
Нет, как и у Б.И.Глинского, общей биографии соавтора отца - Н.Е.Лаптева. В частности так, как к примеру она есть у К.С.Фазлутдинова, Н.С.Князева и Б.Л.Сандурского. Упомянутый мною Сандурский Б.Л. не был соавтором статей отца, но я помню его фамилию по нефтекамскому периоду. Она часто произносилась в нашей семье. Выпускник Львовского института Богуслав Флорионович был главным механиком НПУ «Арланнефть», когда там работал отец.
Многие позиции , в т.ч. соавторов, восстанавливаются по грамотам отца – Б.Р.Ярославова. Н.Е.Лаптев указан, как начальник НПУ «Араланнефть» - в подписи на грамоте, которой отца наградили в связи с 10-летнием «Арланнефть» : «за долголетнюю и безупречную работу». Также на этой грамоте к 10-летию стоит подпись секретаря парткома Сафронова, я эту фамилию тоже хорошо помню.
Грамота 1970 года вручена отцу, как ректору народного университета технико-экономических знаний в нефтегазодобывающем управлении «Арланнефть».
Башкирское правление НТО НГП награждало отца за лучшую работу, выполненную на общественных началах. Одна из Грамот подписана Председателем правления Башкирского НТО В.Губиным, 27 мая 1969 года, и вручена в связи с 25-летем Башкирского НТО НГП.
Уже в 1969 году Владимир Евдокимович Губин был Заслуженным деятелем науки и техники БАССР. В 1965—77 годах он работал во ВНИИСПТнефть, в т.ч. директором. Его научные исследования - посвящены трубопроводному транспорту нефти. Возможно , речь идет о родственнике певца А.Губина, упоминающего предков из с.Николо-Березовка, именем которого была названа и нефтеносная площадь.
Одна из статей, представляемых ниже, прямо включает это название:
Б.Р. Ярославов: «Об эффективности различных систем заводнения на Николо-Березовской площади Арланского месторождения» («Нефтяное хозяйство», Москва, 1969 год, № 4 апрель, стр. 23).
Грамоты отца, включающие биографические данные: о его должностях, заслугах и соавторах, я также включила в настоящую статью, в отдельный раздел, поскольку они многое проясняют и напоминают о том, о чем я не знала. Это касается ректорства в народном университете технических знаний НПУ «Арланнефть».
Дважды среди соавторов отца упоминается А.М.Вострецов. Фамилию Вострецова носила родная сестра отца Алевтина Романовна Ярославова-Вострецова. Но является ли А.М.Вострецов родственником её мужа, мне не известно.
Единожды соавтором моего отца был и И.Г. Тетерев - муж другой сестры - Маргариты Романовны Ярославовой - Тетеревой /4/.
При этом, на журнале с первой публикацией отца в «Нефтепромысловом деле» 1967 года увековечен наш второй адрес в Нефтекамске: улица Социалистическая 69, квартира 111.
Уже перед отъездом из Нефтекамска в Тюмень мой отец Б.Р.Ярославов обменял эту квартиру 111 на Социалистической 69 - на квартиру его сестры Иды Романовны Ярославовой – Тимчук, по её желанию. И после этого, по названному нашему бывшему адресу проживала Тимчук И.Р. с её сыном Тимчуком А.С. тогда ещё мальчиком 8 лет /3/
Хорошо я помню ещё одного соавтора В.И.Портнова, как друга и соратника отца. Сохранились их фотографии. Одна из них иллюстрировала статью об «Арланнефти» 1997 года, которую отцу незадолго до его смерти прислали из Нефтекамска. Он был очень тронут тем, что его помнят, хотя одновременно это всколыхнуло в нем и некую печаль о молодости и надеждах, которые , в том числе, и не сбылись, потому что ему препятствовали в защите , в частности, докторской диссертации.
Теперь же, спустя годы, его научное наследие «рвут на части» самыми нечистоплотными способами, в т.ч. и те , у кого на руках оказались отцовские рукописи.
Я вижу эти публикации, где не указано имя моего отца, а стоят фамилии тех, кто имел доступ к рукописям.
Это продолжатели тех, кто в XVIII веке пытался обокрасть В.Татищева и кого презирал академик Миллер.
В.П.Плешаков – также был соавтором отца в статье 1973 года. Отец упоминал его часто в тюменский период, уже в 90-х годах. Т.е. с ним сложилось долгое сотрудничество.
А вот практика публикаций с Ш.И. Валеевым не была продолжена. Было какое-то взаимное недопонимание, насколько я помню.
Уже в Тюмени, в контексте нефтяного бизнеса, мне встречалась фамилия Лаптева, рядом с Ю.Шафранником. Но не известно, был ли он родом из Башкирии. И имеет ли какое-то отношение к соавтору моего отца Н.Лаптеву.
Скорее, - нет. Также, как и прокурор Э.А. Валеев , и его однофамилец Ф.Г.Валеев - бывший начальник комитета юридической экспертизы в Тюменской городской Думе.
О научном и духовном наследии своего отца я писала в статье «Найди свои корни» - завещание Бориса Ярославова».
После ухода из жизни мамы, урожденной Давиденко – супруги Б.Р.Ярославова, наследственными делами моей сестры, по матери, - С.Ярославовой (Пинегиной, Ковиной) занимается однофамилец одного из соавторов моего отца - Ш.И.Валеева - юрист Валеев, что мне постоянно подчеркивают.
Однако у отца было много соавторов в его нефтекамский период. Это отражало советскую практику. В Тюмени соавторов было уже меньше. Отец становился все более самостоятельным ученым.
Когда же соавторами публикаций были: я и отец, то мы соединяли его геолого-промысловый блок, с моим блоком по мировой экономике и управлению ресурсами, поскольку я работала в органах власти и, как советник Председателя Тюменского областного совета по экономике, занималась вопросами недропользования, законодательства о недрах, ценообразования на энергоресурсы ( «Россия началась 7 мая 1993 года в день Иверской Богородицы, когда заключили Соглашение по Недропользованию…»).
Вследствие этого, нашего с отцом Б.Р.Ярославовым, соавторства в единичных публикациях, мои статьи, написанные в течение 17 лет после его смерти, некие персоны, преуспевающие в плагиате, пытаются представить , как продолжение дела отца.
Если руководствоваться подобным ненаучным пониманием соавторства, то претенденты на кражу интеллектуальной собственности, могут заявиться - на авторство статей, написанных уже после сотрудничества с моим отцом: Б.И.Глинским, Н.С.Князевым, Н.Лаптевым, К.С.Фазлутдиновым, И.Г.Тетеревым, Ш.И.Валеевым, В.П. Плешаковым - А.М.Вострецовым.
Соавторы отца и их потомки будет крайне удивлены.
Не может быть основанием для заявления на наследство также и единая фамилия с соавторами моего отца Б.Р. Ярославова, в лице всех Лаптевых России, всех Валеевых России, Плешаковых и т.д.
Ничего общего с правом здесь нет. Даже если выстроить «вводящие в заблуждение цепочки» и отметиться по адресам недвижимости, принадлежавшей ранее моему отцу и моей матери.
Но, к сожалению, не перестают рождаться люди, склонные ставить свои имена под чужими текстами.
Недавно я об этом подробно писала в контексте истории В.Н. Татищева – главы горной канцелярии Урала , основателя Екатеринбурга и горного училища в нем, где мой отец окончил Свердловский горный институт.
Статья была о Пскове и псковских фамилиях за Камой, к каковым относился и В.Н. Татищев:
«МИД Ярославова»: от банков инока Крыпецкой обители А.Л. Ордын-Нащокина, до монетного дела В.Н.Татищева, «Дома Печенко» и «Печенкин и Ко».
В этой публикации я упоминала также династию псковского зодчего Постника и Постниковых, обратив внимание на то, что именно у псковских фамилий в Тюменской области, в частности, Ярославова и Постникова возникли проблемы при губернаторах не нефтяниках и не геологах. Что символично, статья к.т.н. В.В.Постникова, которому пришлось выехать из Тюменской области на лечение, из-за нанесенных ему в Тюмени травм в связи с судебным процессом, есть и в одном из журналов, где в 70-х годах 20 века публиковался мой отец.
К случайностям это не относится. Это отношение - к Началу.
Подобная же ситуация сложилась в Пскове:
Американский журналист Саймон Шустер после посещения Пскова в 2011 году «написал статью о том, что всего за 8 лет область потеряла 11% населения. Такое снижение наблюдается только в годы войны, массового голода, потопа или землетрясения» - об этом вспоминает уже публикация 2014 года «Сингапур Псков не вытащит».
Тоже самое , в части потерь, в т.ч. в научном мире псковских фамилий, происходит и в Тюмени. («Джеффри Сакс и Борьба с бедностью: от 90-х до 2014-х. Историю криминогенности ТЭКа изучают на кладбищах Тюмени…»).
У тех, кто «плетется в хвосте», есть очевидное неуемное желание позиционировать себя «головами», что как раз ведет к росту спроса на «авторство» публикаций людей, символизирующих начало, как мой отец Б.Р.Ярославов.
Поэтому к его научному наследству «правоведы» и пытаются применить даже не законы, а рейдерскую практику наследования имущества. Все это выглядит крайне неуклюже, и наблюдать это неудобно.
Однако недавно мне довелось столкнуться с реальностью, когда права на недвижимость умершего предъявили только на том основании, что человек - однофамилец, не устанавливая родства.
И эту рейдерскую практику, построенную на совпадении фамилий, переносят - на объекты интеллектуальной собственности.
Поэтому, как я уже сказала, одна из целей настоящей статьи , сделать превентивные шаги для того, чтобы не допустить замену авторства моего отца - на другое авторство, в т.ч. на его рукописи, что уже отчасти произошло и требует восстановления его авторских прав.
Схем неожиданного возникновения «несуществовавшего соавторства» и замены авторства много.
Один из прецедентов описывался и иллюстрировался мною в статье:
«30 лет МГДА. О судьбе моих научных исследований, посвященных магнито-гидродинамической аналогии и повышению нефтеотдачи, внедренных в Главтюменнефтегазе и нефтяных компаниях».
Во второй части этой статьи, посвященной нашему с отцом изобретению по моделированию фильтрационных потоков - магнитным полем , упоминалось внедрение изобретения в «Арланнефти», которой и посвящены статьи моего отца Б.Р.Ярославовова, представляемые в электронном виде в настоящей публикации.
Как я уже сказала, мои и отца научные исследования отчасти «пересекались», в остальном - были разные.
Блок геолого-промысловый, представленный ниже в публикациях, исключительно - моего отца.
А вот всё , что касается экспорта энергоресурсов за рубли, мировой экономики - исключительно моё.
Я защитила кандидатскую диссертацию по магнито-гидродинамической аналогии. И этим защищены мои авторские права наряду с авторским свидетельством на изобретение.
А отцу , к сожалению, не дали защитить докторскую диссертацию. Этим и воспользовались имевшие на руках рукопись его диссертации, вторгаясь в авторские права отца, также как и в мои.
Отец умер рано, в 64 года . Последние годы были отмечены травлей со стороны заведующего кафедрой Р.Медведского, умершего почти сразу после него.
Причем, и статья Р.Медведского есть в тех первых журналах, в которых публиковался мой отец, что видно , в частности, по содержанию номеров за 1967 и 1968 годы. Р.Медведский тогда работал в ЦНИПРЕ НПУ «Орджоникидзенефть», в Баку, в Азербайджане.
А отец, повторю, был зам начальника ЦНИПРа в НПУ «Арланнефть» в Башкирии.
В этом же НГДУ «Орджоникидзенефть» начинал С.Оруджев - позже зам. министра нефтяной промышленности СССР.
Р.Медведский – представитель Азербайджана в Тюмени. И на кафедре разработки, куда его неожиданно назначили заведующим, он, как мне видится, оказался по протекции «ЛУКойла». Об этой истории шла речь в статье …. «30 лет МГДА».
В «Лукойле» работал и ученик отца В.Гузеев, рано умерший. И в Когалымнефти – Н.Павлов, с которым тоже было сотрудничество по МАГДА, в бытность его в «Тюменнефтегазе».
Отношение Р.Медведского к отцу диктовалось, есть основание так считать, и отношением тех, кто его продвинул на должность заведующего кафедрой.
Чем мой отец не нравился ЛУКОЙЛу ? Возможно тем, что его когда-то поддержал С.Вайншток, заинтересовавшийся нашим изобретением. А у В.Алекперова с С.Вайнштоком отношения были не простые. Хотя, причина, полагаю, не единственная.
С даты публикации статей, которые я представляю, прошло более 45 лет.
Но представляемые мною электронные копии статей актуальны по той причине, что именно сейчас имеет место активный период интереса к научному наследию моего отца Б.Р.Ярославова.
Ведь за годы, с начала 90-х, никто его не опередил в подходах к анализу разработки месторождений, поскольку этими проблемами , в целом, мало занимались после того, как бывшие НГДУ получили право продавать нефть по рыночным ценам. И лишь сейчас, когда наступают сложные времена, оглянувшись вокруг, многие потянулись к трудам ученого , которого забывали упоминать в юбилеи, которому не дали защитить докторскую диссертацию в ТюмИИ и в чей контракт включили незаконную обязанность отрабатывать пропущенное в дни больничных, тогда , когда отец был уже тяжело болен.
Продолжение  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=981