Categories:

Где в Государственном Музее истории религии Федоровский образ, коим был благословлен Федор Марков ?

Наталья  Ярославова
                     Дважды   была   в    Государственном  Музее  истории  религии , где      должна   храниться   Федоровская   икона  Божией   Матери   костромского иконописца Никиты Артемьева (уп. 1714-1723), которая происходит из церкви Вознесения в Москве, но так и не  нашла   эту  икону  за общих   8 часов    пребывания в  музее.
Задумалась о том, что  может  быть  именно  эта   Федоровская  икона   повторила  судьбу Торопецкой  иконы   из Русского музея ?
Данные  об    этой  иконе  приводятся в  статье  об иконописце   Н. Артемьеве и  других источниках:
«Богоматерь Федоровская. 1723 г. ГМИР. Инв. Б-8927 IV. 63,5х47 см.  Происходит из церкви Вознесения в Москве. Пост. в 1946 г. в ЦАМ, в 1946 г. - в ГМИР.  Реставрирована А.В.Бей (ГМИР) в 1995 г.» (Иконописец  Артемьев  http://bestobshenie.su/artists/a/artemiev_nikita/index.shtml?adm=c170bc95da5c5a3c692dbbffa10c8bdf ).
На  обратной  стороне   иконы  должна   быть   надпись «о благословении сим образом канцеляриста Федора Маркова в 1750 [58?] г. (Костромская икона 2004. Кат. 213)  Также в надписи упоминается, «о явлении... зри... образ благоверному ивеликому князю [Василию] Георгиевичу рекомому Квашне Костромскому и Галицкому сыну благоверно[го] [князя] Ярослава Владимирскаго..»
Т.е.  эта икона была   явлена  представителю  дома  Ярослава II Всеволодовича , от которого   пошел Московский   , Тверской и Костромской  Княжеские  Дома.  Явление «повторное» , потому что первоначально она  появилась  в Городце.  Подробно я писала     об этом в  статье :   «Родословие Ярославовых XVII в., в контексте Ростовских преданий о Ное, Моисее и Кие, в «Материалах для генеалогии дворянства Ярославской губернии» 1916 г». http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=895
Первый  раз , когда  я   была   в  ГМИР  ,   пройдя  уже  весь  зал  Православия       обратилась  к   смотрителю.
Она   стала  искать место   экспоната  по  компьютеру и сказала , что Федоровская  икона  есть  на  иконе  156     явленных и    чудотворных    Богородичных  образов     ФОТО  http://radikall.com/images/2013/11/10/d61oG.jpg
Подпись под иконой:  «Явленные и чудотворные  иконы.  156  образов  Богоматери, почитание  которых  широко  распространено на    Руси. Многие иконы  представляют списки  со знаменитых  византийских и греческих образов. Некоторые из     них были  явлены  уже непосредственно на  Русской    земле.  Например,  «Печерская», «Федоровская», «Почаевская».
Я ответила  , что       ищу        отдельный   Федоровский   образ   , который  хранится в музее   ГМИР,   о чем пишут исследователи.
Тогда  мне  смотритель сказала, что икону,   вероятно,   перенесли в    экспозицию   к  400-летию дома  Романовых,  на  5  этаже, но   она  уже  закрыта.
По  экспозиции Романовых       вопросы  возникают ещё  при входе в  музей:   древние  религии,  православие, католики,   буддизм,  протестантизм,      ислам и   Романовы. Но   Романовы   это не  религия.  Почему именно  в этом музее ?
Через несколько  дней   я  вновь пришла         в     Государственный  музей  истории религии.
Экспозиция   к  400 -  летию Дома  Романовых , действительно  начинается  с очень красивой   Федоровской  иконы , но   эта икона начала  XX века:
ФОТО :  Федоровская    http://radikall.com/images/2013/11/10/VbSn.jpg
         Подпись   под иконой:  Богоматерь   Федоровская.   Алексеева, Исаченко , Малеванная, Окороков, Офросимова. Санкт-Петербург  , начало  XX века.  Иконописная  мастерская  императорского  общества       поощрения  художеств. Оклад  неизвестный мастер  серебряного  дела с инициалами «Г.П.».  О том, что  этот образ   связан с  300-летием  дома Романовых,  свидетельствуют  изображения:  Федоровской  иконы   Богоматери – покровительницы   царского рода  Романовых;   святых ,  соименных членам    царской    семьи ;   города Костромы (?)  откуда на  царство   был  призван  первый  царь династии  Романовых  Михаил  Федорович . В   надписи  на иконе  указано, что она была  написана    «под наблюдением   академика  Рериха  при  мастере Тюлине».
На   300  -летие   указывает ,  пожалуй, только   упоминание  Рериха,  которому было около  40 лет в  1913 году .  Возможно и святых  ,   если   они  соименны  именно  членам семьи      Николая  II, но  эта не та  икона   XVIII века   , которую реставрировал А.В.Бей .
           Судя  по   надписи, эта  Федоровская    икона не   является  иконой   костромского  иконописца Никиты  Артемьева   начала    XVIII века.
         А  где же  в таком  случае  вот этот  образ ?
«Богоматерь Федоровская. 1723 г. ГМИР. Инв. Б-8927 IV. 63,5х47 см.  Происходит из церкви Вознесения в Москве. Пост. в 1946 г. в ЦАМ, в 1946 г. - в ГМИР.  Реставрирована А.В.Бей (ГМИР) в 1995 г.» (Иконописец  Артемьев  http://bestobshenie.su/artists/a/artemiev_nikita/index.shtml?adm=c170bc95da5c5a3c692dbbffa10c8bdf
           В связи  с этой  загадочной  историей,  подобной  той , когда  я  однажды в  Эрмитаже,   в    галерее   Героев  Войны  1812   года не нашла портрета     Михаила  Орлова ,  подписавшего  акт  капитуляции Парижа,   представлю        сведения  о  Федоровской  иконе  костромского иконописца     , которой  благословили  в   1750 году   Федора  Маркова  , а   также о  том , как  Торопецкую икону  забирали    из Русского  музея :

О  ФЕДОРОВСКОЙ  ИКОНЕ   И  ФЕДОРЕ МАРКОВЕ
Из   статьи 
Родословие Ярославовых XVII в., в контексте Ростовских преданий о Ное, Моисее и Кие, в «Материалах для генеалогии дворянства Ярославской губернии» 1916 г. http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=895
И Евдокия Михайловна, и Наталья Михайловна - это дочери от 2-го брака Михаила Ивановича Ярославова. Их матерью была дочь прапорщика Федора Даниловича Маркова - Акулина Марфа. И тяготение М.И. Ярославова к владениям в Коломенском уезде, как видится, связано с этим родством.
Владений М.И. Ярославова и его детей в Коломенском уезде было несколько. Упомянутое село Красное в Малинской волости. Село Глебово. И село Дубнево у брата Евдокии - Алексея Михайловича Ярославова, также в Малинской волости Коломенского уезда.
Названное Дубнево после 1577 находилось в собственности Федосьи Семеновны жены Хотунского, одноименной Хотунской волости этого же уезда Селом Петрищевым в Хотунской волости уже в XVIII в. владел граф Алексей Орлов Чесменский (Дубнево).
Села Глебово и Красное находятся на карте практически рядом.
В "Писцовых книгах Московского государства" XVI в. встречается первое упоминание о сельце Глебово: "За Давыдом за Ивановым сыном да за Матвеем за Килдеяровыми детьми Маркова старая их вотчина: сельцо Глебово, на речке на Конской...".
«При этом, сельцо Глебово находилось в общем владении подпоручика Андрея Федоровича Маркова и подполковника Михаила Ивановича Ярославова, вдов княгини Ирины Григорьевны Мещерской, Анатасии Алексеевны Квашниной, прапорщицы Авдотьи Алексеевны Киреевской».
Андрей Федорович Марков, вероятно, брат Акулины Федоровны Марковой.
А в браке Михаила Ярославова с Акулиной Марковой, фамилии Ярославовых и Марковых объединились также, как, спустя два века, в браке моих родителей Бориса Ярославова и Тамары - дочери Клавдии, урожденной Марковой, которые были в родстве с Мещерскими («Юность Тамары Давиденко–Ярославовой. Воспоминания о «Чистой протоке», о Марковых и Мещерских–Ширинских, о Костре и Вечности»).
В Коломенском уезде упоминается также Красный погост, где ранее был монастырь именно Федора Тирона, а не Федора Стратилата, с которым я связываю название Федоровской иконы Божией Матери. Сейчас его нет. Монастырь был ограблен и сожжен литовцами и поляками в Смутное время в 1609-1612 годах («Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на погосте Красна, Коломенского района»)
Но вот какой интересный факт
На Федоровской иконе Божией матери Костромского иконописца Никиты Артемьева (уп. 1714-1723), которая происходит из церкви Вознесения в Москве, есть надпись «о благословении сим образом канцеляриста Федора Маркова в 1750 [58?] г. (Костромская икона 2004. Кат. 213)
Также в надписи упоминается, «о явлении... зри... образ благоверному ивеликому князю [Василию] Георгиевичу рекомому Квашне Костромскому и Галицкому сыну благоверно[го] [князя] Ярослава Владимирскаго..»
Канцелярист Федор Марков по возрасту мог быть отцом Акулины Федоровны Марковой-Ярославовой второй супруги Михаила Ивановича Ярославова, в т.ч. и Костромского помещика. А Квашнины - совладельцы Глебово, ведут свою фамилию от костромского князя Василия Квашни.
Иконы костромского иконописца Никиты Артемьева, также как и его брата Михаила Артемьева, находились также в Вологде в церкви Андрея Первозванного во Фрязинове.
Церковь Вознесения, о которой идет речь, в Москве - на Гороховом поле (Басманном поле). Один из приделов - пророка Божия Моисея Боговидца. Церковь создана при Михаиле Федоровиче, принадлежала графу А.Г. Разумовскому после её конфискации. И была перестроена архитектором А.Ф. Казаковым в 1790-1793 годах (Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле. Москва).
Ростовские топонимические легенды одновременно рассказывают следующее о ростовских селах Марково, Моисеево и Мосейцево, родом откуда была жена дворянина А.А.Ярославова: «..Марково - при р. Устье. По Хлебниковскому летописцу, на этом месте стоял терем царевны Светозары-Малки, супруги ростовского князя Силослава-Вески… На этом же месте князь Олег нашел будто бы двух престарелых князей, которые и дали ему совет, как без кровопролития смирить ростовского наместника Свенельда.
Мосеево -…на этом месте стоял терем ростовского жителя Русина-Михея, близ которого он и построил церковь. Русин-Михей вел обширный торг с греками, его корабли ходили в водах греческих. В конце XIII в. это место принадлежало ростовскому кн. Васильку Константиновичу 2-му
Мосейцово - по преданию, на этом месте в XI в. стоял терем верховного жреца Кичи, сын которого Круглей был крещен свят. Леонтием, назван при крещении Моисеем и рукоположен был сначала в диакона, затем в священника…»…
В XV в. Мосей Ярославов, как ростовский боярин, упоминается при явке духовной Дионисия Глушицкого. А редкая фреска «играющего Моисея» есть в церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста с приделом Смоленской иконы Божией Матери села Игрищи Ярославского района, куда переехал П.А.Ярославов сын «жены дворянина» из Ростова Ф.Ф.Ярославовой, родом из Мосейцово, так она захотела быть увековеченной, судя по надписи на её надгробии («Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов»).
Придел пророка Божия Моисея Боговидца (4 сент.) был и в церкви Вознесения на Гороховом поле, где хранилась костромская Федоровская икона Божией Матери, которой благословили канцеляриста Федора Маркова.
Горохово поле находится на берегу ручья Кукуй.


О  ТОРОПЕЦКОЙ  ИКОНЕ
Из  статьи
«Кто защитит Петербург … Афонская Иверская Вратарница и «Богородица на водах»: «Я с вами и никто против вас»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=771

Патриарх Кирилл 4 ноября, как видим, обратился к петербургскому Казанскому образу, а не к Московскому, перед которым плясали Pussy Riot. Правда, для этого его почему - то вывезли из Казанского собора Петербурга, вопреки словам Святителя Митрофана Воронежского.
Воспринимается это так, что Защита Петербурга ослаблена повторно. Ведь несколько лет назад из Русского музея Петербурга «временно» забрали икону Торопецкой княгини - матери Великих князей Ярославичей.
«В народе считают, что подобной же «монополией» на ещё одну прославленную икону вознамерились обладать влиятельные чиновники, пролоббировавшие передачу чудотворной Торопецкой иконы Божией Матери в церковь VIP оазиса «Княжье Озеро», воспроизведшего древнее название поселения по дороге из Москвы - в Ригу. При передвижении этой иконы также случился большой гром в публичном пространстве. Торопецкая икона хранилась в Русской музее Санкт-Петербурга и забрать её оттуда незаметно было невозможно. Хранилась она, замечу, рядом с церковью Архангела Михаила, с которой её теперь разлучили.
Связана эта икона одновременно и с именем Торопецкой княгини Феодосии - родоначальницы известного дома Великих Тверских князей. В миру, Торопецкую княгиню звали Ростислава Мстиславовна Смоленская» - это цитата это моей прежней статьи:«Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское».
Торопецкая княгиня - это супруга Ярослава Всеволодовича, князя Новгородского и Владимирского, матерью которого, в свою очередь, была осетинская княжна Мария Шваровна. Т.е. князья Ярославичи владимирско-тверские на четверть - осетины. А внуки Марии Шваровны - первые Ярославiвы - на одну восьмую.
Сванетия, Осетия - лебединые уделы. При этом покровитель Кавказа - Святой князь Михаил Ярославiв Тверской («18 июня и иконы, спасающие от политического и экономического терроризма…»).
Икона именно этой Торопецкой княгини - прародительницы Великих Тверских князей, от Ярослава III, была вывезена в район Нового Иерусалима, на Истру («Тверские великие князья. Кашинские, Микулинские князья»).