Читая книгу «Собственный Его Императорского Величества Конвой» http://www.regiment.ru/Lib/A/5/1.htm я обратила внимание, что России в этой книге нет.
Россия в тех границах, в которых она существовала в XIX веке , просто не существует в рассказе об истории Конвоя Свиты Его Императорского Величества.
Один раз упоминаются казаки с Волги , которые основал Терск !
Все!
Зауралья нет! Хотя ещё недавно там было Пугачевское восстание, и Екатерина II напоминала, что и она тоже «Казанская помещица» («Казанские помещики»: Ярославовы и Екатерина II. «Казанская ссылка» князя Александра Ярославова — Ярославского» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=788 ) .
Императорская семья в XIX веке жила вся «замкнутая» на этом Конвое СЕИВ.
Такое впечатление, что её интересовала только личная безопасность и реализация своей кавказской политики через честь назначения в Конвой лучших представителей Кавказской горной аристократии, которую приходилось щедро одаривать .
Напоминает , сегодняшние время, - по части одаривания.
Правда, в те годы шла речь об аристократии во многих поколениях. И ставилась задача смягчить характеры кавказцев, их раздражительность. Причем эта раздражительность имела правильное название: «беспокойный характер» есть не преступление, а только «нравственный недостаток». Вот в этой второй части, аналогии с современностью я не вижу. Потому что тогда шла речь об обрусении и об окультуривании горной кавказской аристократии. И образование давалось реальное. И был реальный результат. Становились более мирными отношения между горцами и казаками . Сейчас - наоборот («Национальная политика на Кавказе и её авангард - Конвой Свиты Его Императорского Величества» http://yaroslavova.livejournal.com/261085.html)
Кроме того, особое внимание уделялось древности рода и авторитету спокойного слова , сказанному представителями этого рода , посредством чего можно было оказывать влияние.
Первый Конвой императрицы Екатерины II был сформирован , повторю, из казаков знатнейших фамилий,
Однако в XIX веке по мере продвижения России на Юг Кавказа из высших представителей кавказских горцев был сформирован полуэскадрон, предназначенный для конвойной службы при Высочайшем Дворе. Эскадрон был под командованием Крымского хана и в него не допускались представители «других наций и народов». Позже в конвой стали набирать мусульман: на северном склоне выбор делался из княжеских и знатнейших дворянских фамилий, на южном - из детей ханов. Затем появились лезгины лучших фамилий. Затем грузины, опять же лучших фамилий. И возникла проблема: «Грузинское дворянство, гордящееся древностью и знатностью своего происхождения, не может быть поставлено наравне с другими представителями кавказского населения. Вскоре кавказским начальством возбужден вопрос о принятии в первый взвод Конвоя знатнейших армян. «Народ этот, подобно грузинам, принадлежит к древнейшим христианам» («Собственный Его Императорского Величества Конвой» http://www.regiment.ru/Lib/A/5/1.htm )
Как видим, всегда набирались в Конвой СЕИВ представители самых древних фамилий.
Таким образом, древнее аристократическое происхождение главы Конвоя СЕИВ должно было превосходить аристократизм фамилий, направляющих в Конвой своих лучших представителей.
Поэтому, с началом формирования Конвоя не только из знати Кубанского казачества, но и из горской знати, во главе Конвоя СЕИВ были поставлены: Генерал-лейтенант Петр Романович князь Багратион, с 26 апреля 1856 года. Его сменил
Генерал-лейтенант Дмитрий Иванович Скобелев, с 28 сентября 1858 года.
Затем - Генерал от кавалерии, генерал-адъютант Сергей Алексеевич Шереметев , с 8 марта 1864 года. Его сменил Генерал-лейтенант, генерал-адъютант Петр Александрович Черевин , с 24 мая 1869 года («Казачий Полковник» П.А.Черевин – основатель охраны Российских Императоров и Освобождение Софии от османского ига» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=898 )
Затем возглавить свой собственный Конвой пожелал император Александр II, после него - его сын Александр III, затем - Николай II и другие Великие Князья Романовы.
Эти знатнейшие фамилии XIX века названы в приложении «Шефы Собственного Е.И.В. Конвоя», вышеназванной книги о Конвое Н.В. Галушкина.
По мере формирования этого Горского эскадрона, а затем Горского полка из отдельных команд, межнациональные амбиции отмечались внутри самого Конвоя С.Е.И.В.
Но цель Конвоя , как раз и состояла в том, чтобы успокоить раздражительность Кавказцев, сформировать у них доверие, убедить их в могуществе России и в том, что их дальнейший путь - с Россией.
Проводниками этих настроений в среде горцев должны были стать офицеры Конвоя СЕИВ. Такова была идея шефа жандармов и командующего Императорской Главной Квартирой, генерал-адъютанта Бенкендорфа., который проводил эту политику «Приуготовления умов офицеров, отправляющихся на Кавказ», после службы в Петербурге».
В книге «Собственный Его Императорского Величества Конвой» описываются многочисленные привилегии горской аристократии , а также то, как горский эскадрон участвовал в подавлении восстании в Польше и при этом не щадил тех, кто был безоружен и молил о пощаде…
В ходе реализации описанной политики на протяжении всего XIX века, в 1882 году на Кавказе не было уже непокорных горцев. Усмиренный Кавказ быстро заселялся казачьими станицами. Кавказский эскадрон Конвоя был расформирован
А через несколько десятилетий случилась Октябрьская революция 1917 года , и одним из первых её вопросов - был вопрос национальный. Причем не только на Кавказе, а по всей России, которая практически не существует и не упоминается в книге «Собственный Его Императорского Величества Конвой» http://www.regiment.ru/Lib/A/5/1.htm
Возможно, это действительно следствие того, что в то время императоров «Дома Романовых» интересовала только собственная безопасность. Безопасность они связывали со своим Конвоем СЕИВ и потому приоритет отдавался интересам аристократии , направившей своих представителей в Конвой. А географически это были Кавказ и Кубань .
Но во время Революции 1917 года лояльность Кавказа и Кубани императорскую семью не спасла.