Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (yaroslavova) wrote,
Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна
yaroslavova

Category:

Старец Паисий Святогорец о монахах,которые ничего не производят.Индивидуалист,тунеядец-венец для них

(с)Наталья  Ярославова-Чистякова

Афонские  старцы, также как и  старцы  в других монастырях,   тоже ничего  не производят,   в том  контексте , который  вероятно      подразумевает статья :

«Сергей Иванов: «А что производят в Москве, я не понимаю» http://www.mk.ru/politics/russia/article/2013/10/01/923534-sergey-ivanov-a-chto-proizvodyat-v-moskve-ya-ne-ponimayu.html

Причем   эта  тема   поднималась не   однажды. 

И Старец  Паисий  Святогорец в  своих Письмах  отвечал на     обличения монахов:  в индивидуализме,   лености, трусости , называя     адресуемые им      эпитеты -  венцом   для  обличаемых.

Главная  мысль ,  которую он проводит,   - монах   молится  за весь мир. И   поддерживая  постоянную связь с Богом может сделать гораздо больше  , чем любой мирянин,  собирающий    пожертвования  или       раздающий милостыню.

Он  также    предостерегает от  бездумного  мирского  человеколюбия монахов,  поскольку  мирские   помехи    могут сделать   его молитву   недостижимой  для   Бога.

Мне  все   очень нравится в  Письмах   Паисия  Святогорца, которые я  представляю  ниже.

И я   согласна  с ним    в полной мере   в том, что  монахи  не должны  отвлекаться от молитвы.

Единственно ,  хочу  сделать оговорку.

Не  может   и не готово  все  человечество сегодня  жить на Афоне.

Надо признать, что большая часть людей  живет,  и будет жить в  миру.

И  с  теми  советами   , который   дает    Паисий  Святогорец не всегда   можно   выжить в мирской  жизни.   Выжить , в т.ч. и духовно.
            Надо  сказать, он и дает советы  будущим  монахам.

Т.е.  люди, которые  живут в миру,    должны учитывать  правила  мира.  И при этом  реализовать таланты, данные  Богом.  На сегодня   эта    задача    мне видится самой  сложной. 

Однако  решение  этой  задачи,  несомненно,     не может  включать обвинение  монахов в том , что они  лодыри и эгоисты.

В том, что    Паисий  Святогорец  говорит о монахах , есть  аналогия  с правозащитниками.  Они   занимаются    правозащитной   деятельностью зная,   что    потеряют доход.   Т.е.  они     готовы    отказаться  от   мирского   ради   любви к человечеству.

Но  многие  правозащитники        делают  ту  же  ошибку  , что и монахи, которые начинают собирать    пожертвования и работать социальными департаментами.  Решая частные вопросы, частных  людей.   Хотя      ,  по большому счету,     правозащитники  должны     «молиться  за всех» или  во всяком  случае  стремиться к  этому, старясь от частного  идти -  к общему.

Пример   монахов самых известных  монастырей   с жестким уставом и сильными традициями – наилучший  для того, чтобы  показать: В мире  много людей, которые  ничего не  производят.  Но   как  раз среди них  много больше   именно   тех , кто  спасает мир.

Паисий  Святогорец . Письма

Монастырь Святого Апостола и евангелиста  Иоанна  Богослова . Суроти. Салоники.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
© Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2001
© Перевод на русский язык Сергея Говоруна

http://libes.ru/176954.read?page=1

Миссия монаха
"….что сделал бы Василий Великий, если бы жил в наше время.

Я думаю, что он опять нашел бы себе пещеру и взял в руки четки, видя, как пламя любви (от его василиад и от других святых отцов) распространилось повсюду - не только среди верующих, но и среди неверующих, которые вместе участвуют в работе Департамента социального обеспечения    заботящегося даже о членах Духовных благотворительных собраний (по одной лишь справке о бедности).

Коротко говоря, Департамент социального обеспечения ежедневно взывает: "Святые отцы нашего времени, оставьте дела человеколюбия нам, мирянам, потому что мы не можем делать ничего другого, а вы занимайтесь чем-то более духовным".
Однако, к сожалению, некоторые клирики не только не делают этого, потому что этого не понимают, но и препятствуют тем, которые это понимают и хотят всецело отдать себя Христу, и ощущают настойчивый призыв к уходу из мира.

То есть мало того, что новоначальный монах многое слышит от мирян, он еще кучу всего слышит и от клириков, которые по своему безрассудству даже от монахов требуют оставить пустыню и прийти в мир, чтобы заниматься общественной деятельностью ради человеколюбия. Хорошо было бы назвать некоторые из венцов, которые они им сплетают: "лентяи", "индивидуалисты", "трусы" и так далее, - поскольку считают самих себя героями, подвизающимися в грешном обществе, а монахов трусами, которые уходят, чтобы только спасти свою душу.
Не понимаю, как они не могут уразуметь великой миссии монаха?!

Монах уходит далеко от мира не потому, что ненавидит мир, но потому, что любит мир и этим способом может больше помочь ему своей молитвой в делах, которые не могут совершиться благодаря человеческим усилиям, но только при божественном вмешательстве.

Так Бог спасает мир. Монах никогда не говорит: "Я спасу мир", но молится о спасении всего мира так же, как и о своем собственном. Когда Благий Бог услышит его молитву и поможет миру, он опять-таки не говорит: "Я спас мир", но - "Бог".
Итак, если говорить коротко, монахи - это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от "радиопомех" мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру.
Безрассудное требование, которое, как я сказал, предъявляют некоторые клирики, то есть чтобы монахи вышли в мир, высказывают и некоторые неразумные солдаты, когда их отряд подвергается опасности, то есть чтобы радист оставил свою рацию и вступил в перестрелку, как будто положение будет спасено, если к двумстам другим винтовкам присоединится еще одна. Когда радист кричит во все горло, чтобы выйти на связь: "Алло, алло, Душа!" и так далее, то другие думают, что он кричит впустую. Однако разумные радисты не слушают, когда их ругают, но изо всех сил стараются выйти на связь, а затем просят немедленной помощи у генерального штаба (Души), и тогда прибывают большие силы авиации, бронетанковых войск, флота и таким образом бывает спасено положение, а не перестрелкой этих солдат. Точно так же и через монахов действуют божественные силы посредством их молитвы, а не их собственные ничтожные силы. Мы же в наше время, когда зло чрезвычайно усилилось, имеем большую нужду во вмешательстве Божием.
Другое дело, если монах в течение какого-то времени находится в миру, когда этого требует необходимость, - тогда он помогает своей личной духовной силой, которую ему даровал Бог. Но это дело он считает побочным, а главное для него всегда молитва. Естественно, он так же поступает и находясь в своей келлии, где пользуется рукоделием как побочным занятием, и, если увидит, что кто-нибудь возле него страдает, помогает ему тем, что имеет. Также если к нему придет кто-нибудь со своими проблемами, он все оставляет и пытается помочь ему и своими человеческими силами, чем может.
То есть целью монаха не является усердное занятие рукоделием или собирание множества денег, чтобы помогать бедным, потому что для него это духовное падение. Монах может помогать тоннами, а не килограммами (когда, например, случится засуха, он своими молитвами может наполнить все амбары мира). Так Бог восставляет от земли нищаго и от гноища возвышает убогаго[11]. Не будем забывать, что совершил пророк Илия [12].
Монахи не оставляют пустыню, чтобы пойти в мир и помочь там какому-нибудь бедняку или посетить какого-нибудь больного в больнице и принести ему апельсин или другое утешение (то, что обычно делают миряне, дело, которое от них взыщет Бог). Монахи молятся обо всех больных, чтобы они получили двойное здравие, и Благий Бог сжаливается над Своим созданием и помогает им выздороветь, чтобы они и сами помогали другим, трудясь как хорошие христиане.
Монахи также не посещают заключенных, потому что сами являются добровольно заключенными по великому усердию, которое имеют к своему Благодетелю и Спасителю Христу; и Христос подает обильную любовь Своим усердным детям - монахам, и когда они находятся в "темнице" (обители), присутствие и любовь Христовы превращают ее в рай. Монахи молятся и просят Христа, чтобы всю ту райскую радость, которую они ощущают, Он подал всем нашим заключенным братьям, которые находятся в тюрьмах в миру. И Благий Бог умилостивляется ради любви Своих добрых детей и источает утешение в душах заключенных и часто даже освобождает их.
Кроме этих заключенных, монахи помогают также другим - заключенным с большей строгостью и навечно, а не на десять или двадцать лет, которые имеют и большую нужду в помощи. Это наши усопшие осужденные братья, которых монахи посещают особым образом и приносят им много духовных прохладительных напитков. Благий Бог помогает усопшим и одновременно извещает об этом монахов посредством какой-то невыразимой радости, которую источает у них в душе после их болезненной молитвы о наших усопших братьях, как будто говоря: "Не скорбите, чада Мои, Я помог и усопшим".
Может быть, кто-то скажет: "Разве нужно просить, чтобы Бог помог?" Безусловно, нужно просить; и Бог особенно умилостивляется, когда мы сострадаем своему ближнему и просим Его, чтобы Он помог, потому что тогда Бог вмешивается без насилия над свободой. Здесь также видно великое духовное благородство Бога, Который даже диаволу старается не давать повода для возражений. Поэтому Бог хочет, чтобы мы просили Его вмешательства, и хочет вмешаться немедленно, чтобы помочь Своему созданию. Естественно, если бы Бог захотел, то уже сейчас загнал бы диавола в ад, однако оставляет его нам - опять-таки для нашего блага, потому что ударами своей злобы, которые тот нам наносит, он стряхивает с нас всю пыль.
Всем тем, что я сказал и что скажу ниже, мне хотелось бы подчеркнуть великую миссию монаха, которая есть нечто более серьезное, чем человеческие дела человеколюбия.

….Так как некоторым нелегко понять духовное возрождение, которое монахи совершают в людях, упомяну, как они способствуют даже телесному деторождению. Хотя сами они девственники даже в отношении помыслов, однако, если имеют дерзновение к Богу, разрешают неплодие многих матерей, будучи живыми или усопшими. Следовательно, монахи рождают даже будучи умершими, если являются святыми. Естественно, монахи не помогают людям с амвона, проповедуя Евангелие, чтобы просветились большие и малые, потому что монахи живут по Евангелию.

Так Евангелие проповедуется более убедительным способом - примером, чего жаждет мир, особенно сегодняшний, потому что в наше время в большей или меньшей степени все образованны и могут говорить о великих истинах, о которых прочитали и которые, тем не менее, не имеют никакой связи с большинством проповедников, постоянно отягощающих свою совесть делами, при виде которых остается лишь вздохнуть.
Коротко говоря, монахи не просто фонарики, которые светят на улицах городов, чтобы люди не спотыкались, а удаленные маяки на скалах, направляющие своими вспышками корабли мира, благодаря которым корабли находят путь из пучины морской и достигают своей цели…

Очень хорошо, если монастырь удален от мира и от исторических мест и мирского шума. Даже самые почитаемые монастыри часто уклоняются от своей настоящей цели, потому что часто доходят до того, что превращаются из монастырей в торговые заведения. Поэтому некоторые владыки - и очень справедливо - хотели бы владеть ими сами, так как монахи должны любить нестяжание, хранить которое они обещали Богу. Однако, к сожалению, они не ограничиваются необходимым и простым - как для себя, так и для монастыря в целом. Они не могут удержаться чтобы не принимать от верующих пожертвования, и не побуждают их самих помогать нашим нищим братьям, которые страдают. Но что делают? Собирают даже пот бедных и наполняют им множество лампад и колоколов, думая, что так славословится Бог. Однако такого рода благочестие подобно благочестию многих русских клириков, которые - сами того не желая - стали причиной того, что лампады, паникадила и колокола стали пушками, стреляющими по самой Церкви Христовой.
Будь осторожным, брат, чтобы не соблазниться тем, что я упомянул: ни мирской вежливостью, которую увидишь, ни мирской любовью, ни мирскими удобствами, которые тебе предложат, ни каким-то мирским порядком, какой увидишь в монастыре, потому что всякий мирской порядок в монастыре является великим беспорядком.
Итак, все мирское в монастыре считай за петлю, которая в конце концов задушит тебя внутренним …»

Продолжение  по ссылке  http://libes.ru/176954.read?page=4

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments