Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (yaroslavova) wrote,
Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна
yaroslavova

Category:

"Дом Романовых" в поиске опоры власти:Народ, Нация, Конституция, Народность, Нация-2, Национализм

(с)Наталья  Ярославова -Чистякова
Итак,  понятие Нации в  России  появилось в  годы    Смуты,   и сначала было привнесено  из Польши.  При   этом,  под  «Нация=Народ»  с большой буквы,  подразумевалась    только  шляхта, дворянское  сословие.   Об    этом говорится   в  фильме  «История понятия "НАЦИЯ" в России», д.и.н. ИНИОН РАН  А.И.Миллера  http://yaroslavova.livejournal.com/258535.html
К  временам Смуты,     о которых   идет речь,    семь   веков    династии  Рюриков  на престоле  Руси  уже   завершились. 
А    17 век  -  это уже   годы   Сигизмунда  III Вазы – короля Польского и Шведского,   а также    его сына  Владислава IV –  Польского короля и   Русского  царя, приявшего присягу.
И именно при них, повторю,   «Нация =Народ»  появилась в  России,  в польском   значении.
На смену   Владиславу IV Вазе  пришли  . «пропольские»  Романовы ( с немецким корнем) , которым  также   нужна была  легитимация.
И Нацию   при них  постепенно   стали   соотносить,  конкретно,    с   Империей .
С  Империей,   потому  что   именно  Император  получает власть не по наследству, не по праву  династии. 
Как, в частности,  -   император Наполеон,  который:   совершил переворот,  установил  диктаторский режим,  был провозглашен  императором.   Затем     - крушение империи и     плен  на    острове Святой  Елены.
Не по праву  наследования  получили    престол и Романовы. Поэтому  и   шла речь   о том, чтобы   приравнять Народ , как  дворянское сословие   - к Империи.
Замечу, при этом,  что  и   дворянство   тоже    было довольно молодое понятие   в  годы Смуты .
Ведь  во  времена  Рюриков  к  аристократии  относились Князья.  За ними  -  бояре.   Соответственно,        тогда   не   было необходимости  опираться  на некую абстрактную Нацию,  поскольку  было  мощное династическое   древо, как источник    легитимной власти.
И  А.С.Пушкин  удивительно  точно  описал, как   жители  Руси приходили в гнев от того, что   внешние силы  пытаются  извести «Русский  корень царский».
Из   этого  гнева, предощущения  обмана и предательства  рождались бунты.
Отсюда  Смута, как протест  против   обмана
Отсюда -  проблема   в  опоре для   власти,   возникшая    после Смуты. И  первое решение    «шляхта  +  выборная  монархия» ,  предложенное   Польшей.
Однако  ещё   в   XVI веке   при Василии III и его сыне  Иване IV  сотни семей   древней  родовой   российской  аристократии выслали   за  Каму и Яик.
В итоге,   жившие на  Каме   не редко были    родовитее тех, кто   составил  «дворянское сословие»  при первых  Романовых и «опору» их власти.  Оттого, как  уже сказано,  -  всегда слабую.
Т.е.  двор  Романовых  уже  по этой  причине  не представлял  весь   «Народ» , в частности,  в  понимании   Польской  аристократии.  Усугубило  (в оценке тех лет),    ситуацию то, что сами первые Романовы  ещё раз  сослали  древние роды, включая   поляков,   в район Уфы.
Петр  I   унаследовал  эти  проблемы   легитимности первых Романовых.  Но  из Пскова  и  Петр  I  тоже сослал несколько сотен семей    на Волгу  и Каму.
Одновременно,  де факто,   объявил  себя Императором.  
Среди    тех, кого  выселял    Петр I   из Пскова,   могли быть   ,  том числе, и  роды, жившие   в  Пскове  все   700  лет, и те,       кого    Иван IV   переселил в Псков   с  Волги,  производя  «ротацию»  с родовитыми   псковичами в  XVI в.
«В книге «История княжества Псковского» митрополита Евгения (Болховитинова) говорится о том, что в начале XVI века при Василии III, когда прозвучало «Вечу не быть»:«…Лучшие люди Псковские были расписаны и розданы за Приставов по подворьям детям Боярским, коим поручено проводить их и до Москвы, а оттуда развести по низовым городам и на Волгу и проч… Всего 300 семейств. Вслед за ними повезен из Пскова и Вечевой колокол…По выводе Посадников, Бояр и прочих Лучших Псковских граждан Великий Князь начал раздавать Боярские деревни своим Боярам и определил во Пскове Наместниками своими Боярина Григория Федоровича Морозова да Конюшего своего Ивана Андреевича Челядина..
…потомство древних псковичей уже не осталось на местах своих. В 1569 году ещё переселено 500, а 1615 году 300 семейств; а в 1695 году от случившейся во Пскове ужаснейшей всех прежних моровой язвы почти все коренные жители вымерли, как сказано в летописи, и места их заселены уже переведенцами и пришельцами разного рода из других городов…» («Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=840 )
Таким  образом,  основы  Народа  в польском   понимании  ( от Род)  в России   при Петре  I , не  исключено,    в очередной  раз  - ослабили .   
В  этом смысле, «контрольный  пакет»  Нация=Народ,    к времени Петра   уже,   возможно,     ушел  за     Каму и в район  Астрахани.
Одновременно ,   при      Императоре  Петре  I  происходит  и то, что можно назвать:  революция   в понятии  Нация.
Судя про   хронологии, которую приводит А.И.Миллер,  именно  в  это время  «Польский Народ» (шляхта)  заменяется  -  на  либо  «латинскую Нацию», либо   «французскую Нацию»,   хотя  французское  понятие  Нации «родилось» - из  латинского.
Причем  Петр  I делает это,  похоже, до  Наполеона.  Сначала он объявляет  себя   Императором, а потом  начинается переход , в части  опоры  для  легитимации власти,  к  -  Нации.
Аналогично,  Наполеон (через 100  лет )   провозгласил себя   Императором,   после Французской  революции,   под   крики    Vive la nation  ( Да  здравствует  Нация ).
Речь  идет о  той  самой  «французской   Нации» , которой  во время  Французской  революции кричали  «Да Здравствует !»  французские  крестьяне,  плохо понимая, что такое   «Нация» и задавая        об этом вопрос  пойманным  ими дворянам -  о  чем  образно  рассказывает  А.И.Миллер в его  фильме.
Описанная  эпоха    перехода от  «польского Народа»   в  смысле дворян (шляхты)   к  «французской  Нации»   имеет  большое значение.
Нация  на  французском -  Nacion,
            Nacion, в  свою очередь, происходит от латинского natio (nātĭō) буквально означает "тот, который был рожден". -  это одна из версий  компьютерного перевода  статьи на  английском языке ( Nation http://en.wikipedia.org/wiki/Nation )
Перевод «грубый»
Но речь идет  о  глубокой и   содержательной   дискуссии о рождении.
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (ст. 1–7). Иисус говорит: «Должно вам родиться свыше».
Здесь  подразумевается «Рожденные  от Духа».
В   иностранной   статье  также обращается  внимание на трансформацию  от nationes ("расы людей") в  начале   н.э.  до    Римской civitas ("сообщество").  Опять же есть вопросы  перевода и толкования  ( эту тему выведу в отдельную    статью)
Но   именно на  этом   пути от «расы людей»   к  «сообществу»    в 18, 19 веке находилась  Россия.
         Таким  образом,  княжеские династии  , боярство   дворянство   в те годы   были   уже «размыты».
        «Размыт»  Народ,  как опора  власти. Отсюда и  -   уваровская «народность», по той  динамике , которую представляет  А.И.Миллер.
        И вот   такая  «рассеянная»  и «потерянная»  на безбрежных  просторах Руси  Нация,  если говорить о ней, как  изначально   - от латинского,   а не от более   позднего - Nacion , уже не могла, в том её  размытом   состоянии ,  быть опорой  Романовых.
        Но  она была опорой Государства !      Россия  от того и    не разваливалась.    Чему   удивлялись     иностранные  ученые ,  считая, что  она  управляется прямым   присутствием Бога.   Ибо иного объяснения – нет.
         Об этом , в  частности,  говорил  знаменитый русский немец Миних, который высказал интересную мысль: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом». Иначе невозможно объяснить, как оно  вообще существует» (фельдмаршал Х. А. Миних, 1765 г.)
         Одновременно   именно  эта    рассеянность   Русской Нации,     и Её   отстранение от   управления  «Её  государством»  привела  к той  «болезненности», которую  описывает В.Соловьев, именуя национализмом.
        Отсюда и надобность   в Конституции  (возникшая в 19 веке)  –  как попытка     определения,  по сути,  группы , равной  княжеству и дворянству   времен Рюриков .    Т.е. попытка  «сборки»   действительной  аристократии.
         К  этому  же  19  веку относится  появление либералов  ,  после Французской  революции,  с их уже  французским  понимаем  Нации.  Вся   эта     хронология  хорошо  описана у  А.И.Миллера   и  представлена мною ниже,    в  виде   защищаемых   положений , которые  я  выделила из его речи (текста).
Из неё  видно, что  к концу  19 века  Романовы поняли:  право на управление страной     имеют только   Русские.
И тогда  они    попытались сказать:  Русские – это мы!
Романовы   встали    на «русские  образа». Стали  одевать   русские  костюмы
Знаменитый   бал в русских  костюмах  прошел  в   1903 году,   за   14 лет  до  революции.
«Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем  дворце  11 и 13 февраля 1903  года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени».
В  цитате  этой,  как  видим,   вновь     упоминаются  «допетровские времена»,  указывающие   на     попытку   вернуться к  Нации=Народ , в контексте  польской   шляхты   первых  лет  Романовых  , после   польского  короля Владислава IV Вазы.
Т.е.   имела  место   попытка  создать видимость  того , что аристократия  реконструирована. Вот они мы.  И Конституция  не  нужна.
При   этом,  Романовы  не имели смелости    вернуться      к временам   Рюриков , и конкретно  - к Началу династии   Рюриков.
Смелости   и образованности  у них  хватило только для того, чтобы вернуться  к   Началу  династии  Романовых.
Т.е.  они   понимали, что  «стартовать»  на  новый  жизненный   цикл надо с  Начала,   а  не  с «Хвоста» . ( С Хвоста  пытаются    стартовать сейчас,    в 21 веке…)
Но стоял  вопрос :  Чье  Начало ?
Начало  династии  Романовых ?
Или :
Начало  династии  Рюриков  ?   Когда начался Рост (!) на  территории Руси.
Судя  по всему  ,  Романовы  в конце 19 века   уже     многое  понимали   в то время,  но  их нес  Поток.
Да, и  невозможно  стать в одночасье  Русскими,  если много  поколений  предков  имели   другие гены.
И так   развивалась история  России, что  в то время, как      Романовы     пытались решить  проблему несоответствия  их   немецкой  генеалогии   Русскому    по содержанию государству,   реальная  аристократия    и  древнее  дворянство прозябало на  Каме   и за Уралом , кто  в  лаптях, а   кто и даже бурлаком.   Я  читала  такие   истории  о сосланном  дворянстве  в Казанское княжество  ( «Слова   журналистки  Альбац    о разделе   России возмутили    депутатов и блогеров» http://www.ntv.ru/novosti/678998/ )
Проблему   эту   Романовы , как  известно,   не решили.
Началась   революция  17 года.
Нация  стала  вообще  - этнографией.  
А в   начале     в 90-х  годов   20 века    либералы  большого      бизнеса  (купцы)   вновь    вернулись      к   толкованию  Нации  середины  19 века ,   на  что обращает внимание А.И.Миллер.
И  под этот  «заказ» уже   21   века   стали повторяться  процессы  середины   19 века.
Таким  образом, либералы 20-21 века не сумели вернуться  даже к допетровским  временам.  Хотя и эта «ретроспектива» в  допетровские  времена, самих   поздних   Романовых -не спасла.
Совершенно четкий  вывод   из фильма: «История понятия "НАЦИЯ" в России»
Само  понятие Нации и «прочие   производные»  понадобилось после того, как «Царский  Корень династии Рюриков»   был  уничтожен  на престоле  России и власть   в  Государстве  стала  «Колосом на глиняных  ногах» ,  каковой  и оставалась  не один век, в то время , как  Россией  Управлял «непосредственно Бог».
Ускорило    падение  династии  Романовых, с моей точки  зрения,  то, что они   попытались  вмешаться в «прямое управление Бога» - Русскими,  надев Русские  костюмы,  и , тем самым,  вводя в заблуждение  Россию.
Ровно   в  этом  же  1903 году   умер  Корнилий Крыпецкий,  чье  пророчество о падении    династии Романовых  сбылось   много быстрее,  пророчество о «третьем Риме»   («О пророке Илии, с началом поминания которого во всех церквях возродится Россия, защищенная от возмездий молний, грома и пожаров» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=868 )

Казалось  бы,   в описанном,    можно   увидеть огромную трагедию  России. 
Но  есть   одна  легенда …   Которая, вероятно, не  известна  польскому   аристократу  З.Бзежинскому.
А признаки  её  в  России я вижу.
Ведь   не случайно  Миних   сказал   о том, что  Россия  -  непосредственно управляется Богом.
И  об этом  говорил не  один он.

Ниже  я  представляю    «защищаемые  положения»  , представленные в фильме д.и.н.   ИНИОН РАН  А.И.Миллера  , в хронологии.
1.Нация,  как  иностранный  синоним  Народ. Усвоено в  России  во второй половине 17 века. Оно   пришло  в Россию   из   Речь  Посполитой.
2. Нация    слово  заимствованное.  Упоминается в первом словаре заимствованных слов Петра  I в  1714 году
3.Понятие  нации появляется в  России    практически в то же  время , что и   понятие  империя …Империи…  практически  синоним нации.
4.Т.е.  нация обозначала  суверенную  политию,  суверенное  политическое  образование. Именно  в таком  ключе оно и  функционирует как  суверенная   полития в    течение  всего  18 века…
5. Нация,  как  государственная  принадлежность  в   Кючу́к-Кайнарджи́йском  мирном  договоре  , который  Россия  заключила с  османской империей в  70-е  годы  18 века
6. Второе  значение в  18 веке – это  то, что  было  усвоено в 17 веке, когда   нация  звучало как иностранный   синоним  понятия   Народ
7.  Третье   значение  нации в     18 веке   дворянская корпорация. Т.е.  когда  кто-нибудь говорил  о  польской  нации,  имелись в  виду    не  все  люди  , населяющие  Речь Посполитую,  а только  шляхта , дворянское  сословие. В  Венгрии   если кто-то говорил, они  пользовались   латынью,  нация    хунгарика .Это  означало именно   дворянскую  корпорацию
8. Фонвизин  формулирует с помощью понятия   нация  концепцию прав  дворянского  сословия. Вплоть до  того, что говорит, что нация имеет право восставать   против монарха,  если он нарушает её  права. Вместо  восстания  некоторые представители нации в  фонвизинском  значении слова прибегали к  цареубийству
9. Нация – это  то, что  дает  легитимность власти. После    Французской  революции. Декларация прав  человека и гражданина.
10. Vive la nation (вив ля нясйон).  - Да  здравствует  Нация.   Лозунг  Французской революции  (мало  понимаемый  и  во   Франции  по Карамзину)
11. В России  Образованные  слои российской  империи  говорили   по преимуществу  по-французски . И поэтому  у них не было проблем  с переводом этого понятия  Нация – Nation
12. Александр   I   планировал  передать  управления страной  в руки нации .  Можно так понять – дворянской   корпорации.
13. Николай  I был   детронизирован от имени    польской нации,  после декабрьского  восстания и восстания  в Польше 1830 года
14.  После  детронизации  Николай  I принял  решение вытеснить понятие нации  из публичного оборота.
15.После  1830 года  «в публичный оборот вводится    понятие народность  стараниями  графа  Уварова   вводится  , которое незадолго  до этого  было придумано Вяземским»
16. Народность   Уварову  нужна была    для реализации  политики постепенной  национализации элит
17.  Народность    уже  « не так прямо , жестко связано с  понятием  Конституции».   Хотя  введена  в формулу: Самодержавие, Православие, Народность
18. После  1860 года «понятие  нации  снова появляется в России в публичном обиходе…. Катков  был  одним из пионеров  возвращения  понятия  нация в русский  политический  язык..»
19.  1860  год.  Нация  - это было  понятие либерального  языка
20.  1870-1880 «утверждается  понятие национализм и   понятие  нации  постепенно захватывается  правами  антиконституционными  и консервативными силами»
21. «В.Соловьев, когда  он говорит, что такое национализм,   он говорит   что национализм это гипертрофированное национальное  чувство , т.е. он описывает национализм, как что-то ненормальное , что-то болезненное».
22.  Конец 19- начало 20 века. «Практически все  политические силы  России,  за исключением  может     социалистов, сделали понятие нации     одним  из ключевых понятий     своего  политического языка  и своих  политических программ. 
Другое  дело , что  понимали они  нацию иногда  в расовом смысле.  Или  этнически.  Русский  по крови. 
А кто-то понимал  нацию в культурном смысле: этнически открытую,  но  со знанием  русского  языка  и  с лояльностью  к делу  нации
23.  При  императоре   Александре III «национализирована сама династия Романовых».
«…династия  Романовых , начиная с  Александра  III перестала  сопротивляться  национализации , т.е.  если  мы  посмотрим  даже на  архитектуру : вот этот  новый русский  стиль, это    визуальное  воплощение того, что  династия   хотела  представить  себя  как русскую …»
24.1917 год . Большевики в  некотором смысле свели  понятие нации к  этнографии.
Это очень   жесткое переосмысление  того, что есть нация.
25.  80-е  90-е годы . «Наша политическая мысль  в  России, и наши общественные науки  заново осваивали тот европейский  язык, ту  европейскую систему  понятий , в  т.ч. понятие нации , которое  в общем существовало в России  во   второй  половине    19  - начале 20 века..»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments