Top.Mail.Ru
? ?

yaroslavova


Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна


Previous Entry Share Flag Next Entry
Россия - Украина: «История понятия "НАЦИЯ" в России» А.И.Миллер, д.и.н. ИНИОН РАН
yaroslavova
Представляю материал   «История понятия "НАЦИЯ" в России»  http://rus-vopros.livejournal.com/3721874.html
           Эксклюзивная  речь  Миллера  Алексея  Ильича, доктора  исторических наук.  ИНИОН РАН
            Первоисточник:  http://www.youtube.com/watch?v=Yu7NL_b5pOc&feature=youtu.be
           В      продолжение разговора о Нации,      поднятого в        моем ответе на    оскорбительный  выпад в  отношении  граждан России :
«Письмо на украинском . Можно подумать весь электорат Украины приравнял себя к Рюрикам, а нас - к москам» http://yaroslavova.livejournal.com/253417.html.
В    названном   письме,   «украинка» предложила  русским «больше  не  гадить   своей  фальшивой  принадлежностью  к древней нации  Европы , а тот   очень   стыдно,     когда     думают , что у наших народов   есть  что-то общее».
            Я  обратила  её внимание, что     «География    и род не  тождественны.      При   этом,    род (предки)  не  меняется в процессе  переездов. Меровинги  и  Рюрики  не  имеют национальности, потому что они   сами  - Государство… национальность    -   обозначает  принадлежность к государству. А  облагородить  может  тот, кто   благороднее..»
Сейчас,        в связи с  представляемым     фильмом,    имеет  смысл  вернуться  к разговору о Нации.
При  этом, сравню    сказанное  мною  с тем, что говорит    А.И.Миллер ,  я    отдельном комментарии.

Анонсированный  фильм ,  переведен  мною  в текстовый   вариант:
           
«История понятия "НАЦИЯ" в России»  http://www.youtube.com/watch?v=Yu7NL_b5pOc&feature=youtu.be
А.И. Миллер ,  д.и.н.,  ИНИОН РАН

«…История понятий, ею   давно  занимается    Германия.  В России   мы стали  осваивать эти  методы совсем  недавно,    может быть,   10-15 лет назад.
Но, тем не менее,  есть кое-какие  результаты.
В  2012 году мы  с немецкими    коллегами опубликовали в издательстве НЛО  двухтомник,  который  называется понятие  России.  Это попытка реконструировать, как  менялись  ключевые  общественно-политические  понятия в России от Петра 1  до краха  Российской  империи.
Одно из таких  ключевых понятий, которое рассматривается в этой  книге  - это понятие нации. 
Но  очень интересная  история в  России. Дело в том, что   понятие  нации появляется в  России    практически в то же  время , что и   понятие  империя. И появляется не  как  оппозиция  империи, скорее,  как  практически  синоним. Т.е.  нация обозначала  суверенную  политию,  суверенное  политическое  образование. 
Ещё  в словаре  заимствованных слов, которые  Петр I   повелел  составить,  если я  правильно помню, в     1714 году,  есть  понятие  нация. 
Именно  в таком  ключе оно и  функционирует как  суверенная   полития в    течение  всего  18 века…
В  Кючу́к-Кайнарджи́йском  мирном  договоре  , который  Россия  заключила с  османской империей в  70-е  годы  18 века понятие нации  употребляется  несколько  раз  и все  именно в этом  ключе, как  государственная  принадлежность.
Конечно, понятие нации имело ещё  несколько  значений в  18 веке , какое   - то из них будет  привычное  для нас . Оно  звучало как иностранный   синоним  понятия   народ.
Впрочем,   понятие народ тоже было усвоено в  России относительно  недавно, во второй половине 17 века. Оно   пришло к нам из Речь  Посполитой.
И было,  наконец,   третье   очень важное  значение понятия  нации .
С  помощью этого  слова  описывалась дворянская корпорация . Т.е.  когда  кто-нибудь говорил  о  польской  нации,  имелись в  виду    не  все  люди  , населяющие  Речь Посполитую,  а только  шляхта , дворянское  сословие.   
В  Венгрии,   если кто-то говорил, они  пользовались   латынью,  нация    хунгарика. Это  означало именно   дворянскую  корпорацию. 
Именно  в этом смысле  многократно использует  понятие нации  Фонвизин , когда  он пишет специальный   проект переустройства  Российской  империи, которую планировалось передать наследнику   престола  Павлу I .
Это был тайный  документ, но там очень хорошо  видно , что  Фонвизин  формулирует с помощью понятия   нация  концепцию прав  дворянского  сословия.
Вплоть до  того, что говорит, что нация имеет право восставать   против монарха,  если он нарушает её  права.
Вместо  восстания  некоторые представители нации в  фонвизинском  значении слова прибегали к  цареубийству.
Новое  значение  понятие нации  приобретает в  России  в конце  18 века  в связи с Французской  революцией.
Декларация прав  человека и гражданина  говорила  о том,   что никакая власть не  может быть  легитимной, если  она не происходит напрямую от нации.
Карамзин,  который  путешествовал  по революционной  Франции, рассказывает в своих  записках русского  путешественника   занимательную    историю о том, как  революционные  крестьяне  поймали какого-то дворянина  который  пытался  пробраться из какого-то  одного места  в другое,  Они отнеслись к нему  подозрительно и для того, чтобы  проверить его настроения   заставили его  кричать Vive la nation  ( Да  здравствует  Нация ) , Он исправно покричал Vive la nation  (вив ля нясйон). Они  сказали, что    ну мы  видим теперь, что ты хороший человек и решили его отпустить  Но   перед тем как     отпустить   они   ему  сказали:  ну  ты нам, прежде чем уйдешь, все-таки   объясни ,что такое  нация.
Карамзин,  конечно,    саркастически показывает  в этой истории, что понятие остается  довольно  абстрактным.  В чем-то это похоже на представление тех  солдат , которые  выступали на  Сенатскую  площадь за  Константина и его жену  Конституцию.
Но  среди образованных слоев, конечно,  понятие нация  в это время  получает очень большое  распространение.
Надо иметь  в виду, что образованные  слои российской  империи  говорили   по преимуществу  по-французски . И поэтому  у них не было проблем  с переводом этого понятия . 
Александр,  будущий Александр  I, тогда ещё    наследник престола,  в самом  конце  18 века,  написал секретное  письмо  своему  учителю де  Лагарпу ,  который  к тому  моменту  уже  жил в Женеве.  В письме он говорил о том, что собирается  вступив на  престол  , передать права  управления страной  в руки нации. И что таким образом он надеется избежать революции.
Собственно всякие реформаторские проекты  , например, Сперанского , хотя  Сперанский не  использует  понятия  нации, но он использует   понятие  народ именно в значении нации . Т.е.  с помощью понятия  нации в первой  четверти   19 века артикулировались новые смыслы  политической  свободы ,   политического  представительства, Конституции.
О  нации или о Народе  с большой  буквы пишет Пестель в  своей  знаменитой Русской  Правде. Однако  после поражения  восстания  декабристов. А особенно  после  польского восстания  1830 года, когда  Николай  1 был   детронизирован от имени    польской нации, что естественно его очень сильно  обидело,  было принято решение вытеснить понятие нации  из публичного оборота.
Вместо него стараниями  графа  Уварова   вводится  в публичный оборот понятие народность , которое незадолго  до этого  было придумано Вяземским, когда ему надо  было переводить конституционные  проекты, разрабатывавшиеся  по  указанию Александра I.
Что  Уваров пытался  сделать, утверждая понятие  народность  и фактически   вытесняя  из публичного  обихода   понятие   нации ?  Ему  нужно было какое-то понятие  для того, чтобы описать  политику постепенной  национализации элит. Уваров  переводит все  университеты на  русский  язык. Уваров  вводит преподавание  русской  истории. Уваров  все время  говорит о  народности.   Народность становится частью вот  этой  знаменитой  трехчленной  формулы: Самодержавие, Православие, Народ.  И в то же время  оно не так прямо , жестко связано с  понятием  Конституции.  Потому что вообще-то после   1830 года было решено, что все разговоры о Конституции  заканчивают.  Конституция   для России не уместна.
Белинский  пытался писать о нации  и пытался рассуждать о содержании  понятия  нация  в  соотношении с народностью. Но цензура ,  как только  видела слово  нация,   сразу рубила ему целую   статью. 
Понятие  нации  снова появляется в России в публичном обиходе  в  60-е годы   19 века. Катков  был  одним из пионеров  возвращения  понятия  нация в русский  политический  язык .
И с помощью этого понятия как раз снова обращались к теме  Конституции, к теме  политического представительства . Это было  понятие либерального  языка .
Однако  уже  в     70-80-е годы  постепенно утверждается  понятие национализм и   понятие  нации  постепенно захватывается  правыми  антиконституционными  и консервативными силами.
Либералы в некотором смысле  без боя сдали понятие нации  и понятие национализм.
В.Соловьев, когда  он говорит, что такое национализм,   он говорит   что национализм это гипертрофированное национальное  чувство , т.е. он описывает национализм, как что-то ненормальное , что-то болезненное.
В  целом, можно сказать, что к началу   20 века,  практически все  политические силы  России,  за исключением  может     социалистов, сделали понятие нации     одним  из ключевых понятий     своего  политического языка  и своих  политических программ.
Другое  дело , что  понимали они  нацию иногда  в расовом смысле.  Или  этнически.  Русский  по крови. 
А кто-то понимал  нацию в культурном смысле: этнически открытую,  но  со знанием  русского  языка   и - с лояльностью  к делу  нации.  
Можно  сказать, что династия  Романовых , начиная с  Александра  III перестала  сопротивляться  национализации , т.е.  если  мы  посмотрим  даже на  архитектуру : вот этот  новый русский  стиль, это    визуальное  воплощение того, что  династия   хотела  представить  себя  как русскую .
Очень  жесткое переосмысление  того, что есть нация ,  произошло после  революции  17 года. Октябрьской    революции.  Потому что  большевики в  некотором смысле свели  понятие нации к  этнографии.
Это конечно  совершенно другая   длинная история.
Можно сказать, что после конца  советской  власти , в  80-е  90-е годы . И наша политическая мысль  в  России, и наши общественные науки  заново осваивали тот европейский  язык, ту  европейскую систему  понятий , в  т.ч. понятие нации , которое  в общем существовало в России  во   второй  половине    19  - начале 20 века,..»



Для   справки:

Кючу́к-Кайнарджи́йский мирный договор (тур. Küçük Kaynarca Antlaşması) — мирный договор между Россией и Османской империей, заключённый 10 (21) июля 1774 «в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи»[1] (ныне Болгария); завершил первую турецкую войну императрицы Екатерины II. Подтвердил территориальные завоевания России в рамках предыдущего Белградского мирного договора от 1739 года. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%FE%F7%F3%EA-%CA%E0%E9%ED%E0%F0%E4%E6%E8%E9%F1%EA%E8%E9_%EC%E8%F0%ED%FB%E9_%E4%EE%E3%EE%E2%EE%F0