9-11 октября 2013 года, Санкт-Петербург
Первая часть http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=889
Вторая часть http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=891
Часть третья полностью http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=895
«Материалы по генеалогии Ярославского дворянства» И.Н. Ельчанинова возможно дают ответ на вопрос, который давно интересовал меня. Касается он потомства предводителя Вологодского дворянства А.Н.Ярославова - сына А.Н. Аксаковой , похороненного под спудом церкви Дмитрия Прилуцкого . Яркая насыщенная судьба: участвовал в персидских походах, крейсеровал на Балтике, внес в Ярославский Приказ Общего Прозрения на устройство инвалидного дома для героев Отечественной войны 1812 года 30 тыс. руб., что равно сумме, уплаченной Николаем I при покупке им дворцово-паркового комплекса «Нескучный сад» у княгини Анны Орловой –Чесменской, но сведений о его детях нет. Сейчас же , впервые появилась информация о том, что он был женат. Его жена Александра Николаевна Ярославова , по имени - тезка ему, умерла на 9 лет раньше своего мужа. Сам А.Н. Ярославов прожил 58 лет. Касательно его супруги И.Н. Ельчанинов указывает следующие даты: 1819-1831. Не совсем ясно, это годы её брака или годы её жизни. Но в любом случае, до его смерти в 1840 году А.Н. Ярославов был вдовцом. Однако по завещанию свой дом в Вологде он оставляет некой вдове поручика Марье Андреевне Шестаковой. И эта история очень напоминает историю завещания Графа Ф.Г. Орлова матери его детей Т.Ф.Ярославовой.
Случай, когда детям Т.Ф.Ярославовой Указом императрицы Екатерины II была дана фамилия Орловых, относят к исключительным. Получается, если у М.А. Шестаковой были дети от А.Н. Ярославова , то они могли носить и фамилию Шестаковых. Надо сказать, что такую фамилию в браке носила Надежда Александровна Ярославова - дочь Александра Тихоновича Ярославова и племянница Алексея Тихоновича Ярославова - автора «летописи Вологодской жизни». Её мужем был Павел Андреевич Шестаков. Нельзя исключать того, что он мог быть братом Марии Андреевны Шестаковой.
Встречается эта фамилия и среди покупателей земельных владений Ивана Михайловича Ярославова , капитана ландмилиции и собирателя подушного сбора в Казанской губернии (1722), который продал ростовскому подъячему Якову Лукьянову Шестакову жеребьи в Череможской и Едомской волости Ярославского уезда.
В Казанскую губернию Иван Михайлович Ярославов мог попасть через брата царицы Марфы Матвеевны Апраксиной - первого Казанского губернатора Петра Матвеевича Апраксина, у племянника которого, генерал аншефа С.Ф.Апраксина, позже генерал адъютантом премьер - майорского чина был его сын Михаил Иванович Ярославов. Однако если ориентироваться на 1722 год, когда И.М.Ярославов был в бывшем Казанском ханстве, то описываемые события имели место при Казанском губернаторе Алексее Петровиче Салтыкове – сыне Петра Михайловича I Салтыкова. Внуком Алексея Петровича Салтыкова, в свою очередь , был Петр Михайлович II Салтыков, чьи Кубенские владения , в конечном счете , оказались в собственности Ф.Г. Орлова и Т.Ф. Ярославовой. Подробно эти имущественные и служебные отношения Ярославовых и Салтыковых описаны в статье «Её высокоблагородие Госпожа Ярославова - мать братьев Орловых: Михаила, Алексея, Григория, Федора и дочери Анны Орловой» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=809, где в частности говорится , что А.Т.Ярославов был в штате сына П.С.Салтыкова. Материалы И.Н. Ельчанинова дополняют данные этой статьи тем, что у отца П.М.Салтыкова 1-го - М.М.Салтыкова «на разборе» ещё в 1649 году был Иван Яковлевич Ярославов.
Иван Михайлович Ярославов, продавший часть его деревень ростовскому дьяку Шестакову, руководил сбором подушных денег в Казанской губернии, как уже сказано, в 1722 году при губернаторе А.П.Салтыкове. При этом, до Казани А.П.Салтыков был воеводой в Астрахани и ему был подчинен Рязанский полк, «снаряжавшийся «для промыслу над неприятели басурманы и для береженья завоеванных турецких городов Азова и др».. А.П. Салтыков, в тот его астраханский период, возглавлял также и постройку судов для Персидского похода.
Спустя годы, в Персидских походах на бригах и кораблях оказался А.Н.Ярославов – сын урожденной Аксаковой, унаследовавший свой дом в Вологде вдове Марье Андреевне Шестаковой. А единственным из Ярославовых, служившим в Рязанском пехотном полку, был его отец Николай Александрович Ярославов. (Рязанский полк http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_69-%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA ).
И, коль скоро, речь идет ещё и о Ростове, то обращает на себя внимание тот факт, что целая серия картин, авторство которых приписывают П.А.Шестакову, сохранила виды усадьбы «Архангельское» середины XIX века, собственницей которой была княгиня Ирина Михайловна Юсупова, одновременно имевшая общее владение в Ростовском уезде с Ярославовыми (Архангельское живопись http://www.arkhangelskoe.ru/history/10.php).
В Ростовском княжестве, о землях которого идет речь, фамилия Шестаковых особо популярна в связи тем, что в Ростове «Нарочитая и самая лучшая рукописная библиотека древних списков была у Фёдора Семёновича Шестакова…. Об этих рукописях и событиях …между любителями старины бывали сильные споры, и их всегда разрешал Фёдор Семёнович. По своей начитанности и красноречию он был живая история древнего великого Ростова…» . После смерти Ф.С. Шестакова «Знаменитая его рукописная книга… поступила Петру Ивановичу Попову по праву некого родства с Шестаковым». А внимательный слушатель Ф.С.Шестакова - крестьянин А.Артынов, которого особо занимал шестаковский словесный рассказ о Князьях Ростовских , создал свои воспоминания, ставшие широко известными.
И в этих воспоминаниях есть отдельная легенда, пересказанная крестьянином села Угодичь Александром Артыновым , о Ларе Шестаке, который был найден младенцем с одетым на его шею перстнем.
«В одно из нападений Кривичей на Ростовскую землю жрец бога Ярила принуждён был со всем семейством спасаться на берегу р. Москвы, но Кривичи нагнали его у р. Трубежа, убили его жену и младенца-сына, а самого жестоко изранили. В то же время одна вдова с Москвы реки шла к Ростовскому озеру к родственнице и, дойдя до Трубежа, увидела произведённый Кривичами погром, а среди трупов нашла убитую молодую женщину, а вместе с ней младенца; заметив, что он ещё жив, она взяла его с собою и увидала на его шее, на золотой цепочке, перстень с великолепным камнем, на коем были начерчены слова».
Кратко дальнейшая история такова, что по перстню этому ,спустя многие годы, узнал Ларя Шестака его отец – Жрец Богомил. Однако встрече с отцом предшествовали другие события этой легенды. Воспитанный простым пастухом Ларь Шестак некогда спас красавицу – дочь Ростовского князя Мила , но не решился украсть её по взаимному сговору для бегства в Мурому или на Клязьму , когда к ней стал свататься князь Мосхов. По дороге на смотрины к князю Мосхов ростовская княжна была полонена, а Ларь Шестак отправился её спасать. В конечном счете, они нашли друг друга и стали счастливой парой , а в дополнение к этому основатель рода Шестаковых обрел и своего отца. Оказалось, что Ларя Шестак был сыном князя Обира, брата Тучегонова.
«Воспоминания крестьянина села Угодичь
Ярославской губернии Ростовского уезда
Александра Артынова» http://www.yar-genealogy.ru/0327.php , где представлена история основателя фамилии Шестаковых, уже упоминались мною в связи со второй легендой о селе Сулость, где стоял терем дочери Дмитрия Донского - Софии. Позже селом Сулость владели Сергей Михайлович Голицын и некий полковник Ярославов.
Данные И.Н. Ельчанинова уточняют: этим полковником был Михаил Иванович Ярославов, а затем ½ Сулости была унаследована - его дочери от 2-го брака Евдокии Михайловне Ярославовой – Воейковой.
Селом же Угодичь, откуда был крестьянин А.Артынов , владели Мусины-Пушкины до того , как оно было передано Белогостицкому монастырю.
В книге «Мусины - Пушкины в истории России», купленной мною в Рыбинске, представлена более полная история упомянутого выше Тученога.
Это предание об Андрее Первозванном и особой крови, а также легенда о Святогоре, отцом которого был князь Светид сын Тученогов, а матерью эфиопская царица. И когда Светид летел на колеснице, запряженной гусями и лебедями, то «тщаны порожние выкидывал ….шестой упал на грозную тучу громовую, которая шла на Святую Русь, где он с громом упал на землю Беларускую, на берегу реки Ухтомы, живет народ Базилики Ахейские там» ( «Лондон» на Верхней Волге: Ярославский Толгский монастырь: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=784 ).
Все эти предания сошлись вокруг маленького села Сулость, никому не известного, где при этом переплелись великие события и секреты: и волшебники, и падающие с неба инсигнии власти, и Золотой пояс, и Дон (Танаис), и славянские князья, и победа царя Василия Темного над Дмитрием Шемякой, и собственники вотчин мурзы Чета, и певчие с божественными голосами (Орфеи), и те, кто волею случая, узнал о реальности существования сына Соломонии Сабуровой – Юрия Кудеяра («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.8 http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=617 ).
Надо сказать , что село Сулость не единственное такое в Ростовском уезде . На основе воспоминаний А.Артынова сделано отдельное исследование «Ростовские топонимические предания» http://www.sudar-bm-rostov.narod.ru/book3/index.htm, где легенды скомпонованы по отдельным ростовским поселениям. Есть среди этих овеянных легендами ростовских сел немало и тех, которые по данным И.Н. Ельчанинова принадлежали помещикам Ярославовым или упоминаются в их судьбе. Это , в частности, Моисеево, Мосейцево, Марково, Протасьево, Ильинское, Николо Перевоз и др. Легенды эти, очевидно, влияли на реальные судьбы Ярославовых и я представлю некоторые из них в контексте конкретных персоналий.
Вместе с Сулостью Евдокия Михайловна Ярославова - Воейкова унаследовала и названное выше ростовское село Николо Перевоз , которым она владела вместе с сестрой Натальей Михайловной Уваровой, а также - село Красное в Коломенском уезде .
Николо-Перевоз расположено при « слиянии Всксы и Устья. По преданию, вовремя княжения Константина Всеволодовича (XIII в.) княжеский сокольник Богдашка на этом месте, близ реки Устье, среди дремучего в то время бора нашел улетевшего у него любимого княжеского сокола… А помог ему Никола-Чудотворец , перевезший его через реку. Вследствие такого события кн. Константин и основал церковь во имя святителя Николая, близ того места, где был перевезен Богдашка…».
И Евдокия Михайловна, и Наталья Михайловна - это дочери от 2-го брака Михаила Ивановича Ярославова. Их матерью была дочь прапорщика Федора Даниловича Маркова - Акулина Марфа. И тяготение М.И. Ярославова к владениям в Коломенском уезде , как видится, связано с этим родством.
Владений М.И. Ярославова и его детей в Коломенском уезде было несколько. Упомянутое село Красное в Малинской волости. Село Глебово. И село Дубнево у брата Евдокии - Алексея Михайловича Ярославова, также в Малинской волости Коломенского уезда.
Названное Дубнево после 1577 находилось в собственности Федосьи Семеновны жены Хотунского, одноименной Хотунской волости этого же уезда Селом Петрищевым в Хотунской волости уже в XVIII в. владел граф Алексей Орлов Чесменский (Дубнево http://www.dubnevo.ru/ ).
Села Глебово и Красное находятся на карте практически рядом.
В "Писцовых книгах Московского государства" XVI в. встречается первое упоминание о сельце Глебово: "За Давыдом за Ивановым сыном да за Матвеем за Килдеяровыми детьми Маркова старая их вотчина: сельцо Глебово, на речке на Конской...".
«При этом, сельцо Глебово находилось в общем владении подпоручика Андрея Федоровича Маркова и подполковника Михаила Ивановича Ярославова, вдов княгини Ирины Григорьевны Мещерской, Анатасии Алексеевны Квашниной, прапорщицы Авдотьи Алексеевны Киреевской».
Андрей Федорович Марков, вероятно, брат Акулины Федоровны Марковой.
А в браке Михаила Ярославова с Акулиной Марковой, фамилии Ярославовых и Марковых объединились также, как, спустя два века, в браке моих родителей Бориса Ярославова и Тамары - дочери Клавдии, урожденной Марковой, которые были в родстве с Мещерскими («Юность Тамары Давиденко–Ярославовой. Воспоминания о «Чистой протоке», о Марковых и Мещерских–Ширинских, о Костре и Вечности» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=870 ).
В Коломенском уезде упоминается также Красный погост, где ранее был монастырь именно Федора Тирона, а не Федора Стратилата , с которым я связываю название Федоровской иконы Божией Матери. Сейчас его нет. Монастырь был ограблен и сожжен литовцами и поляками в Смутное время в 1609-1612 годах («Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на погосте Красна, Коломенского района» http://rusbereza.ru/html/jour/2008/200801/20080101.shtml )
Но вот какой интересный факт
На Федоровской иконе Божией матери Костромского иконописца Никиты Артемьева (уп. 1714-1723) , которая происходит из церкви Вознесения в Москве , есть надпись «о благословении сим образом канцеляриста Федора Маркова в 1750 [58?] г. (Костромская икона 2004. Кат. 213)
Также в надписи упоминается, «о явлении ... зри ... образ благоверному ивеликому князю [Василию] Георгиевичу рекомому Квашне Костромскому и Галицкому сыну благоверно[го] [князя] Ярослава Владимирскаго..»
Канцелярист Федор Марков по возрасту мог быть отцом Акулины Федоровны Марковой-Ярославовой второй супруги Михаила Ивановича Ярославова, в т.ч. и Костромского помещика. А Квашнины - совладельцы Глебово , ведут свою фамилию от костромского князя Василия Квашни.
Иконы костромского иконописца Никиты Артемьева, также как и его брата Михаила Артемьева, находились также в Вологде в церкви Андрея Первозванного во Фрязинове.
Продолжение следует http://yaroslavova.livejournal.com/254029.html