Имя Савва, вероятно, Савва Сторожевский получил в честь Саввы Освещенного и Саввы Сербского
А тема Сторож связана с темой Стражей и Сторожевых полков , во главе которых ставили наиболее сильных в военном деле князей, и часто это были князья Оболенские. Близкой к этому является и тема князей Острожских , а также - Остробрамской иконы.
Позже от этих сторожевых служб и системы сторожевой охраны границ родилось пограничное дело.
И мощи Саввы Сторожевского после революции до 1930 года хранились на Лубянке. Потом были - в Даниловском монастыре. А затем, 23 августа 1998 года, возвращены в монастырь Саввино-Сторожевский.
С монастырём и именем Саввы связаны многочисленные чудеса , в т.ч. «явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России».
Савва Сторожевский был великим помощником в сражениях
Прежде всего, это военный поход Юрия (Георгия ) Звенигородского на Казань и Булгар в XIV веке , на 150 лет раньше Ивана Грозного.
И память об этом сохраняет Савина топонимика около Казани и Свияжска..
Много неоткрытых тайн связано и с этим походом Георгия (Юрия) Звенигородского, благословленным Саввой Сторожевским.
Одно из первых подворий Саввы Сторожевского монастыря за Камой было в с. Николо-Березовска, где я родилась. С учетом дат похода Юрия Звенигородского подворье могло появиться и до Ивана Грозного.
Ниже я представляю выдержки из статьи, посвященные Савве Сторожевскому и Саввино-Сторожевскому монастырю.
Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.5http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=723
© Наталья Ярославова-Чистякова
Савино, близ Казани на месте древнего города Нур-Сувар - одно из возможных мест захоронения известного археолога и магната начала XX века В.И. Заусайлова - сына А.А. Печенкиной, собственницы компании, историю которой я представила в статье «Старейший российский Банкирский дом «Печенкина и Ко» археолога Заусайлова и антиквара Мартинсона: Начало и первый крах кредитно финансовой системы России в 19-20 веках».
Вероятно, известный казанский археолог В.И.Заусайлов, как возможный родственник Печенкиных в Печенкино, поддерживал контакты со своими Бирскими однофамильцами. К тому же свою коллекцию он формировал из экспонатов, найденных на городищах по берегам реки Камы, Белой и в Крыму.
Интерес В.И.Заусайлова был четкий и понятный. Это Нур-Сувар и Крым, куда из Нур-Сувара выехали лучезарные и просвещенные булгарские ханы и философы, под натиском татаро-монгол.
Коллекция В.И.Заусайлова, как я уже писала, перед революцией была продана в Финляндию, включая знаменитое копье.
А перед самой своей смертью известный археолог, сын А.А.Печенкиной и компаньон В.В.Мартинсона оставил некоторые знаки.
Прежде всего, это церковь «Живоносный источник Божьей Матери», построенная им в Савино, у стены которой как считают, и похоронен В.И.Заусайлов.
Село Савино, о котором идет речь, находится у устья реки Свияги, Южнее Свияжска на правом берегу Волги…..
Вильно на Великой и Савино на Свияге… «Живоносный источник Божией матери» и «Знамение Божией Матери…», совмещенное с «Поцелуем Анны и Иоакима у Золотых Ворот»…
На территории Московии и современной России было и есть несколько Савино.
Название образовано от имени Савва. И в большинстве случаев, в конечном счете, это указание на Савву Сторожевского, обретшего второе имя от Сторожевой горы, что указывает на Сторожевые крепости, Остроги, Стражи, а возможно - и «род Стрижей», упоминающийся в воспоминаниях Ярославовых («Короли колдуны Меровинги и псковские богомилы Стриги Оболенские»
Савва Сторожевский был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского - Евдокии (в монашестве - Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.
«По летописям, в 1395(9) году преподобный Савва благословил князя Юрия Звенигородского (Галицкого) на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань».
И было это за 150 лет до того, как Казань взял Иван Грозный.
«Сразу после похода у князя Юрия появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396-1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троице-Сергиеву обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери» («Савва Сторожевский»).
Как видим, первый раз Казань брали после молитвы у Смоленской иконы Божией Матери
Обороняли же Москву с Владимирским образом.
…
Казалось бы, и в том, и в другом случае Богородичные образы, но Савва Сторожевский обратился к образу Смоленскому. И возможно, именно эта Смоленская Божия Матерь особым образом защищала род князя Юрия Звенигородского и Углицкого, взявшего в 1395 году 14 городов, включая Казань, после молитвы Саввы Сторожевского.
И кстати, этот акцент позволил не забыть первое завоевание Казани сыном Дмитрия Донского - князем Юрием. Т.е. Началом продвижения на Восток был князь Юрий, а не Иван Грозный, которому приписали итоги 150 лет борьбы на этом направлении.
Именно Смоленский образ проявился и на камне, омытом в Живом источнике села Николо-Березовка, где я родилась. Этот образ известен как Смоленский Бугабашский. А источник ныне называется - Елизаветинский. При этом надо помнить о том, что Великую княгиню Елизавету Федоровну Романову крестили в честь святой праведной Елизаветы - матери святого Иоанна Предтечи. Т.е., по сути, источник назван именем матери Иоанна Крестителя, которая вымолила себе рождение сына у Бога плодородия, также как и Анна - мать Девы Марии, у Ангела Господня.
Считается, что Смоленская Бугабашская на сегодня - единственная в России Нерукотворная икона. («В Уфу прибыла нерукотворная икона Божьей Матери»).
Хотя образ явленной на этом месте Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского приравнивали к иконе Спаса Нерукотворного, в частности, во время мора в Сарапуле («Камские Чудотворцы поправляют версию «Кода да Винчи» о «родственных отношениях» Меровингов и Христа»)
Смоленская Божья Матерь - покровительница пути и воинства, так её и назвали в контексте Бугабашского образа. («Чудотворную икону выставили на всеобщее обозрение»).
Недавно были опубликованы новые сведения о явлении Смоленской Бугабашской иконы. Касаются они места, откуда был принесен Камень.
Подлинная история говорит о том, что камень был найден в Казанской губернии близ Седмиозерной пустыни. Изложена она была уездным миссионером священником Гавриилом Тихоновым на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей» в № 17 за 1913 год. У переселенца из Седмиозерной пустыни в село Бугабаш Белебеевского уезда - Тита Петрова икона и проявилась на камне. («Бугабашская икона Божией матери»)
Вот так Смоленская Бугабашская икона символически связала: Казань, Белебеевский район, известный Аксаковыми с их Надеждино, а также село Николо-Березовку, где монах Саввы Сторожевского монастыря А.Мезенец строил церковь Преображения с иноком Ионой Пошехонцем.
Мне более 10 лет известно о том, что монахи Саввы Сторожевского монастыря особым образом опекали Березовскую Чудотворную икону Николы Закамского, но вот теперь я поняла, что начало этой истории там, у князя Юрия Звенигородского - сына Дмитрия Донского, а также у его брата князя Андрея Дмитриевича, с именем которого связана история Николы Можайского: