?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Башкирский след в судьбе царской семьи.Яковлев–глава миссии «спасения Романовых» в Николо-Березовке
yaroslavova
Наталья   Ярославова

Аномальный  интерес  к  истории  царской  семьи Романовых  в селе  Николо-Березовка, где  я родилась,  меня  удивлял  с детства. Но   я объясняла  его тем, что здесь, на месте  явления  Березовской  Чудотворной  иконы  Николы  - Закамского   дважды до революции   была  Председатель   Императорского Православного   Палестинского  общества – Великая  княгиня Елизавета    Федоровна  Романова.  Она  что-то  здесь искала … И даже  освятила  придел   своего       погибшего  мужа  Сергея  Романова. Мне      думалось  , что она  искала  следы иконы  Николы  Закамского, перед  которой несли «знамя  Сен-Дени»  или  «знамя  Денеборг» - красное  с белым крестом.
Однако довольно необычным  ракурсом повернулась история Романовых, когда  я узнала о том, что   единственная   служанка   Романовых      по  фамилии   Кузминых-Мичкова имеет  общую  родину и  фамилию   с  матерью   моей   бабушки-сироты, которая ( с  моим дедом) проживала в Николо-Березовке:
«Род Кузьминых из Камбарки странный. Сапфиры; волосы, как у Меровингов. В дополнение к этому - присутствие при последних днях царской семьи Романовых, в лице служанки Кузьминых - Мичковой из этой же Камбарки, единственной из слуг Романовых оставшейся в живых"  ( «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»  http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=749)
            На  днях, 11  августа , была  опубликована  статья  «Уфимский  след в трагедии  царской  семьи» (текст в сокращении ниже)
            «В 1957 году бюро Башобкома КПСС приняло решение о подготовке сборника воспоминаний участников событий 1917 — 1919 годов в Башкирии — «За власть Советов»….Среди намеченных авторов был и Д. М. Чудинов, опубликовавший еще в 1927 году в сборнике «Пройденный путь» воспоминания «Как мы перевозили царскую семью из Тобольска в Екатеринбург»…..В той публикации фигурировал в качестве комиссара Совнapкoма организатор самой oпepации комиссар Яковлев…Настоящая фамилия Яковлева — К. Мячин …»
Именно  этот Мячин,  владевший  иностранными языками и связанный  с Болоньей (Италия)  , который  прятал царскую     семью  и, спасая  от  захвата,   повез её   сначала   в Омск, а  уже  затем  - в Екатеринбург,   потом  вдруг  оказался в той самой  Николо-Березовке, где я родилась.
Он был  в первом составе ВЧК  вместе  с Ф.Э.Дзержинским.
Потом  военным  комиссаром  Уральской области.  «Секретную миссию» по вывозу  царской  семьи  исполнял  в    статусе уполномоченного  ВЦИК.   Вместе  с ним  вывозил семейство  Романовых  - Д.М.Чудинов  из Бирского  района , откуда    родом  был  мой  дед Роман Васильевич  Ярославов и его предки.
Далее о  Мячине  пишут:
«Испросив согласие Уфимского губревкома в Николо-Березовке, Яковлев уезжает в Уфу»
Из чего  следует ,что  в  Березовке  был Губревком.
Информация о том, что  Уфимский  губревком был  в  Николо-Березовке    подтверждается  в  статье  «Первый  председатель Губчека» http://www.agidel.ru/?param1=15389&tab=2
«Девятого марта 1918 года Уфимский губревком принял решение о создании губернской ЧК. Петр Зенцов был назначен председателем ГубЧК.
Практически первым серьезным делом Петра Зенцова в должности председателя Уфимской ГубЧК стало формирование спецотряда для комиссара ВЦИК и члена коллегии ВЧК первого состава Константина Мячина (Яковлева), который должен был доставить царскую семью из Тобольска в Москву. Отряд был необходим для обеспечения безопасности бывшего царя Николая II и членов его семьи в пути. Уфимские чекисты и сотрудники рабочей милиции задачу выполнили — в конце апреля 1918 года они, отражая постоянные попытки отбить в пути и уничтожить семейство Романовых, смогли довезти царскую семью до Екатеринбурга и передать ее Уральскому областному Совету.
Вскоре Уфа под давлением ситуации на фронтах Гражданской войны, сложившейся из-за предательства руководителя оборонительных сил Урало-Оренбургского фронта бывшего полковника старой армии Махина и военного руководителя 2-й армии Харченко, была сдана белочешским и белогвардейским войскам.
ГубЧК во главе с Зенцовым эвакуировалась в Николо-Березовку и временно прекратила деятельность.
Ее сотрудники составили костяк разведывательных подразделений и контрразведывательных органов 2-й и 5-й армий созданного Восточного фронта РККА…»
Вскоре  после того, как  в  Николо-Березовске  появляется
Мячин, там же  появляется   моя  бабушка сирота  Александра  Голикова – дочь  Кузьминых, однофамилицы    служанки       царской  семьи Романовых  в   их  последние   дни  , из той  же самой  Камбарки.  Дату    переезда из Камбарки в Николо-Березовку  я не знаю. 
Странная не только   история   с сиротством , но и реакция   на неё  многие   годы, и темы  , на которые реакция была наиболее  «болезненной».
Особенности  этих реакций я описывала  в статье,  в  годовщину  смерти моего отца, в  2012 году :
«Завещание Бориса Ярославова: 15 лет спустя. Мне ведомы коварные сюжеты ордынского ига»  http://yaroslavova.livejournal.com/156832.html
"....15  лет назад,  в ночь     с   15 на 16  сентября , после полуночи  ушел  из жизни мой    отец Борис   Романович  Ярославов. За сутки      до этого, 14 сентября  мы  посвятили  целый  день его  Завещанию    Можно сказать  Духовной . Сейчас я  знаю   14 сентября,  как  еврейский новый год  Рош Ашана . Тогда не знала.
Спасибо  ему за  то,  что  успел  оставить Завещание и  что оставил.
Если бы   я не  изучила  историю рода,    мне было бы кратно труднее  в  эти  прошедшие   15 лет
Он был  Стратигом. …Довольно     долго обдумывал       переезд  из Башкирии –  в Тюмень…..
Последний  раз  я разговаривала  со своей тетей утром в  Пасху, весной 2012 года  . Она пообещала через пару   часов     найти    телеграммы  из   Башкирского обкома КПСС о награждении Орденами моего деда    Романа  Васильевича  Ярославова. Я хотела  приобщить копии этих телеграмм  к истории рода.
Казалось  бы частное  семейное дело.   Но  …  через два часа  моя тетя     выглядела в разговоре  запуганной и растерянной, отказав мне во всех материалах. Больше  я звонков не  делала…»
               Иные    загадки  этой  истории  описывались в   статье : «Бирское  «Рюриково  городище» и    Климент  Ярославов - староста  Архангельского – Бирь …» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=749
Цитата:
               «Когда    я искала  более детальное описание Тихвинской   иконы Божией  Матери,  которая    была  подарена      императрицей       Екатериной   II -   генералу       П.Г.Языкову, а   затем вложена   в построенный   им   Бирский  Собор   архангела Михаила, то  встретила  вот  такой   анонс: «В цепочке сапфиров отсутствует центральный камень, раньше на его месте находилась серьга, пожалованная императрицей  Екатериной II».
«Вырванная  серьга  с сапфиром» -  на эти строки я  не могла не обратить внимание. Потому  что  серьги с сапфирами были    вырваны  из ушей   моей бабушки в  её    далеком детстве,  когда она осталась сиротой…  Это уникальная   история, и аналог её   мне не известен.    
Поэтому я конечно    открыла  материал  об     иконе «с вырванной серьгой» . Но     оказалось , что  статья     посвящена не   Тихвинской Богородице  , а    главной   инсигнии  рыцарей  Мальтийского креста – Филермской  Божией  Mатери.
В статье    сравнивается      Филермский образ  Богородицы в Цетинье и  подлинная   икона   , которую   Лука    рисовал при  жизни Богоматери.  Причем   «вырванная серьга»  является  одним из   главных   отличительных признаков:
«У подлинной иконы ….В цепочке сапфиров отсутствует центральный камень, раньше на его месте находилась серьга, пожалованная императрицей Екатериной II...» («Последний образ Пресвятой Богородицы в Ее земной жизни» http://eparhia-saratov.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=4697&Itemid=272&pop=1&page=)
Сапфир  - камень Моисея, на котором  он записал свои  Скрижали.  И одновременно -   это  камень   колена   Иссахар,   знаки  которого стоят  на   гербе  дворянского рода  Ярославовых.
Однако  моя   бабушка       была урожденной  Голиковой. Вероятно,     серьги  с сапфирами, некогда  вдетые   в уши  её   матерью   Евдокией  Кузьминых,    имели  ценность. Но я  так и не смогла  понять:     почему    Александру  не  заставили     снять  редкое  украшение        под  угрозой,   как   это   бывает  у разбойников.  Откуда родилось  очевидное     состояние аффекта , в котором  сапфиры   вырывались с кровью . Из какого варварства, из какой ненависти, из какой  междоусобицы…  
История  с «вырванными  серьгами  из  сапфиров», по времени,      относится ещё      к  Камбарке,     куда   вместе  с Никитой  Демидовым  прибывал  из Тулы поток   евреев –  торговцев,  старообрядцев  , кузнецов… Вместе с ними появились   недалеко от села   Николо-Березовки   ,  в Камбарке и Кузьминых  ..
Не могли же  сами  Демидовы   вырывать  эти  сапфиры   у  сироты,  хоть они и были известными любителями   редких    драгоценностей.  Но  20 век!  Бабушка   Александра     Голикова  родилась  в  1909 году…
Трудно   поверить    ,что это  ненависть    к  её матери,     несчастной «ведьме», умершей в  25 лет     в годы  Японской войны  ,  оставившей трех сирот…
Род  Кузьминых из Камбарки  странный .   Сапфиры;   волосы,      как  у Меровингов . В  дополнение  к этому  -     присутствие при    последних днях     царской семьи  Романовых ,   в лице    служанки  Кузьминых -  Мичковой   из  этой же     Камбарки,   единственной из слуг Романовых оставшейся в   живых…»

P.S.Смотрела  сегодня :   отчего  Башкирию в  эти  дни топит. Встретила  эту   статью.  Дополнила  «романовскую  историю»  маленького села   Николо-Березовка  на Каме.



«Уфимский след в трагедии царской семьи»,  11   августа  2013 года
http://news.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0+&rpt=nnews2&rel=rel&grhow=clutop

Свидетельства  лиц,  осуществлявших в 1918 году перевозку последнего российского императора Николая II в Екатеринбург из Тобольска
В 1957 году бюро Башобкома КПСС приняло решение о подготовке сборника воспоминаний участников событий 1917 — 1919 годов в Башкирии — «За власть Советов».
Среди намеченных авторов был и Д. М. Чудинов, опубликовавший еще в 1927 году в сборнике «Пройденный путь» воспоминания «Как мы перевозили царскую семью из Тобольска в Екатеринбург».
В той публикации фигурировал в качестве комиссара Совнapкoма организатор самой oпepации комиссар Яковлев…Настоящая фамилия Яковлева — К. Мячин
Печатное, рукописное и иное, наследие В. В. Яковлева (К. А. Мячина) о перевозке Николая II более емко, оно датируется с мая 1918 по март 1928 года.
К. А. Мячин — уроженец села Михайловка (ныне село Шарлык) Оренбургской губернии. В 1899 году 13-летним подростком переезжает в Уфу в семью отчима — приказчика в магазине. Участник знаменитой Миасской экспроприации…Похищенные ценности предназначались для поездки в партийную школу социал-демократов в Болонье (Италия) и на другие нужды революционеров.
В страну вернулся после февраля 1917 года, был избран председателем Симского совета рабочих депутатов. Как делегат-большевик участвовал во II Всероссийском съезде советов и во взятии Зимнего дворца.

Вошел в первый состав ВЧК во главе с Ф. Э. Дзержинским и даже был его помощником.
В начале 1918 года он получает в Москве назначение на должность военного комиссара Уральской области, но уральцы утверждают своего — Ф. И. Голощекина. В. В. Яковлев вновь оказывается в Уфе, и в марте его назначают здесь начальником эшелона из 40 вагонов с хлебом для Петрограда. Он вновь отбывает в Северную столицу. Биография — ярче, пожалуй, не бывает, тем более учитывая его дальнейшие деяния.
Жизненный путь Д. М. Чудинова чем-то напоминает предыдущий. Родина — село Силантьево (ныне Бирский район). Окончил приходскую школу в Уфе. С 13 лет — посыльный в лавке…За участие в Миасской акции отбывал 15-летнюю каторгу в Саратовском централе. Вернулся в Златоуст после свержения монархии, в начале 1918 года был в этом городе начальником штаба боевых дружин (БОНВ).
Отряд формируется в Уфе: путь в Сибирь
По пути из Петербурга В. В. Яковлев заезжает в Москву. Встреча с Я. М. Свердловым приводит к назначению его уполномоченным ВЦИК с задачей вывезти семью Николая II из далекого Тобольска. Такая кандидатура для столь ответственного дела, видимо, была естественной, учитывая его предшествующую деятельность, знание языков и хорошую связь с рабочим Южным Уралом.
Выехал В. В. Яковлев из Москвы уже с мандатом, подписанным В. И. Лениным, в специальном вагоне. В Уфе сразу встретился с П. И. Зенцовым, который занимал ряд должностей, в том числе начальника городского штаба БОНВ, и ввел его в курс своей «секретной миссии», для которой, кстати, был нужен отряд боевиков.
Начальником отряда был определен их общий в прошлом соратник Д. М. Чудинов, срочно вызванный из Златоуста. На формирование отряда ушло несколько дней. Он включал 45 человек, в том числе 22 пехотинца, 15 кавалеристов (с седлами, но без лошадей), 4 пулеметчика, одну медсестру и двух телеграфистов.
Отряд выехал из Уфы в двух пассажирских вагонах, причем, как утверждается в воспоминаниях, об истинной цели поездки знал только Зенцов. Только в самом начале пути Яковлев сообщил начальнику отряда Чудинову настоящую цель.
Поезд прибыл в Тюмень через два дня без всяких происшествий. Дальше путь лежал в Тобольск, который (а это 220 верст) преодолели на подводах. Во время движения отряда произошли первые неприятности и тревожные события. Дело в том, что Екатеринбург, а также Омск (Тобольск входил в его подчинение) вынашивали планы самим вывезти Николая II из Тобольска. Наиболее горячие головы из большевиков, руководителей Уральского совета и красногвардейских отрядов считали, что Николая II надо вообще уничтожить, а не возиться с его перевозкой.
Уже выехав из Тюмени, обнаружили, что впереди движется какой-то вооруженный пеший отряд. Решили ничего не выяснять. На ближайшем станке (почтовая или ямская стa-нция) произошла встреча с представителями этого отряда. Он состоял из екатеринбуржцев и следовал также в Тобольск с особым заданием. Их представители сообщили Яковлеву, что такой же отряд идет из Омска, а также, как писал Чудинов, предложили некий план — во время перевозки царя из Тобольска сделать ложный налет на уфимский отряд, захватить пленника, увести или уничтожить на месте.
Комиссар отверг эти предложения и решил предпринять дополнительные меры предосторожности. Правда, он еще раньше запросил в Уфе дополнительную помощь, которая была уже на пути в Тюмень. Это был сводный отряд симцев и других заводских боевиков под командой П. В. Гузакова в составе 250 бойцов.
Вызов такого отряда говорит о дальновидности Яковлева, учитывая последующие события…
27 апреля (по другим данным — 26 апреля) 1918 года в 12 часов ночи к губернаторскому дому было подано 19 троек, запряженных в сибирские сани-кошевки и дорожные тарантасы. По числу троек были и ямщики из местных, им установили поверстную плату. Началось последнее путешествие Николая II.
….Возвратившись в Тюмень, Яковлев связался со Свердловым, рассказал о своих опасениях и предложил вывезти Николая II в район поселка Сим Уфимской губернии. Этот вариант был отвергнут, было приказано пока ехать к Омску до улаживания возникших вопросов с Екатеринбургом.
Не доезжая до Омска, поезд остановился.
Отцепив паровоз, Яковлев с Гузаковым едут на нем в Омск. Здесь вновь по телеграфу ведутся переговоры с Москвой. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов дает распоряжение ехать в Екатеринбург, ибо теперь есть гарантия безопасности. До Екатеринбурга доехали без происшествий..
В мае 1918 года Яковлев становится командующим Урало-Оренбургским фронтом, а вскоре перемещается на другие командные должности. Под его руководством подавляется восстание анархистов в Самаре.
…В конце концов, В. В. Яковлев, человек явно себялюбивый, независимый, видимо, уже испopченный тем доверием, которое ему оказывалось, остался не у дел. Возможно, в июне-июле 1918 года в его душе и произошли какие-то нравственные надломы.
Испросив согласие Уфимского губревкома в Николо-Березовке, Яковлев уезжает в Уфу, находящуюся во власти Комуча и белочехов, для подпольной работы. И здесь он перечеркивает всю свою предыдущую жизнь большевика, революционера. Решив легализоваться, В. В. Яковлев объявляет о разрыве с советской властью. Вслед за этим следует серия его арестов, в том числе белочехами и колчаковцами. Наконец, ему удается перебраться в Маньчжурию. Яковлев прожил в Китае около девяти лет…
После кончины в 1964 году Д. М. Чудинова его личные бумаги поступили в партархив обкома КПСС (ныне Центральный государственный архив общественных объединений Башкирии). …. Большое место в нем посвящено перевозке Николая II в Екатеринбург.
В. В. Яковлев стал объектом пристального изучения и художественного осмысления историков и писателей. В одних книгах и статьях — гoлые вымыслы, там рисуют Яковлева то монархистом, то агентом царской охранки или английской или немецкой разведки. Но были опубликованы работы, которые строились на достоверных фактах, с тщательным aнaлизом всего, что с ним произошло.
Можно сказать с уверенностью, что миссия комиссара В. В. Яковлева, выполнившего сверхважное государственное задание в апреле 1918 года, спасла тогда Николая II от гибели. Но она все равно наступила.
В Уфе до июня 1941 года работал Музей революции по адресу: ул. К. Маркса, 6 (ныне здание Музея археологии и этнографии им. Р. Г. Кузеева Института этнологических исследований УНЦ РАН). В этом музее автор, будучи учеником третьего класса, был на экскурсии в 1938 году. С началом войны музей был срочно ликвидирован, а часть его экспонатов утеряна или разошлась по разным местам. Один из экспонатов мне передали в 1960-х годах.

Виктор Черемис, Республика Башкортостан




 


  • 1
====Сапфир - камень Моисея, на котором он записал свои Скрижали.====

Не знал об этом. Откуда такая информация?

Источники были другие , т.е. несколько иная редакция. Но суть такая
«Гора Моисея • The Moses Mountain» http://holyscripture.ru/forum/ftopic152-.html
«…Бог призвал Моисея на гору, где изложил ему Свои заповеди. Кроме того, Он дал Моисею собственноручно написанные скрижали (Исход 24:12, 31:18, 32:15-16). Иудейская традиция говорит, что скрижали были выполнены из драгоценного камня, похожего на сапфир, не встречающегося на Земле, а письмена Божии были выбиты в них насквозь. Моисей провёл на горе так много времени, что израильтяне сочли его погибшим и создали себе другое божество: все имевшиеся у народа золотые изделия переплавили в идола (Исход 32:1-8). Сойдя с горы и увидев золотого тельца, Моисей «воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исход 32:19, Второзаконие 9:15-17).
Сапфир описание, свойства камня сапфир http://juvelir-gid.ru/sapfir-opisanie-svojstva-kamnya-sapfir.html
«…Евреи полагали, что сапфир – это символ справедливого суда и правды. Также, есть мнения, что скрижали, на которых Моисей записал со Слов Божьих Десять Заповедей, на самом деле являлись плоскими пластинами сапфира.
По преданиям, знаменитое соломоново кольцо было вырезано именно из этого минерала, которое он использовал как царскую печать и символ своей власти, с глубочайшим по своей мудрости изречением, им же был богато украшен и его трон.
….В древнеримской и древнегреческой культурах сапфир посвящали богу Зевсу. Это был священный камень, носить который было позволено лишь жреческой касте, любой смертный, осмелившийся притронуться к этому самоцвету, незамедлительно карался волей богов. В египетских пирамидах найдено множество тщательно ограненных сапфиров, довольно крупных по своим размерам, уложенных непосредственно в пеленах мумий...»

Похоже это иудейская выдумка, если бы это был необычный камень, то об этом было бы сказано.

"и объявил Он вам завет Свой, который по­велел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;" (Второзаконие 4:13)

В Писании сказано, что скрижали каменные

Сначала они были из Сапфира , а потом Моисей рассердился и сделал каменные для "забывчивых"
Об этом есть в тех источниках, на которые делались ссылки

  • 1