С.Ямщиков и Мир художников, вовлекаемых в политику. Об авторстве на "политическую иллюстрацию"
© Н.Б. Ярославова - Чистякова
Полный текст с иллюстрациями по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=855
Полный текст с иллюстрациями по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=855
У меня есть чувство большой благодарности к Савве Ямщикову, реставрировавшему нероновские портреты Михаила Ивановича Ярославова, его сына Алексея Михайловича Ярославова и дочери Марии Михайловны Ярославовой, получившие, после этой реставрации, большую известность и ставшие для меня точкой опоры в моем родовом поиске («Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново…» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=374 ).
Хотя, надо сказать, что долгое время, участие Саввы Ямщикова в реставрации портретов дворян Ярославовых из усадьбы «Нероново» - Костромского Версаля, казалось мне просто везением. Вот так повезло, что известный реставратор вёл в провинциальных городах поиск картин, таких как «Солигаличские находки», и среди них, «между прочим» , оказались портреты Ярославовых.
Солигаличскую историю, замечу, и преподносили изначально так, что крепостной художник «самородок» Г.Островский прославил «никому не известных Ярославовых». Однако такую подачу этих портретов я не приняла сразу, поскольку знаю Ярославовых, и знаю различие между славой и популярностью.
Сейчас же, когда я побывала в Вологде, Кириллово, Ферапонтово, Ярославле, Пскове, поработала в архивах Рыбинска и Петербурга, а также с другими ценными архивными материалами, и одновременно узнала новые факты из биографии Саввы Ямщикова, поняла, что вот эта «личная встреча» знаменитого реставратора и портретов дворян-бояр Ярославовых была предопределена.
Михаил Иванович Ярославов, согласно документам архивов «…с 30 мая 1741 года – был флигель - адъютант капитанского чина у генерала Андрея Ивановича Ушакова, с 1 августа 1747 года - на должности генерал адъютанта премьер-майорского чина у генерал-аншефа и лейб-гвардии полковника Степана Федоровича Апраксина» ( «Рюрики Ярославовы: Оболенские, Тверские и Мстиславичи» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=785 )
Алексей Михайлович Ярославов – собственник усадьбы Коралово в Звенигороде, которую в 90-х годах XX века купил М.Б.Ходорковский («Тайное «Общество Невидимых» и единый Славянский корень: Иван Ярославов и два олигарха Михаила» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=452 )
Мария Михайловна Ярославова ( Черевина ) - собственница Костромской усадьбы «Нероново». Её потомок - основатель ФСО («Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)?» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=448)
К встрече этой, одновременно, вели и важные вехи жизненного пути Саввы Ямщикова , которые он сам выделил в его книге «Собрание Саввы Ямщикова: Музей друзей».
Четверть века Савва Ямщиков проработал во Всероссийском реставрационном центре, располагавшемся в Марфо-Мариинской обители - бывшем сестричестве св. княгини Елизаветы. Я же родилась в с. Николо-Березовка, которое Великая княгиня Елизавета Федоровна - основательница Марфо-Мариинской обители не только посетила дважды, но и просила этот Удел Русского Николы под свое покровительство от Николая II, и стала таким официальным покровителем по решению императора.
Т.е. место, где я родилась, где вырос мой отец Борис Ярославов, где похоронен мой дед Роман Ярославов и где за четыре века до этого была явлена Березовская чудотворная икона Николы Закамского, связано с Марфо-Мариинской обителью Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, где , как уже сказано, 25 лет в реставрационной мастерской проработал Савва Ямщиков («Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=463 )
И именно икона Николы Закамского помогла мне сделать первые шаги в моем поиске, когда я ещё даже не знала о портретах дворян Ярославовых, реставрированных Саввой Ямщиковым («Вторая жизнь с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=102 )
Подобным же «коренным образом» , судьба Саввы Ямщикова связана и с Псковом, где дважды Князем Пскова был родоначальник Князей Ярославовых - Ярослав Васильевич Оболенский («Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани, Храмостроитель и Победитель Магистра Борха» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=850 )
Поэтому, цитируя ниже, слова Саввы Ямщикова , посвященные его друзьям, коллекционерам, художникам, реставраторам, из его книги «Музей друзей» я воспроизвела и его боль о Пскове:
«Сегодня древний Псков – моя боль, печаль и надежда на его чудесное спасение. …Мне особенно страшно наблюдать разрушаемый сегодня Псков, ибо я вспоминаю период его возрождения из руин после войны … Я стою у знаменитой на весь мир Покровской башни….; вижу сотни особняков мавритано-испанского» стиля, так почитаемого новыми хозяевами… Слёзы подступают к глазам, перехватывает дыхание, а в ушах слышны звуки первой части Седьмой Симфонии Шостаковича , так образно передающих топот марширующих нацистских захватчиков…» ( «Петродворец и Юбиляры … «Увы! Волшебный сад изрублен, мертвы источники с живой водой и праздник человечества поруган свирепой чужеземною ордой!» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=844) .
Псковская эпоха Саввы Ямщикова, как теперь видится, намного более значительна , чем его деятельность в Ярославле или Костроме.
Этим, видимо, и объясняется тот факт , что книгу Саввы Ямщикова «Искусство Ярославской и Костромской земель XIV-XX веков». Поиски, находки, открытия (1963-2003 год) я увидела и купила первой в книжной лавке Псковского Кремля , немало удивившись тому, что Псков начинается для меня с напоминания о Ярославле и Костроме. ( «Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=840 ).
Псков в эту первую поездку и открылся для меня с «Саввиной стороны», через Савво-Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, основанный при князе Ярославе Васильевиче Оболенском; через Савву Крыпецкого, пришедшего в Псков из афонского Хиландара Саввы Сербского, и Савву Освещенного, основателя известной Лавры на берегу реки Иоардан, в Палестине ( «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=832 ).
Оценив по-новому помощь Саввы Ямщикова в моем поиске, уже в дни своей второй поездки в Псков, я искала книги конкретно - Саввы Ямщикова.
И купленная мною книга «Собрание Саввы Ямщикова: Музей друзей» вновь помогла мне. Поскольку она затрагивает весь круг вопросов, которыми я занималась последние месяцы и годы.
Савва Ямщиков писал о друзьях. Друзья писали портреты Саввы. И этих портретов получилось много. И время разное . И индивидуален взгляд каждого конкретного художника.
Мне это представилось очень интересным. И я решила воспроизвести весь ряд портретов, написанных друзьями Саввы Ямщикова, из его книги о «Музее друзей».
Мне более других понравился портрет руки художника В.Маслова, в художественное творчество которого был влюблен директор Большого театра Владимир Васильев .
Сам Савва Ямщиков пишет о нем так:
«…Я диву давался , как этот драгоценный самородок всего за один «бутылёк» отдает налетавшим на него, словно саранча, алчным «маршанам» свои неповторимые работы. …Но Бог не дал погибнуть ему от пьянства, подарив знакомство с замечательной женщиной, разведенной тогда с чувашским поэтом Айги и воспитывающей двух сыновей… Вместо рвачей появились истинные почитатели таланта Маслова: мой друг Володя Васильев, буквально влюблённый в своего тезку; замечательный футболист Сергей Семак с женой-искусствоведом, директор банка «Банка на Красных воротах» Александр Петров, коллекционер Александр Ващенко…»
Другом Айги, супругой которого была красавица Наташа, является Николай Дронников.
В год Франции в России я писала о его выставке в Москве.
«Париж - Москва: выставка «летописца Русской эмиграции» Николая Дронникова» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=513
Вот так все сложно переплетается в этом мире талантливых людей.
Я обратила внимание и на слова Саввы Ямщикова, посвященные Татьяне Назаренко. Потому что саму художницу выделила по той же причине, по которой на неё обратил внимание и сам Савва Ямщиков.
«Первая увиденная мной работа молодой, но уже пользующейся большой популярностью художницы Назаренко привлекла использованием в изображении её беседующих друзей портрета Елизаветы Черевиной , написанного только что возвращенного нами из забвения мастером XVIII века Григорием Островским. Решение поместить молодую солигаличскую дворянку в компанию современников отказалось мне серьёзной попыткой рассказать о важности памяти о прошлом, без которой трудно жить и творить в настоящем….Вскоре в Центральном доме художника, пользуясь поддержкой его директора великого В.А.Пушкарева, я устроил однодневную выставку «программной» работы Назаренко « А.В.Суворов , везущий в Москву пленного Емельяна Пугачева».
Позже, их пути разошлись. Возможно и потому, что решение поместить дочь Марии Михайловны Черевиной - Елизавету Черевину среди современников и друзей художницы, со стороны Т.Назаренко было , скорее, «пиартехнологическим приемом», чем последовательной эволюцией в понимании важности памяти о прошлом.
Это - подобно встраиванию чужих , уже получивших известность текстов, в текст нового автора . Или публикации «свежего автора» в обрамлении популярных текстов, либо текстов , где развиты образы, которые он хочет перенести на себя. Подобный пример раскручивания сайта на моих текстах, с целью быстрой популяризации новых фигур в политике , приводился мною в статье : «Лебединое озеро ГКЧП-2», «Черная Лента 22», «Дама Света»: они готовятся идти через «Апокалипсис»… http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=664.
Выводили «в свет» для США С.Пеунову, которая после меня занялась темами, обозначенными в мною в «Проекте Счастья», без ссылок на мои исследования («Проект Счастья» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=30&PubID=94 ).
Поэтому, когда я взялась читать книгу Саввы Ямщикова, то меня одновременно интересовал вопрос и о плагиате при иллюстрации чужих текстов. А также о том, как разделяются авторские права между автором текста и автором иллюстраций. И каковы права реставратора ?
Ведь после того , как Савва Ямщиков реставрировал портреты , найденные в дворянской усадьбе Нероново, Солигаличскому музею потребовалось не мало усилий, чтобы оставить эту коллекцию в провинциальном музее.
Аналогичная ситуация была и с реставрацией мультипликационных фильмов, которую организовал Олег Видов.
Ответы на эти вопросы далеко не очевидные.
Особенно, когда речь идет о политике.
Тему о политической карикатуре и иллюстрации, т.е. иллюстрации к политическим статьям и программным текстам политиков, я хотела поднять и , в целом, в связи с политической ситуацией в России («Ямочный ремонт» и Канны. Об авторстве на иллюстрации к чужим «политическим продуктам» и «подменах» в Стрит-арт» http://yaroslavova.livejournal.com/218272.html ).
Художники сейчас втягиваются в политику по нескольким причинам:
В связи с непосредственным их участием в политическом Арт-Стрит и политической рекламе.
В связи с тем, что художники , втянутые в политику, занимаются плагиатом, произведений тех, кто от политики дистанцируется, чем нарушают их права, при этом ещё и подставляют их, вынуждая реагировать на происходящее.
В связи с тем, что формат «Не надо читать - надо смотреть» привел к спросу на то, чтобы передавать посыл - «забывшим чтение», хотя бы с помощью картинок. Т.е. языком «Букваря»
Подвигает к организации разговора с помощью картинок и прослушка телефонов, и необходимость обойти цензуру, следствием чего являются попытки перейти в политическом разговоре на язык символов. Правда символизм получается – примитивный.
Спрос на «политические картинки» это – спрос богатых, которые не могут выступить с политической речью , не говоря уже о том, чтобы создать её, но готовы много платить за картинки и образы, в которые их нарядят и которым их обрамят.
Т.е. за декорацию фона политика и декорацию их костюма много платят.
Соответственно это порождает воровство , именуемое плагиатом, когда речь идет об интеллектуальной собственности.
А также коммерческую и политическую разведку , в которую вовлечены все, кто причастен к миру художников, включая тех, кто о них пишет или знаком.
Вследствие сказанного выше, меня интересовало в целом, происходящее в мире художников, в т.ч. художников театров, кинематографа, балета, также как и в самом театре, и одновременно - в Арт-Стрит.
И, безусловно, помогла мне в этом книга «Собрание Саввы Ямщикова «Музей друзей», написанная человеком, который посвятил свою жизнь «спасению красоты, охране памятников истории и культуры, реставрации художественных шедевров», как написал о нем В.Янин.
Надо сказать, что тему политики затронул и сам Савва Ямщиков.
При этом, его книга политически актуальна и сегодня , потому что в ней упоминается и на днях уволенный Гельман, и Швыдкой, и история увольнения с должности директора Большого театра «Царя мирового Балета» Владимира Васильева, опять же, «шоу-министром Швыдким», и «американские холуи» , и многие иные ньюсмейкеры современной российской действительности. ( «Марата Гельмана уволили с поста директора "Музея современного искусства" http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=37&PubID=26253 ).
Информационный повод для подобной статьи возникал уже не один раз , когда призы за визуализацию публикаций о «Ямочном ремонте» присуждались сначала в Москве , а в июне этого года - за пределами России в Каннах :
«Половину российских номинаций на «Каннские львы» собрала скандально известная рекламная кампания из Екатеринбурга» http://www.znak.com/urfo/news/2013-06-17/1007288.html
Речь идет об иллюстрации к тюменским критическим публикациям и аналитическим материалам по «Ямочному ремонту», которые делались в Тюмени задолго до призов в Каннах и Москве. Смысл этих публикаций был в том, что эта тема «вопиет». Что это маркер и главный признак чиновника, не способного управлять территорией. Причем в течение, более чем, 10 лет я возвращалась к этой проблеме неоднократно.
Автором текста, являюсь я. И этот текст создавался более 15 лет . «Москва, как «прицепной вагон» «паровоза» Тюменской городской Думы и ЦСРР ТО. Тренды экономики и политики» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=714
…
А сюжет с А.Пановой, пример которой упоминается в этой публикации, обращает на себя внимание ещё и потому , что как раз она глубоко инкорпорирована в мир художников.
Её личным другом , от которого она ждала ребенка, является екатеринбургский политик Евгений Ройзман, создавший музей Невьянских икон. Он известный коллекционер.
Однако если Савва Ямщиков был реставратором, действующим от имени государства, то для Евгения Ройзмана , его коллекционирование - это частный проект. Возможно, он выступает, как консультант в этом мире, для состоятельных людей, создающих свои личные коллекции.
Т.е. именно эта «семья» уральских политиков, которая гордится сейчас призами в Каннах за политическую карикатуру о «Ямочном ремонте», совмещает политику, вовлеченность в мир художников и «информационные войны» («Аксана и два Жени» http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=48&PubID=26197 )
Отсюда и моя задумчивость.
К тому же я выступаю против нарколечебниц в храмах и церквях, даже если это прикрывается участием наркоманов в реставрации ( «К 130-летию ФСО родовое имение первого руководителя охраны императора - легендарное Нероново продали за 594 тыс. руб. для «реабилитации наркоманов» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=636 )
Тогда как Евгений Ройзман, судя по публикации , идет этим путем.
Но подобное недопустимое соседство привело, в частности, к тому, что в усадьбе «Нероново» Марии Михайловны Ярославовой – Черевиной исчезла драгоценная икона, стоимость которой оценивается в пол миллиона долларов. По одной из версий, её нелегально вывезли в район Красной поляны. А это была икона знаменитого Черевина! («Воры в законе» из ярославской Толги… («Сибирские колонии, похожие на дома терпимости». Попы - конокрады и «нравственное влияние дикарей» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=793 ).
….Далее, я представлю слово самому «Савве Ямщику» и привожу некоторые его посвящения своим друзьям, выбранные мною так, что они отвечают на вопросы, поставленные мною выше.
Продолжение по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=855