Categories:

С.Ямщиков и Мир художников, вовлекаемых в политику. Об авторстве на "политическую иллюстрацию"

© Н.Б. Ярославова - Чистякова

Полный  текст  с иллюстрациями    по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=855
У  меня  есть  чувство  большой благодарности к  Савве Ямщикову,    реставрировавшему     нероновские   портреты   Михаила  Ивановича  Ярославова,   его  сына   Алексея  Михайловича  Ярославова и      дочери  Марии  Михайловны  Ярославовой,  получившие,  после  этой реставрации,    большую известность и  ставшие   для меня   точкой опоры в  моем  родовом поиске  («Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново…» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=374 ).
Хотя,    надо сказать,  что долгое  время,           участие  Саввы  Ямщикова в      реставрации  портретов дворян    Ярославовых      из усадьбы «Нероново» - Костромского   Версаля, казалось мне       просто  везением.   Вот так повезло,   что     известный реставратор     вёл в провинциальных  городах  поиск    картин, таких как  «Солигаличские  находки»,    и среди них,  «между прочим» ,   оказались   портреты   Ярославовых.
Солигаличскую историю, замечу,   и преподносили   изначально   так, что  крепостной  художник  «самородок»     Г.Островский  прославил  «никому не известных Ярославовых».    Однако такую    подачу   этих портретов   я   не приняла  сразу,       поскольку  знаю Ярославовых, и  знаю  различие  между  славой и популярностью.
Сейчас же,  когда     я    побывала  в Вологде, Кириллово, Ферапонтово, Ярославле, Пскове,  поработала  в архивах  Рыбинска  и Петербурга,  а  также  с другими ценными  архивными материалами,  и одновременно   узнала новые  факты  из  биографии   Саввы  Ямщикова,  поняла, что        вот эта   «личная встреча»   знаменитого  реставратора   и портретов  дворян-бояр Ярославовых  была  предопределена.
Михаил  Иванович   Ярославов, согласно     документам архивов «…с 30 мая 1741 года – был флигель - адъютант капитанского чина у генерала Андрея Ивановича Ушакова, с 1 августа 1747 года - на должности генерал адъютанта премьер-майорского чина у генерал-аншефа и лейб-гвардии полковника Степана Федоровича Апраксина»  ( «Рюрики Ярославовы: Оболенские, Тверские и Мстиславичи» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=785 )
Алексей  Михайлович   Ярославов – собственник   усадьбы   Коралово в Звенигороде, которую    в  90-х годах   XX века купил  М.Б.Ходорковский («Тайное «Общество Невидимых» и единый Славянский корень: Иван Ярославов и два олигарха Михаила»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=452 )
Мария  Михайловна   Ярославова ( Черевина )  - собственница Костромской  усадьбы «Нероново».  Её потомок  - основатель ФСО  («Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)?» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=448)
К  встрече  этой,   одновременно,        вели  и  важные  вехи     жизненного пути  Саввы  Ямщикова , которые  он сам выделил     в его книге «Собрание Саввы  Ямщикова: Музей  друзей».
Четверть века   Савва  Ямщиков   проработал    во Всероссийском  реставрационном   центре, располагавшемся в   Марфо-Мариинской  обители  -  бывшем сестричестве  св. княгини  Елизаветы.   Я же     родилась   в  с. Николо-Березовка, которое    Великая  княгиня Елизавета Федоровна  - основательница      Марфо-Мариинской    обители    не только    посетила   дважды, но и   просила       этот  Удел   Русского Николы  под свое   покровительство  от  Николая II,  и стала таким  официальным покровителем по решению императора.
Т.е. место,   где  я родилась, где вырос мой отец Борис Ярославов, где  похоронен  мой дед  Роман  Ярославов   и где   за    четыре века    до этого  была   явлена Березовская  чудотворная икона  Николы  Закамского,  связано  с Марфо-Мариинской  обителью Великой княгини    Елизаветы  Федоровны  Романовой, где ,  как  уже сказано,   25 лет в реставрационной  мастерской  проработал      Савва  Ямщиков  («Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=463 )
И  именно икона Николы  Закамского  помогла мне    сделать первые  шаги в моем  поиске,  когда   я  ещё даже не знала   о портретах  дворян Ярославовых, реставрированных  Саввой  Ямщиковым («Вторая жизнь с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=102 )
Подобным  же   «коренным образом» ,   судьба   Саввы   Ямщикова связана и  с Псковом,       где дважды   Князем Пскова был   родоначальник  Князей Ярославовых - Ярослав  Васильевич  Оболенский  («Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани, Храмостроитель и Победитель Магистра Борха» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=850 )
Поэтому,  цитируя   ниже,    слова  Саввы  Ямщикова  , посвященные  его  друзьям,  коллекционерам, художникам,  реставраторам, из его  книги «Музей  друзей»   я воспроизвела и  его  боль   о  Пскове:
«Сегодня древний Псков – моя боль, печаль и надежда  на его чудесное спасение.   …Мне особенно  страшно  наблюдать разрушаемый сегодня  Псков, ибо я вспоминаю  период  его  возрождения   из руин   после войны … Я  стою  у знаменитой на весь мир Покровской  башни….;  вижу сотни  особняков  мавритано-испанского» стиля, так почитаемого новыми хозяевами… Слёзы  подступают к  глазам,  перехватывает  дыхание, а  в ушах слышны    звуки  первой части Седьмой   Симфонии  Шостаковича , так  образно передающих  топот  марширующих  нацистских  захватчиков…» ( «Петродворец и Юбиляры … «Увы! Волшебный сад изрублен, мертвы источники с живой водой и праздник человечества поруган свирепой чужеземною ордой!» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=844) .
Псковская  эпоха  Саввы   Ямщикова,   как  теперь   видится,   намного более  значительна , чем  его  деятельность в  Ярославле   или Костроме.
Этим, видимо, и  объясняется тот  факт , что книгу  Саввы Ямщикова «Искусство   Ярославской и  Костромской  земель XIV-XX веков».  Поиски, находки, открытия (1963-2003 год) я  увидела и купила  первой  в    книжной  лавке   Псковского Кремля , немало  удивившись тому, что   Псков  начинается  для меня  с  напоминания    о Ярославле и Костроме.   (  «Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России»  http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=840 ).
Псков      в эту первую поездку  и открылся для меня     с «Саввиной  стороны», через Савво-Крыпецкий  Иоанно-Богословский  монастырь, основанный  при    князе    Ярославе Васильевиче  Оболенском;  через Савву  Крыпецкого, пришедшего в Псков  из  афонского  Хиландара  Саввы  Сербского, и Савву  Освещенного, основателя известной  Лавры  на  берегу  реки Иоардан,    в Палестине  ( «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»  http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=832 ).
Оценив   по-новому   помощь      Саввы  Ямщикова    в моем   поиске,    уже    в дни своей   второй  поездки в Псков,   я искала  книги конкретно -  Саввы  Ямщикова.
И купленная  мною книга   «Собрание Саввы  Ямщикова: Музей  друзей» вновь  помогла  мне.   Поскольку  она   затрагивает  весь круг  вопросов, которыми    я  занималась  последние  месяцы и годы.
Савва   Ямщиков  писал  о друзьях.  Друзья  писали  портреты   Саввы. И  этих портретов  получилось много.   И время   разное  . И   индивидуален    взгляд каждого   конкретного   художника.
Мне  это  представилось очень       интересным.   И я решила  воспроизвести  весь    ряд  портретов, написанных   друзьями  Саввы  Ямщикова,  из его книги  о  «Музее друзей».
Мне  более  других понравился   портрет  руки   художника  В.Маслова, в  художественное  творчество  которого был     влюблен директор Большого театра  Владимир Васильев .
Сам  Савва  Ямщиков  пишет о  нем так:
«…Я  диву  давался  , как этот драгоценный  самородок   всего  за один  «бутылёк» отдает   налетавшим на него, словно   саранча, алчным «маршанам»  свои неповторимые работы. …Но Бог  не  дал   погибнуть ему от пьянства,  подарив  знакомство  с  замечательной  женщиной, разведенной тогда  с чувашским   поэтом  Айги и воспитывающей  двух сыновей… Вместо рвачей  появились  истинные   почитатели таланта  Маслова: мой друг   Володя  Васильев, буквально  влюблённый  в своего тезку;  замечательный     футболист Сергей  Семак с женой-искусствоведом, директор банка   «Банка  на Красных воротах»  Александр    Петров,   коллекционер  Александр  Ващенко…»
Другом   Айги,  супругой     которого была  красавица Наташа,   является      Николай  Дронников.
В  год   Франции в  России  я писала   о его выставке  в Москве.
«Париж - Москва: выставка «летописца Русской эмиграции» Николая Дронникова»    http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=513
Вот так   все  сложно  переплетается  в этом мире   талантливых людей.
Я обратила внимание   и на  слова  Саввы   Ямщикова, посвященные  Татьяне  Назаренко. Потому что   саму  художницу   выделила по той  же причине,  по которой  на неё обратил  внимание  и сам   Савва  Ямщиков.
«Первая  увиденная     мной работа  молодой, но уже пользующейся  большой  популярностью  художницы     Назаренко привлекла    использованием в   изображении  её  беседующих друзей   портрета  Елизаветы  Черевиной  , написанного    только  что возвращенного нами из  забвения  мастером  XVIII  века  Григорием Островским. Решение поместить  молодую  солигаличскую дворянку    в компанию   современников  отказалось мне    серьёзной  попыткой   рассказать  о важности памяти    о прошлом,   без которой  трудно жить  и творить в настоящем….Вскоре в  Центральном   доме художника,    пользуясь   поддержкой   его директора   великого В.А.Пушкарева, я устроил  однодневную выставку  «программной» работы        Назаренко  « А.В.Суворов , везущий  в Москву  пленного Емельяна  Пугачева».
Позже,     их пути разошлись.   Возможно и потому, что решение поместить  дочь  Марии  Михайловны Черевиной   - Елизавету    Черевину    среди    современников и друзей  художницы, со стороны     Т.Назаренко   было , скорее,  «пиартехнологическим приемом»,  чем последовательной   эволюцией  в понимании    важности памяти    о прошлом.
Это -  подобно встраиванию  чужих ,  уже получивших известность текстов, в текст нового автора . Или   публикации  «свежего  автора»    в обрамлении  популярных текстов,   либо   текстов  ,  где развиты  образы, которые он хочет перенести на себя.        Подобный  пример  раскручивания   сайта на моих текстах,  с целью  быстрой    популяризации  новых фигур  в политике  , приводился   мною в  статье : «Лебединое озеро ГКЧП-2», «Черная Лента 22», «Дама Света»: они готовятся идти через «Апокалипсис»… http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=664.
Выводили  «в свет»  для США  С.Пеунову,   которая после меня  занялась   темами,  обозначенными в мною  в «Проекте Счастья»,  без ссылок на мои исследования  («Проект Счастья»   http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=30&PubID=94 ).
Поэтому,    когда   я    взялась  читать  книгу  Саввы Ямщикова, то меня  одновременно интересовал    вопрос и   о плагиате  при   иллюстрации  чужих текстов.   А также о том, как  разделяются  авторские права между  автором текста  и автором  иллюстраций.  И   каковы   права реставратора ?
Ведь   после того  , как Савва    Ямщиков реставрировал  портреты       , найденные  в  дворянской  усадьбе  Нероново,     Солигаличскому музею потребовалось   не   мало усилий,  чтобы    оставить  эту    коллекцию в  провинциальном музее.
Аналогичная ситуация  была  и  с реставрацией  мультипликационных фильмов,  которую организовал   Олег  Видов.
Ответы на  эти  вопросы    далеко не очевидные.
Особенно,   когда речь  идет о политике.
Тему   о   политической  карикатуре и иллюстрации,  т.е.  иллюстрации к    политическим  статьям      и  программным  текстам  политиков, я  хотела   поднять   и ,  в целом,   в  связи с  политической  ситуацией в  России («Ямочный ремонт» и Канны. Об авторстве на иллюстрации к чужим «политическим продуктам» и  «подменах»  в  Стрит-арт» http://yaroslavova.livejournal.com/218272.html ).
Художники  сейчас  втягиваются в  политику     по нескольким  причинам:
В связи с    непосредственным   их участием  в   политическом    Арт-Стрит и  политической   рекламе.
В связи  с  тем,  что  художники , втянутые в политику, занимаются плагиатом,   произведений  тех, кто от политики   дистанцируется, чем нарушают  их права,   при этом   ещё   и подставляют их,  вынуждая  реагировать  на   происходящее.
В  связи  с тем, что формат «Не надо читать  - надо смотреть»        привел к спросу на  то, чтобы передавать посыл   -  «забывшим чтение»,  хотя  бы   с помощью   картинок. Т.е.   языком «Букваря»
Подвигает к  организации разговора         с помощью картинок  и  прослушка телефонов, и необходимость  обойти  цензуру, следствием чего  являются  попытки   перейти  в политическом разговоре  на  язык   символов.   Правда  символизм  получается – примитивный.
Спрос   на «политические картинки»  это – спрос богатых, которые не могут     выступить с  политической речью  , не говоря  уже о том, чтобы  создать её,  но   готовы     много платить   за  картинки и образы,  в которые их нарядят и которым их обрамят.
Т.е.   за декорацию фона  политика и декорацию их костюма  много  платят.
Соответственно  это порождает   воровство ,   именуемое  плагиатом, когда речь идет об интеллектуальной  собственности.
А  также  коммерческую и политическую разведку  , в которую вовлечены  все, кто  причастен к миру   художников, включая  тех, кто о них пишет или знаком.
Вследствие сказанного выше,    меня интересовало   в  целом, происходящее     в     мире  художников, в т.ч.  художников  театров,     кинематографа, балета,  также  как и в самом театре, и одновременно -   в  Арт-Стрит.  
И, безусловно,   помогла  мне    в этом  книга   «Собрание  Саввы  Ямщикова «Музей  друзей»,  написанная  человеком, который   посвятил свою  жизнь «спасению красоты, охране  памятников  истории и культуры, реставрации   художественных  шедевров», как  написал о нем В.Янин.
Надо  сказать, что тему  политики  затронул и сам  Савва  Ямщиков.
При  этом,   его    книга  политически   актуальна  и сегодня , потому что в ней  упоминается и   на днях уволенный    Гельман,     и    Швыдкой,     и    история  увольнения  с должности директора  Большого  театра  «Царя  мирового  Балета» Владимира  Васильева,  опять  же,   «шоу-министром   Швыдким»,   и «американские  холуи»  , и многие иные   ньюсмейкеры  современной российской  действительности. (  «Марата Гельмана уволили с поста директора "Музея современного искусства" http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=37&PubID=26253 ).
Информационный  повод  для   подобной  статьи     возникал  уже не один раз , когда      призы     за визуализацию публикаций о «Ямочном ремонте»   присуждались сначала  в Москве , а в  июне  этого года  -  за пределами  России в Каннах :
«Половину российских номинаций на «Каннские львы» собрала скандально известная рекламная кампания из Екатеринбурга»  http://www.znak.com/urfo/news/2013-06-17/1007288.html
Речь  идет об  иллюстрации     к  тюменским  критическим публикациям и    аналитическим материалам   по  «Ямочному ремонту»,  которые  делались в Тюмени  задолго до   призов  в Каннах и Москве.   Смысл  этих публикаций  был в том, что эта  тема «вопиет». Что  это маркер  и  главный  признак      чиновника, не  способного управлять территорией.    Причем  в течение, более  чем,   10 лет    я возвращалась к этой  проблеме  неоднократно.
Автором  текста,     являюсь я.  И  этот  текст создавался   более   15 лет .   «Москва, как «прицепной вагон» «паровоза» Тюменской городской Думы и ЦСРР ТО. Тренды экономики и политики» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=714
А сюжет   с А.Пановой,  пример  которой  упоминается в этой   публикации,   обращает    на себя    внимание ещё  и   потому , что  как раз  она    глубоко инкорпорирована  в мир художников.
Её   личным другом , от которого она  ждала ребенка,    является  екатеринбургский   политик  Евгений  Ройзман, создавший  музей  Невьянских икон.  Он  известный   коллекционер.
Однако если   Савва Ямщиков был реставратором, действующим от  имени государства, то   для  Евгения Ройзмана , его  коллекционирование  -  это частный  проект.  Возможно,  он выступает, как консультант       в этом  мире,  для состоятельных людей,   создающих свои  личные   коллекции.
Т.е. именно эта  «семья»  уральских политиков,   которая  гордится  сейчас призами в Каннах  за  политическую карикатуру о «Ямочном ремонте», совмещает политику,  вовлеченность    в мир  художников   и  «информационные войны»  («Аксана и два Жени» http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=48&PubID=26197 )
Отсюда и моя  задумчивость.
К  тому же  я  выступаю против    нарколечебниц  в  храмах и церквях,   даже  если это прикрывается   участием наркоманов  в реставрации   ( «К 130-летию ФСО родовое имение первого руководителя охраны императора - легендарное Нероново продали за 594 тыс. руб. для «реабилитации наркоманов» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=636 )
Тогда как Евгений Ройзман,    судя  по публикации , идет  этим путем.
Но подобное  недопустимое соседство   привело, в частности,   к тому, что   в усадьбе   «Нероново»    Марии Михайловны  Ярославовой – Черевиной исчезла драгоценная икона, стоимость которой  оценивается  в пол  миллиона  долларов.   По  одной  из версий,  её  нелегально   вывезли в  район  Красной поляны.  А это была икона  знаменитого Черевина! («Воры в законе» из ярославской Толги…  («Сибирские колонии, похожие на дома терпимости». Попы - конокрады и «нравственное влияние дикарей» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=793 ).
….Далее,    я представлю  слово   самому   «Савве  Ямщику» и привожу  некоторые  его посвящения  своим друзьям, выбранные  мною так, что   они отвечают на вопросы,  поставленные  мною выше.

Продолжение  по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=855