Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь ,
контролировавший Перевоз через реку Белую
© Наталья Ярославова-Чистякова
31 мая -1 июня 2012 года
Полный текст с иллюстрациями по ссылке http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=718
Ч.1. http://yaroslavova.livejournal.com/141705.html#comments
….Итоги многолетних исследований и археологических раскопок Руфа Игнатьева обобщены в труде «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ (Уфимский и Оренбургский период) 1866–1868 годы».
Для меня в них особо интересным является упоминание старосты Клима Ярославова , арендовавшего бирский Перевоза через реку Белую .
И эта история в изложении Руфа Игнатьева звучит так:
«Факты о том, что в Бирске была торговля в XVII веке, об этом находим в Палаты XVII века, а именно в документах : «об отдаче в аренду перевоза под Бирским городком в 1685, 1686, 1687 и 1688 годах уфимским пешим казакам Квасову и Сапожникову и старосте Климу Ярославову. За аренду в год платилось в казну по 2 рубли с полтиною и 2 деньги. Бирские стрельцы занимались хлебопашеством, как это видно из тех же документов бывших Уфимской воеводской канцелярии и приказной палаты, именно: росписи стрелецким землям 1678 года, челобитья 1681 года бирского стрельца Кондырева, поверенного от стрельцов, об отводе ему с товарищами около города 679 дес. Мещерякской земли; описи стрелецким землям 1681, 1687, 1691 годов подъячего Афонасия Костырева»…
Итак, Клим Ярославовов был Бирским старостой!
Он жил в районе Бирска , где в начале XX века , повторю, родился мой дед Роман Васильевич Ярославов, крещеный в честь Романа Сладкопевца , в день Покрова Божией Матери.
В 1685, 1686, 1687 и 1688 годах староста Климент Ярославов арендовал перевоз через реку Белую под Бирском вместе с пешими казаками Квасовым и Сапожниковым. …
В истории о бирском старосте Климе Ярославове выделю два ключевых слова: Староста и Перевоз.
Для того, чтобы понять : кто такой был Староста в XVII веке скажу, что нижегородским старостой был купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную известность как “выборный от всея земли человек”.
Старосты подчинялись воеводам. «Воевода — высшая инстанция и в решении всех гражданских дел. Более же всего он обязан был заботиться о том, чтобы все до копеечки доходы государевы своевременно доставлялись в казну.
Вторым лицом в городе был староста, который ведал уголовными делами. Резиденция старосты, губная изба , размещалась в крепости» ( «От приказов, до воинских присутствий . Становление государства Московского» http://pamyat.kurganobl.ru/pages_doc/22.pdf )
Особо обращу внимание на то, что старосту выбирали городские и уездные дворяне.
Из этого следует однозначный вывод о том, что староста Клим Ярославов был дворянином.
Добавлю к этой информации и следующие важные выводы Руфа Игнатьева :
«В Уфе, как видим из дел воеводской канцелярии и приказной палаты, торговали
стрельцы, арендовали земли и перевозы: точно тоже, конечно, в силу законных привиллегий, могли делать и делали Бирские стрельцы.
Нет сомнения, что всякая промышленность, какая только могла быть в Бирском городке, как-то: сбыт хлеба, постройка судов и пр. была в руках стрельцов, как это было в
самой Москве и во всех городах, где только были стрельцы, везде захватившие себе торговлю и промыслы. Закон, делая звания стрельца наследственным, освобождал его от всяких повинностей; торговать они имели право безпошлинно …»
Таким образом, Климент Ярославов, судя по тому , что он арендовал перевоз , мог быть и стрельцом.
Напомню, что главой стрельцов в эти годы был боярин Артамон Матвеев (Ярославов-Медведев) , руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича («От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I», Ч.1 http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=586 )
Что касается роли речных перевозов….
В Башкирии , в те времена, когда Бирский перевоз держал в аренде староста Клим Ярославов, контроль перевоза считался большой привилегией и был связан, как правило , с благодарностью за покорение закамских земель.
«Московское правительство, устроив в далекой Башкирии Уфимскую крепость и при ней город, в первую очередь поспешило за всевозможные "заслуги" раздать окрестные земли посланным в Уфу "на государеву службу" служилым людям, включительно до "ратных людей" - стрельцов, пушкарей, казаков. "О праве собственности башкир на жалуемую землю не могло быть и речи" - признает уфимский дворянский историк В. Новиков в своих "Материалах для истории уфимского дворянства"
«Не всем, например, давались такие награды на пропитание за "заслуги", как стрельцу Дудкину, получившему "за раны" во владение по старой памяти, так и называемый до сего времени и находящийся в 4 верстах от города Уфы "Дудкин перевоз" на реке Уфимке. Таким образом, прапрадед существовавшей до последнего времени фамилии уфимских дворян Дудкиных снискивал себе пропитание по "царской милости" тем, что … переправлял через реку на пароме на крепостную сторону башкир, ездивших к уфимскому воеводе»
История о «дудкином перевозе» рассказана в исследовании «Очерки из истории колонизации Башкирии» http://bashkirs.narod.ru/ischer.htm, где кстати говорится о том, что Бирск был первым русским городом на территории Башкирии.
Таким образом, контроль перевоза под Бирском , через реку Белую, которым обладал староста Клим Ярославов, мог быть ещё и важной наградой.
Доход от Бирского перевоза уже в XIX веке поступал в Бирскую казну и указывается в ней одним из первых, о чем пишет Р.Игнатьев : «В доход города, поступает с перевоза чрез р. Белую, за места, занимаемые 4 кузницами, 2 складочными амбарами, 1 ветреною мельницею, 2 пчельниками и 11 гумнами; кроме того, отдаётся в арендное содержание на 12 лет водяная толчея и 2 примкнутые мельничные плотины…».
Можно предположить, что в XVII веке , когда перевоз через реку Белую арендовал староста Клим Ярославов, деньги от аренды тоже поступали на нужды города Бирска, ну а прибыль , как я понимаю, - Бирскому старосте Климу Ярославову и пешим казакам Квасову и Сапожникову.
Стратегическим и ключевым перевозом был также - перевоз через реку Белую около Уфы , который контролировал мужской Уфимский Сергиев монастырь. Это первый монастырь башкирского края , основанный в конце 1570-х годов выходцами из Троице-Сергиева монастыря.
Поскольку Троице-Сергиева Лавра появилась первая за рекой Камой в башкирских землях, то ещё раз обращу внимание , что игуменом Троице-Сергиевой Лавры во времена царя Ивана III был старец-нестяжатель Паисий (Ярославов) – воспреемник детей и духовник царя Ивана III, при котором «пала» Казань , что привело к бегству Абирских ханов на Кавказ («Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=378 ).
Избранные монастыри уделяли очень большое внимание контролю перевозов. Причем перевоз отдавал в содержание , как правило, лично Царь.
Так, в частности, было с перевозом под Костромой, когда такой перевоз через реку был отдан Ипатьевскому монастырю,
«Русские государи свидетельствовали свое усердие к обители св. Ипатия жалованными грамотами и вкладами. Ряд таких грамот восходит к 1443 г., когда великий князь Василий Васильевич Темный (отец Ивана III), в память заключенного им в Ипатьевском монастыре мира с своим двоюродным братом Василием Косым, даровал монастырю, по просьбе игумена Феогноста, право на пользование перевозом через реку Кострому, под монастырем, с запрещением устраивать переправу выше и ниже обители. Это право было подтверждено за обителью грамотою царя Иоанна Васильевича Грозного в 1537 году; затем, грамотами царя Феодора Иоанновича от 1586, 1592, 1594 и 1595 г.г. монастырю были дарованы права на владение и рыбными ловлями по рекам Волге и Костроме….» («Основание Ипатьевского монастыря» http://kostromka.ru/ipatievsky/6.php )
Судебный спор о перевозе на реке Перерве между монахами Снятогорского монастыря и сябрами , решал в конце XV века и боярин Михаил Чет – сын Псковского князя Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых-Оболенских , последние из которых жили в Рязани ( «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=520) .
История с перевозами имеет отношение и к названию церкви Никола-Перевоз
В статье «Древний Суздальский тракт» http://www.avtomatik.com/c-c-h-d-e/index.html история этого перевоза описывается так:
«Ранее по Которосли от Волги из Ярославля до села Николо-Перевоз был водный судоходный путь. Село Николо-Перевоз звали "при трёх водах", т.к. оно стоит на высоком берегу при слиянии рек Устье и Векса, которые образуют исток реки Которосль. Расположено оно несколько в стороне от Суздальского тракта, на его участке, идущем вдоль озера Неро
В 1434 году около Николы-Перевоза сошлись в бою войска князей Юрия Дмитриевича и Василия Васильевича, дяди и племянника. После победы под Николо-Перевозом в том же 1434 году Юрий стал великим князем.
И именно князем Юрием в Троице-Сергиевой лавре построен собор Троицы, где почивают мощи его крёстного отца Сергия Радонежского собеседника Саввы Сторожевского.
Рядом с этим Никольским перевозом находится Белогостицкий монастырь и село Сулость, где жила дочь Дмитрия Донского
Подчеркнём, что село Сулость, также как село Николо-Перевоз, связанные с семьёй великого князя Дмитрия Ивановича, располагаются на Суздальском тракте» - пишет автор цитируемой мною статьи.
В связи с этой историей не могу не заметить того, что Ярославовы в Мышкине были в родстве с Белогостицкими. В частности, Белогостицкой в браке была дочь Дмитрия Платоновича Ярославова - Мария Дмитриевна Ярославова –Белогостицкая («Реставрация имен, икон и родства: Ярославовы, Платовы и Платоновы» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=551 )
Сулостью также владел полковник Ярославов вместе с князем Голицыным. При этом , «река Сула напоминает и другую «глиняную реку» Сулу, близ озера Неро, на которой стоит село Сулость, находившееся в совместном владении полковника Ярославова и С.М.Голицына, в Ростовском районе Ярославской области. Напоминает оно также и дочку «Прозору - Сулу», т.е. пророчицу из рассказа про её отца князя-волшебника, жившего в этом селе Сулость , где с неба падали «золотые инсигнии власти» («М.Прохоров «переписал сценарий» и отдал премию Вишневецким из Ярославовых и Петербургу» http://yaroslavova.livejournal.com/118690.html )
Совладельцу Сулости С.М.Голицыну принадлежало и имение Влахенское (Кузьминки). Упоминаю об этом по той причине, что именно Влахернский храм любил Роман Сладкопевец , которому Богородица в один день дала Знание, на обретение которого нужна целая жизнь ( «Под покровом Пресвятой Богородицы: история Романа Сладкопевца» http://www.st-tatiana.ru/text/28191.html) .
«И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого» («Покров Пресвятой Богородицы» http://tzarskiy-khram.narod.ru/pok.html)
Во всех этих историях о Перевозах , особое внимание обращает на себя тот факт, что интерес к ним проявляли, в первую очередь , потомки мурзы Чета , а также Троице-Сергиева Лавра , основанная Сергием Радонежским , где игуменом в XY веке был лидер заволжских старцев нестяжателей Паисий (Ярославов).
Т.е. есть в этой теме Перевозов и глубокий религиозный контекст, изображенный, например, на картине «Харон перевозит души через реку Стикс»..
Эта картина напомнила мне и другой Перевоз . Только один раз в год 7 июля – в Рождество Иоанна Предтечи, называемое мною ещё днем Моста Лебедя могут соединиться Небесная Ткачиха и Пастух, переправившись через небесную реку, известную, как Млечный путь ( «Четыре ЯН: Натальи Ярославовы и их Михаилы … От XIII до XXI века» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=558 )
В обсуждаемом контексте, конечно, имеет большое значение , что Уфимский Сергиев монастырь - это отрасль Троице-Сергиевой главы , в Башкирии.
В целом, последовательность появления в Башкирии православных монастырей, обителей и храмов описана в статье «Православие на Южном Урале до возникновения Уфимской епархии» (14.02.12) http://posredi.ru/blog02_16Pravoslavie_na_Urale.html
… раскол между нестяжателями и иосифлянами привел к тому, что нестяжатели отправились по рекам в Башкирию , где сначала селились в пещерах, на крутых склонах гор. Питались они, как отмечают исследователи краеведы, грибами и рыбой.
Полагаю, что рыбная ловля интересовала монастыри и по этой причине.
При этом, мне видится важным и то, что горный геолог и историк В.Н. Татищев использовал для своей классификации и такой признак , как питание, выделяя тех, кто наследственно предпочитал питаться рыбой. Сравнивая привычки и предпочтения Ярославовых в разных ветках, мы обратили внимание на их любовь к сбору грибов и ряпушке-селедке. … Возможно, это тоже следы нестяжательства или проживания рядом с ними.
В цитируемой статье не упомянута церковь села Николо-Березовка на месте явления Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского, в 1551 году. Возможно, это связано с тем, что в годы, о которых идет речь, церкви ещё не было, а была только часовня. Тогда как явление иконы в 1551 году , по времени, опережает появление вышеперечисленных монастырей и храмов.
Метками или «маркерами» этих храмов является не только Береза , но и Усолье и затем - солеварные городки….
Поскольку я родилась в Николо-Березовке , куда с родины бирского старосты Клима Ярославова прибыл мой дед Роман Васильевич Ярославов, родившийся в с, Печенкино Бирского уезда, то историю рода я начала изучать с Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского.
Никакой иной информации у меня не было. Поэтому я обратилась к тайне этой иконы, как единственной спасительной опоре в этом поиске. И надо сказать , она мне помогла («Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=463 )
Благодаря этой иконе я не только прониклась участием Великой княгини Елизаветы Романовой в истории, конкретно, моего села Николо-Березовка, но и узнала историю инока Пошехонца.
Последняя, наиболее завершенная, версия «жития» Инока Пошехонца , которую я пыталась реконструировать (поскольку информация об иноке носит разрозненный характер) представлена в седьмой главе статьи :
« Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (Эристави)» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=669
В этой главе говорится о том, что
«В 1717 году на месте Свято-Троицкой пустыни Ионы в Пошехонье построили Троицкий собор, в котором и заключались браки Ярославовых, в частности Петра Николаевича Ярославова и Николая Николаевича Ярославова». Добавлю, что эти Ярославовы состояли в родстве с Ярославовыми , в т.ч. Ярославовыми – Белогостицкими, в Мышкине.
Обращала внимание я и на то, что Ионна Пошехонец, по описаниям, очень напоминает старца Бестужа, цитируя при этом следующее….
Адриан Пошехонец основал тогда близ Пошехонья - города пяти рек - Богородичный монастырь, преобразованный затем - в мужской.
К тому же , все то, что происходило вокруг Ярославовых в Пошехонье явно имеет отношение к башкирским Ярославовым, а также к «печенкинскому» культу Воинов Святых, сохраняемый сейчас в Москве той самой церковью Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в стену которой вмурованы две закладные доски супругов Ярославовых.
В связи с башкирской историей обращу внимание на то, что дата основания этого храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне - 1682 год практически совпадает с датами аренды перевоза под Бирском старостой Климом Ярославовым: 1685, 1686, 1687 и 1688 годы
«Дата эта, что весьма замечательно, приходится на годы «двойного трона», когда Россией управляли одновременно царь Петр Алексеевич и Иоанн V. Причем именно патриарх Иоаким 25 июня (5 июля) 1682 года, т.е. почти в день Рождества святого Иоанна Предтечи, венчали на царство Петра I и его старшего сводного брата Иоанна Алексеевича» («Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=661 )
К истории Предтеченского храма имеют прямое отношение запорожские казаки Межигорского монастыря, где хранилась Библиотека Ярослава Мудрого и будущая Владимирская икона Божией Матери.
И можно было бы подумать, что появление Ярославовых в Башкирии связано с коронацией царевича Петра , но Ярославовы появились в Башкирии, как минимум , на 40 лет раньше…
Продолжение
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=718