Category:

Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь ,

контролировавший  Перевоз  через  реку  Белую

© Наталья Ярославова-Чистякова
31 мая   -1  июня    2012  года

Полный  текст   с иллюстрациями   по ссылке   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=718

                                                                

Ч.1. http://yaroslavova.livejournal.com/141705.html#comments

….Итоги   многолетних исследований и  археологических раскопок   Руфа   Игнатьева     обобщены   в   труде  «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ  (Уфимский и Оренбургский период) 1866–1868 годы».

Для   меня  в них особо  интересным  является  упоминание  старосты  Клима Ярославова ,  арендовавшего    бирский    Перевоза через   реку   Белую .

И эта    история в  изложении Руфа Игнатьева  звучит так:

            «Факты о том, что  в Бирске была торговля в XVII веке, об этом находим  в   Палаты XVII века, а именно в документах :  «об отдаче в аренду перевоза  под Бирским городком в 1685, 1686, 1687 и 1688 годах уфимским пешим казакам Квасову и Сапожникову и старосте Климу Ярославову. За аренду в год платилось в казну по 2 рубли с  полтиною и 2 деньги. Бирские стрельцы занимались хлебопашеством, как это видно из тех же документов бывших Уфимской воеводской канцелярии и приказной палаты, именно:  росписи стрелецким землям 1678 года, челобитья 1681 года   бирского стрельца Кондырева, поверенного от стрельцов, об   отводе ему с товарищами около города 679 дес. Мещерякской  земли; описи стрелецким землям 1681, 1687, 1691 годов подъячего Афонасия Костырева»…

Итак,    Клим   Ярославовов     был Бирским  старостой!

Он  жил в районе Бирска ,  где  в начале        XX  века , повторю,   родился    мой     дед Роман Васильевич  Ярославов,    крещеный  в честь Романа   Сладкопевца ,      в день  Покрова  Божией  Матери.

В   1685, 1686, 1687 и 1688 годах   староста  Климент    Ярославов  арендовал    перевоз   через реку Белую  под Бирском вместе  с     пешими казаками  Квасовым и Сапожниковым. …

В  истории о  бирском старосте   Климе   Ярославове  выделю два  ключевых слова: Староста  и   Перевоз.

Для  того, чтобы  понять  :  кто  такой был  Староста  в  XVII    веке  скажу, что нижегородским     старостой    был    купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную известность   как “выборный от всея земли человек”.

            Старосты   подчинялись воеводам.  «Воевода — высшая инстанция и в решении всех гражданских дел. Более же всего он обязан был заботиться о том, чтобы все до копеечки доходы государевы своевременно доставлялись в казну.

Вторым лицом в городе был  староста, который ведал уголовными делами. Резиденция старосты, губная  изба   ,    размещалась  в крепости» (  «От приказов,  до   воинских  присутствий .    Становление   государства Московского» http://pamyat.kurganobl.ru/pages_doc/22.pdf )

 Особо  обращу внимание на то, что    старосту    выбирали городские и уездные дворяне.

 Из  этого  следует  однозначный вывод  о том, что    староста   Клим Ярославов   был  дворянином.

 Добавлю  к этой информации    и следующие  важные выводы    Руфа Игнатьева  :

 «В Уфе, как видим из   дел воеводской канцелярии и приказной палаты, торговали

стрельцы, арендовали земли и перевозы: точно тоже, конечно,   в силу законных привиллегий, могли делать и делали Бирские   стрельцы.

Нет сомнения, что всякая промышленность, какая только могла быть в Бирском городке, как-то: сбыт хлеба,  постройка судов и пр. была в руках стрельцов, как это было в

самой Москве и во всех городах, где только были стрельцы,  везде захватившие себе торговлю и промыслы. Закон, делая   звания стрельца наследственным, освобождал его от всяких   повинностей; торговать они имели право безпошлинно …»

             Таким  образом,  Климент  Ярославов,     судя  по тому , что он  арендовал   перевоз , мог быть и стрельцом.  

Напомню, что   главой  стрельцов   в эти  годы   был   боярин      Артамон  Матвеев (Ярославов-Медведев) ,   руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича («От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I», Ч.1   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=586 )

 Что касается   роли   речных перевозов….

  В  Башкирии   , в  те времена, когда Бирский  перевоз  держал в аренде  староста   Клим Ярославов,  контроль перевоза  считался большой  привилегией   и был связан, как правило , с  благодарностью  за   покорение закамских  земель.

«Московское правительство, устроив в далекой Башкирии Уфимскую крепость и при ней город, в первую очередь поспешило за всевозможные "заслуги" раздать окрестные земли посланным в Уфу "на государеву службу" служилым людям, включительно до "ратных людей" - стрельцов, пушкарей, казаков. "О праве собственности башкир на жалуемую землю не могло быть и речи" -   признает  уфимский дворянский историк В. Новиков в своих "Материалах для истории уфимского дворянства"

«Не всем, например, давались такие награды на пропитание за "заслуги", как стрельцу Дудкину, получившему "за раны" во владение по старой памяти, так и называемый до сего времени и находящийся в 4 верстах от города Уфы "Дудкин перевоз" на реке Уфимке. Таким образом, прапрадед существовавшей до последнего времени фамилии уфимских дворян Дудкиных снискивал себе пропитание по "царской милости" тем, что … переправлял через реку на пароме на крепостную сторону башкир, ездивших к уфимскому воеводе»

 История   о  «дудкином перевозе»   рассказана  в исследовании «Очерки из истории колонизации Башкирии» http://bashkirs.narod.ru/ischer.htm, где  кстати говорится о том,   что Бирск  был  первым  русским     городом  на  территории Башкирии.

Таким  образом, контроль перевоза  под Бирском , через реку Белую,  которым  обладал  староста   Клим   Ярославов, мог быть   ещё и   важной  наградой. 

Доход  от    Бирского перевоза уже  в  XIX   веке  поступал в Бирскую казну  и указывается в ней  одним  из первых,   о  чем  пишет Р.Игнатьев  :  «В доход города, поступает с перевоза чрез р. Белую, за места, занимаемые 4 кузницами, 2 складочными амбарами, 1 ветреною  мельницею, 2 пчельниками и 11 гумнами; кроме того, отдаётся  в арендное содержание на 12 лет водяная толчея и 2 примкнутые мельничные плотины…».

Можно  предположить, что в  XVII  веке , когда  перевоз через реку   Белую арендовал  староста Клим  Ярославов, деньги от аренды  тоже  поступали на нужды города  Бирска,    ну   а   прибыль   , как  я понимаю,  -  Бирскому  старосте   Климу  Ярославову и пешим  казакам  Квасову и Сапожникову.

 Стратегическим и ключевым перевозом был также  -  перевоз через реку Белую около Уфы , который      контролировал   мужской Уфимский Сергиев монастырь.   Это первый   монастырь   башкирского края  , основанный в конце 1570-х годов выходцами из Троице-Сергиева монастыря.

Поскольку  Троице-Сергиева   Лавра   появилась   первая   за рекой   Камой    в башкирских землях, то  ещё  раз обращу  внимание , что  игуменом  Троице-Сергиевой  Лавры  во времена    царя  Ивана  III  был старец-нестяжатель   Паисий  (Ярославов)  – воспреемник   детей и  духовник   царя  Ивана  III,     при  котором «пала» Казань    , что  привело к бегству      Абирских      ханов на    Кавказ   («Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=378 ). 

 Избранные  монастыри     уделяли  очень   большое   внимание    контролю   перевозов.  Причем   перевоз     отдавал  в содержание , как   правило, лично  Царь.

 Так, в частности,     было с перевозом под Костромой,  когда  такой    перевоз  через реку  был   отдан   Ипатьевскому  монастырю,  

«Русские государи свидетель­ствовали свое усердие к обители св. Ипатия жалованными грамотами и вкладами. Ряд таких грамот восходит к  1443 г., когда великий князь Василий Васильевич Темный (отец Ивана III), в память заключенного им в Ипатьевском монастыре мира с своим двоюродным братом Василием Косым, даровал монастырю, по просьбе игумена Феогноста, право на пользование перевозом через реку Кострому, под монастырем, с запрещением устраивать переправу выше и ниже обители. Это право было подтверждено за обителью грамотою царя Иоанна Василье­вича Грозного в 1537 году; затем, грамотами царя Феодора Иоанновича от  1586,  1592, 1594 и 1595 г.г. монастырю были дарованы права на владение и  рыбными ловлями по рекам Волге и Костроме….» («Основание Ипатьевского монастыря» http://kostromka.ru/ipatievsky/6.php )

            Судебный   спор о   перевозе    на реке Перерве  между  монахами Снятогорского   монастыря и  сябрами  , решал в  конце  XV  века  и  боярин Михаил Чет – сын   Псковского князя    Ярослава   Васильевича Оболенского -  родоначальника   князей  Ярославовых-Оболенских   , последние  из которых жили  в Рязани   (  «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=520) .

            История  с  перевозами имеет отношение  и к  названию  церкви Никола-Перевоз

В  статье  «Древний   Суздальский    тракт» http://www.avtomatik.com/c-c-h-d-e/index.html история  этого перевоза описывается так:

«Ранее по Которосли от Волги из Ярославля до села Николо-Перевоз был водный судоходный путь. Село Николо-Перевоз   звали "при трёх водах", т.к. оно стоит    на высоком берегу при слиянии рек Устье и Векса, которые образуют исток реки Которосль. Расположено  оно  несколько в стороне от Суздальского   тракта, на его   участке, идущем вдоль  озера Неро

В 1434 году около  Николы-Перевоза  сошлись в бою войска князей Юрия Дмитриевича и Василия Васильевича, дяди и племянника.  После победы под Николо-Перевозом в том же 1434 году Юрий стал великим князем. 

И именно  князем Юрием в Троице-Сергиевой  лавре  построен собор Троицы, где почивают мощи его крёстного отца Сергия Радонежского собеседника  Саввы Сторожевского.

             Рядом с этим Никольским перевозом  находится  Белогостицкий   монастырь и село  Сулость, где  жила дочь  Дмитрия  Донского

Подчеркнём, что село Сулость, также как село Николо-Перевоз, связанные с семьёй великого князя Дмитрия Ивановича, располагаются на Суздальском тракте» - пишет    автор   цитируемой     мною     статьи. 

            В связи с этой  историей не  могу не  заметить того, что  Ярославовы  в   Мышкине были в родстве  с Белогостицкими. В частности,  Белогостицкой   в браке была   дочь  Дмитрия  Платоновича  Ярославова  - Мария   Дмитриевна Ярославова –Белогостицкая («Реставрация имен, икон и родства: Ярославовы, Платовы и Платоновы» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=551 )        

             Сулостью   также   владел  полковник Ярославов  вместе  с  князем  Голицыным.   При этом   ,  «река Сула напоминает и другую «глиняную реку» Сулу, близ озера Неро, на которой стоит село Сулость, находившееся в совместном владении полковника Ярославова и С.М.Голицына, в Ростовском районе Ярославской области. Напоминает оно также и дочку «Прозору - Сулу», т.е. пророчицу из рассказа про её отца князя-волшебника, жившего в этом селе Сулость , где с неба падали «золотые инсигнии власти» («М.Прохоров «переписал сценарий» и отдал премию Вишневецким из Ярославовых и Петербургу»  http://yaroslavova.livejournal.com/118690.html )

Совладельцу    Сулости  С.М.Голицыну  принадлежало  и  имение Влахенское   (Кузьминки).  Упоминаю   об этом  по той  причине, что  именно  Влахернский   храм  любил      Роман  Сладкопевец ,  которому  Богородица     в один день  дала  Знание,  на обретение которого  нужна  целая    жизнь ( «Под покровом Пресвятой Богородицы: история Романа Сладкопевца»   http://www.st-tatiana.ru/text/28191.html) .

  «И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого» («Покров Пресвятой Богородицы»  http://tzarskiy-khram.narod.ru/pok.html)

Во  всех этих историях о     Перевозах ,   особое  внимание  обращает на себя  тот факт, что   интерес  к ним проявляли,  в  первую  очередь ,   потомки    мурзы Чета , а также    Троице-Сергиева   Лавра  , основанная   Сергием  Радонежским ,       где  игуменом в  XY  веке был    лидер  заволжских старцев   нестяжателей  Паисий (Ярославов).

 Т.е.  есть в  этой   теме Перевозов и  глубокий   религиозный  контекст, изображенный,    например,  на   картине  «Харон  перевозит души  через реку  Стикс»..

            Эта   картина  напомнила  мне  и  другой   Перевоз .   Только    один раз в год   7  июля – в Рождество  Иоанна Предтечи,  называемое  мною   ещё   днем Моста   Лебедя  могут соединиться        Небесная     Ткачиха и  Пастух,   переправившись через небесную  реку,   известную, как  Млечный  путь ( «Четыре ЯН: Натальи Ярославовы и их Михаилы … От XIII до XXI века»   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=558 )

 В обсуждаемом  контексте, конечно, имеет  большое  значение  , что   Уфимский  Сергиев  монастырь   -  это   отрасль      Троице-Сергиевой   главы ,   в    Башкирии.

В целом,   последовательность  появления   в Башкирии         православных  монастырей,      обителей и храмов    описана в  статье  «Православие на Южном Урале до возникновения Уфимской епархии» (14.02.12) http://posredi.ru/blog02_16Pravoslavie_na_Urale.html

…  раскол между  нестяжателями и   иосифлянами  привел к тому, что  нестяжатели        отправились по рекам в  Башкирию  , где    сначала селились  в пещерах,    на  крутых  склонах гор.  Питались  они,   как отмечают        исследователи краеведы,       грибами  и рыбой.   

Полагаю, что  рыбная   ловля  интересовала               монастыри и по этой  причине.

При  этом,  мне  видится важным  и  то,  что  горный геолог    и   историк  В.Н.  Татищев   использовал для своей    классификации   и такой  признак  , как  питание, выделяя  тех, кто   наследственно  предпочитал   питаться   рыбой.   Сравнивая          привычки и предпочтения    Ярославовых  в разных ветках, мы  обратили внимание на     их любовь  к  сбору грибов и    ряпушке-селедке. …  Возможно,  это тоже  следы  нестяжательства или  проживания   рядом  с ними. 

В  цитируемой   статье       не упомянута     церковь села   Николо-Березовка  на месте  явления   Березовской  Чудотворной иконы   Николы   Закамского,   в  1551 году.   Возможно,    это связано с тем, что        в годы,    о которых  идет речь,     церкви ещё не было, а  была  только  часовня.  Тогда  как  явление иконы  в  1551 году  , по времени,      опережает   появление вышеперечисленных  монастырей и храмов.

  Метками   или «маркерами» этих   храмов  является  не только Береза , но и  Усолье и  затем  - солеварные    городки….  

 Поскольку я   родилась    в Николо-Березовке   , куда  с родины бирского  старосты   Клима Ярославова  прибыл  мой   дед Роман  Васильевич Ярославов, родившийся в  с, Печенкино   Бирского уезда,   то историю  рода  я начала  изучать  с   Березовской  Чудотворной  иконы   Николы  Закамского.   

Никакой  иной  информации  у меня  не было. Поэтому я   обратилась  к   тайне  этой иконы, как  единственной спасительной   опоре  в этом поиске.     И надо сказать , она  мне  помогла  («Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=463 )

 Благодаря  этой иконе  я  не только  прониклась участием   Великой  княгини Елизаветы   Романовой  в истории,        конкретно,   моего села Николо-Березовка,  но    и узнала      историю инока    Пошехонца.

 Последняя, наиболее завершенная,  версия   «жития» Инока Пошехонца    ,  которую   я       пыталась    реконструировать  (поскольку   информация об иноке  носит    разрозненный    характер)  представлена  в    седьмой главе   статьи :

 « Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (Эристави)» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=669

 В  этой    главе говорится о том, что

«В 1717 году на месте Свято-Троицкой пустыни Ионы в Пошехонье построили Троицкий собор, в котором и заключались браки Ярославовых, в частности Петра Николаевича Ярославова и Николая Николаевича Ярославова».    Добавлю, что эти Ярославовы  состояли  в родстве с  Ярославовыми , в   т.ч. Ярославовыми – Белогостицкими,   в Мышкине.

  Обращала   внимание  я    и на то, что    Ионна  Пошехонец,  по описаниям,   очень напоминает  старца  Бестужа,  цитируя  при этом следующее….

Адриан   Пошехонец      основал тогда  близ   Пошехонья  -   города   пяти рек -           Богородичный монастырь,   преобразованный затем -    в   мужской.

К  тому же  , все то, что        происходило  вокруг  Ярославовых в  Пошехонье  явно имеет  отношение к   башкирским Ярославовым, а   также  к  «печенкинскому»  культу  Воинов Святых,  сохраняемый    сейчас   в Москве   той самой     церковью   Рождества  Иоанна  Предтечи на Пресне,  в стену  которой  вмурованы    две  закладные  доски    супругов   Ярославовых.

 В связи с  башкирской  историей  обращу внимание на то, что    дата    основания   этого  храма  Рождества Иоанна  Предтечи на  Пресне -     1682 год    практически  совпадает с датами   аренды   перевоза       под Бирском  старостой  Климом  Ярославовым:  1685, 1686, 1687 и 1688 годы

«Дата эта, что весьма замечательно, приходится на годы «двойного трона», когда Россией управляли одновременно царь Петр Алексеевич и Иоанн V. Причем именно патриарх Иоаким 25 июня (5 июля) 1682 года, т.е. почти в день Рождества святого Иоанна Предтечи, венчали    на царство Петра  I и его старшего сводного брата Иоанна Алексеевича»   («Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)» 

http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=661 )

К  истории  Предтеченского   храма  имеют прямое  отношение        запорожские   казаки     Межигорского      монастыря, где      хранилась Библиотека Ярослава  Мудрого   и     будущая Владимирская  икона  Божией  Матери.

 И  можно было   бы  подумать,    что  появление      Ярославовых в Башкирии связано   с   коронацией         царевича Петра ,   но  Ярославовы появились  в Башкирии,  как минимум  , на   40 лет  раньше…

 Продолжение 

http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=718