Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (yaroslavova) wrote,
Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна
yaroslavova

Category:

ФЕНОМЕН «ОТГРЫЗАТЕЛЕЙ НОГТЕЙ»

(статья  написана  и опубликована  в  2003 году)

Многие века назад, ещё до изобретения ножниц, на Руси в услужении у великих князей состояли так называемые «отгрызатели ногтей», умеющие это делать ласково и ненавязчиво. Как нам поведал Пикуль, «отгрызателей ногтей» великие  ценили намного больше, чем ученых мужей. Они были в долгом фаворе, и, промежду делом, влияли на историю нашей бедной «матушки Руси», так как благодаря своему особому положению допускались даже к принятию политических решений. Похоже, феномен «отгрызателей» не умер и сегодня. Такой вывод можно сделать, наблюдая за попытками дилетантов обработать «общественное сознание» тюменцев.  

Мечта о возвращении «блудного» сына

С начала  2003 года в СМИ активно обсуждается тема перераспределения полномочий между субъектами Федерации. Проект соответствующего закона,  подготовленный комиссией во главе с заместителем руководителя администрации президента Д.Козаком, пошел первое чтение в Государственной Думе. Правильнее сказать, «прополз», так как многие его положения вызвали непонимание у депутатов. И даже сами авторы новаций вынуждены были признать, что проект передела власти не согласуется ни с бюджетным, ни с налоговым Кодексом. Но это там у них, наверху. А у нас здесь основное внимание приковала к себе статья 26-6. И с подачи некоторых «легковесных аналитиков», а может быть, и «политических тяжеловесов», общество замерло в счастливом ожидании того момента, когда бюджеты северных округов окажутся в Тюмени. Ибо тогда, читается между строк, резко увеличится областной бюджет, повысятся зарплаты, и вообще жизнь станет намного лучше. А Ханты и Ямал, наконец,   перестанут жировать на нефтяных деньгах и вернутся с повинной головой в родительский дом, откуда так гордо удалились десять лет тому назад.  Один из агитаторов «за старую новую жизнь» не затруднился привести даже некие цифры – дескать, «по приблизительным подсчетам "федеральная выгода" от укрупнения одной лишь Тюменской области составит 100 миллиардов рублей ". Увы, непонятным остается, кто сделал столь приблизительные прогнозы.

Мечты, мечты, где ваша сладость? Увлекшись дележом шкуры северного медведя, пока еще благополучно где-то бродящего, мы напрочь позабыли задуматься об остальных особенностях новорожденного закона о власти. Так что же на самом деле он принесет простым людям?   

А чуда не будет

Итак, прогноз первый – Минфина РФ. По данным этого весьма авторитетного ведомства, предложенная законопроектами Д.Козака  схема переустройства Российской Федерации, увеличит расходы российского бюджета на 20 миллиардов рублей. Не менее важно, что расходная часть бюджетов конкретных муниципалитетов (в том числе, Тюмени) уменьшится почти на 222 миллиарда. То есть у городов и иных муниципальных образований право распоряжаться собственными делами значительно подсократят. Выгода, право слово, сомнительная.

Аналогично получается и с доходами. В нынешних общемировых условиях и с учетом десятилетней «черепашьей» динамики промышленного роста не может быть и речи об «экономическом чуде». Не вырастут доходы так стремительно, как этого бы хотелось. Тот же Минфин в своем прогнозе указывает, что для местных бюджетов, к примеру, расходные обязательства в условиях, предусмотренных законопроектами, составят около 840 миллиардов рублей, а доходов ими будет получено всего на 430 миллиардов рублей. Это означает, что еще 410 миллиардов федеральный центр должен будет где-то для муниципалитетов найти. Меж тем Минфин утверждает, что и государство в целом зарабатывать больше не станет, т.е. что доходная база не увеличится. 

Как ни крути, консолидированный бюджет Тюменской области после проведенных реорганизаций станет не больше, а меньше.

Сметой не предусмотрено

Пойдем дальше. Законопроекты предусматривают перевод многих полномочий органов государственной власти и местного самоуправления на схему финансирования в рамках федеральных субвенций. Для людей непосвященных поясним – федеральный центр на свое усмотрение будет выделять деньги для целевых расходов. Т.е. выделят 100 тысяч на дороги – строй дороги и на модернизацию больницы потратить «не моги». И если ты сэкономил, применил новые технологии и отремонтировал дорогу за 80 тысяч – остаток верни. Его отдадут тому, кто сэкономить не сумел. Или украл…. Это, конечно, утрированный пример, но суть остается сутью: если раньше свои расходы мы планировали сами, то теперь их нам будет планировать федеральный центр. Соответственно, изменения коснутся принципа самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации, закрепленной в Бюджетном Кодексе РФ. На уровне простой тюменской семьи это равносильно передаче всех заработанных денег в управление «родителям», которые по праву старшинства ими распорядятся, убедительно доказав молодой жене, что ей будет вполне  достаточно 20 рублей на славную стрижку, а мужу хватит 15 на плотный обед.

Такая вот головная боль ожидает руководство области и автономных округов с принятием обсуждаемых законопроектов. А поскольку бюджетные траты будут долго согласовываться, а деньги плыть сначала из региона в центр, а потом из центра, по порциям, в регионы, оперативно покрывать все нужды, в том числе и социальные, не получится. И нам опять придется вспомнить долгие ожидания задержки зарплат и пенсий, неразбериху со здравоохранением, пустые слова о льготах и гарантиях, не подкрепленные деньгами.

 Не случайно законопроект Дмитрий Козака не слишком понравился депутатам. Причем не только северным, замученным «статусными амбициями». На сегодняшний день в Государственной Думе РФ лежит более 1000 поправок, приготовленных ко второму чтению закона.  Не случайно министерство финансов открыто признало, что не может найти механизма финансирования предлагаемых законопроектом изменений. Многие уважаемые губернаторы, Михаил Прусак, к примеру, открыто говорят о неприемлемости данных законопроектов, об их не конституционности.

Чиновник размножается быстрее дрозофилы

И теперь прогноз второй – тоже за подписью довольно авторитетной, депутата Государственной Думы Бориса Надеждина. Если параллельный законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления» будет принят в том виде, в котором он прошел первое чтение в Государственной Думе, количество чиновников в России вырастет в два раза. Сегодня их полмиллиона, а станет миллион.  И на одно только содержание вновь испеченных «государевых людей» нужно будет дополнительно изыскать не менее 100 миллиардов рублей.  Вот тебе бабушка, и Юрьев день. Вот тебе и реформа власти…

Со вступлением же в силу еще одного  закона - "О системе госслужбы", чиновники будут повышаться как в должности, так и в зарплате не по результатам работы, а за выслугу лет. Чем больше сидишь в своем кресле - тем более высокая должность тебе полагается. И совсем не важно, делаешь ли ты дело или предпочитаешь брать взятки, пить чай и развлекаться с собственной секретаршей. Кстати, не могу сказать как в Тюменской области, а вот в дотационной Мурманской средняя зарплата чиновника администрации – 20 тысяч рублей, а еще ведь премии, премии…

Что же выходит? Предлагается некий пакет законов по реформе власти, который в полном смысле слова перетряхнет и перераспределит нынешнее устройство. Почти революция, в которой главным выигравшим становится чиновник – выросший числом, социально обеспеченный. Страна при этом пытается сопротивляться – и Минфин говорит, что не сможет, и депутаты не хотят… А нас в Тюмени некие «аналитики» пытаются убедить, что все будет хорошо, утешая в виде бонуса будущими северными деньгами. И играя, кстати, на не слишком похвальном, но практически беспроигрышном чувстве зависти к соседу. Помните, как в шуточной песне, когда бог обещает молодухе дать все, что та захочет, но соседке вдвое больше. А та со слезами просит взять у нее глаз, чтобы соседка ослепла на оба.

Куда ведет «король» - большой секрет…

Волей-неволей напрашивается вывод, что кому-то нужно отвлечь людей от главного, сосредоточив их надежды и внимание на грядущем, пусть и эфемерном улучшении жизни. И именно в рамках этой линии страницы газет открыты неаргументированным, но привлекательным обещаниям. При полном отсутствии серьезного, взвешенного анализа будущих преобразований.

Подобная тенденция обеспечения закрытости и келейности в обсуждении важнейших государственных проблем, исключающая из дискуссии экспертов и  профильных специалистов, приводит к тому, что самая прогрессивная  по своей  идее реформа  принимает  весьма уродливые  очертания. В ней теряется свет и глубина,  как  в бездарно ограненном алмазе.

Но, очевидно, это мало волнует «заказчиков музыки». Они озабочены «практическим выходом». Ну и народным одобрением, конечно – у нас же демократия. Поэтому не случайно пиар вокруг этих законопроектов проводится под эгидой борьбы за выравнивание уровня жизни людей. И навязчиво проталкивается мысль – скоро народу станет лучше. А если нет-нет да и раздастся одинокий возглас о «голом короле», сразу появляются «отгрызатели ногтей» и громко-громко делают свое дело – защищая «нужные» идеи. Не потому что верят и знают, а потому, что так велено…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments