?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
«Плач по Ярославлю» , как «Плач по Иерусалиму»
yaroslavova

© Наталья Ярославова-Чистякова

Узнала  , что на  Воскресенском    Соборе   города  Данилов  есть    мемориальная  доска   с надписью о  том, что   29(16) сентября   1918  года в Воскресенском Соборе   совершил богослужение   патриарх Московский и  Всея Руси    ТИХОН в сослужении  митрополита  Ярославского и     Ростовского   Агафангела

Прислуживал       Агафангелу  мальчик Борис  Ярославов  -  отец  героя      следующей   статьи    «Рыцари Ордена Креста Витиса: А.Сахаров, Л. Терновский - сын Ярославова, Б.Ельцин…Они умели быть сильными, когда за спиной не было тысячной толпы»   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=654

В связи с идущей  сейчас «Битвой  за  Ярославль» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=697  весьма  актуальна  статья , которую я представляю

Святитель Патриарх Тихон: "Плач по Ярославлю"

20.11.2011

Каждый год в конце сентября мы и с радостью, и с почтением вспоминаем поистине историческое событие из биографии нашего славного града Данилова: 29 сентября 1918 года Святейший Патриарх Московский и всея России ТИХОН освятил построенный на Горушке Казанский собор Казанского женского монастыря. Совершил он в тот день и службу в городском Воскресенском соборе - в сослужении митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела и местных священников. Об этом теперь нам напоминает памятная доска на стене собора.
Нет сомнения, что Патриарх после службы и в городе, и на Горушке обращался к богомольцам с пасторским Словом. О чем говорил Святейший на даниловской земле в тяжкое, трагическое для России время? Не оставляет надежда найти в архивах кем-нибудь записанные тексты тех уникальных - откровенных и горячих - проповедей. После возвращения Патриарха Тихона в Москву власти запретили ему покидать столицу. И летняя поездка в Петроград, и осенняя - в Ростов, Ярославль, Данилов, стали последними патриаршими визитами в епархии. Дальше были следствия, допросы, тюрьмы, гонения…
Недавно в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве вышла книга "В годину гнева Божия…", где собраны послания, слова и речи св. Патриарха Тихона. Увы, "слов", произнесенных в Данилове, там нет. Но через три дня после освящения нашего Казанского собора, 2 октября 1918 года, в одном из ярославских храмов Патриарх Тихон обратился к богомольцам города Ярославля. То обращение названо красноречиво - "Плач Иеремии". МД воспроизводит его как один из образцов святительских посланий Патриарха. Но предварительно - небольшое пояснение.
Ярославль ко времени визита Патриарха оставался в руинах - след жестокого по-давления большевиками, так называемого Ярославского белогвардейского мятежа. Многие храмы и колокольни были повреждены орудийными снарядами, были разрушены кафедральный Успенский собор на Стрелке и знаменитый Демидовский лицей… Без содрогания невозможно теперь рассматривать фотографии той поры, а Патриарх видел все это воочию. В своем обращении он говорил: "Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима" и часто цитировал библейскую книгу "Плач Иеремии". Ветхозаветный пророк Иеремия в 586 году до нашей эры стал свидетелем разрушения Иерусалима вавилонянами. Его "Плач" - это возвышенная и трогательная поэма, посвященная гибели города…
Еще Патриарх, говоря о Ярославле, называет его - "наш град". И неудивительно, поскольку с 1907-го по 1913-й год он был архиепископом Ярославским и Ростовским с резиденцией на берегах Волги. Ярославцы полюбили Владыку и не хотели отпускать на но-вое место службы. Городская дума почтила его титулом "Почетного гражданина города Ярославля" - случай, пожалуй, единственный в истории Русской Церкви.
Руслан АРМЕЕВ

"ПЛАЧ ИЕРЕМИИ"
Обращение к богомольцам г. Ярославля

"Какая житейская сладость печали бывает непричастна?" Этого груст-ного оттенка не чужда бывает даже чистая неземная духовная радость. Так и настоящая наша радость молитвенного общения и свидания после почти пя-тилетней разлуки сочетается с горечью при виде разорения, постигшего град наш. Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима.
"Как одиноко сидит город (так в оригинале - Ред.), некогда много-людный: он стал как вдова! Горько плачет он ночью, и слезы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любящих его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник, все ворота его опустели, священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому. Отошло от дщери Сиона все ее великолепие, и вспомнил Иерусалим во дни бедствия своего и страданий своих о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтоб подкрепить душу. Умерщвленные мечом счастливее тех, которые умерли от голода. Они медленно истлевают: кожа их почернела, как печь, от жгучего голода, прилипла на костях и стала суха, как дерево. Дети просят хлеба, и никто не подает им, воду пьем за серебро, и дрова достаются нам за большие деньги. Воззри, Господи, на бедствие города и посмотри, как он унижен. Тяжки стоны его, и сердце его изнемогает. Все сильные его низложены, истреблены юноши, истоптаны девы, священники и старцы издыхают, разоре-ны чертоги, разрушены укрепления, не пощажены и святилища. Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью земли нашей? Руками всплескивают о нем проходящие и качают головою своею" (см.: Плач 1-2: 15).
Естественно спросить, за что постигла град наш такая беда и кто виновник этого? Когда пророк Иеремия оплакивал Иерусалим, то для него несомненно было, что тяжко согрешил город (см.: Плач 1:8). Оттого Господь и не пощадил его и разрушил. Но не будем спешить со словом осуждения жите-лей града сего. Господь осудил друзей Иова, которые причину бедствий сего праведного мужа видели в его мнимой греховности. Пусть для нас памятны будут слова Господа о галилеянах, убитых Пилатом и о 18 побитых башней Силоамской, что они не были грешнее других своих современников и что ес-ли мы сами не покаемся, то все так же погибнем (см.: Лк. 13: 1-5). Не будем искать и виновных - это делу не поможет, да и каждый из нас один более, другой менее, и все мы виновны. Пусть лучше каждый, сознав свою причастность в этом и виновность, постарается ее исправить и загладить. Укрепим мышцы, стопы и колена ослабленные. Осенив себя крестным знаменем, возьмитесь за великое дело воссоздания града вашего, не отчаивайтесь от разорения его. Ведь не сразу он стал великим и красивым, таким его соделали долгие труды ваших предков и Божие благословение, почивавшее на де-лах рук их. Будьте же мужественны, возьмитесь за дело строительства и "все у вас любовью да бывает" (см.: 1 Кор. 16:14).
Если вражда людская разрушила город, то любовь братская может создать его еще лучше. Се мое пламенное вам пожелание и молитва ко Господу: "Господи! Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно" (см.: Плач 5:22). Может быть, еще есть надежда? (см.: Плач 3:29). Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа, ибо не на век оставляет Он. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей (см.: Плач 3:26, 31-32) и по молитвам святых князей Ярославских.

19 сентября (2 октября) 1918 года
На фото: Ярославль, июль 1918 года