Previous Entry Share Next Entry
Письма архиепископа Ярославского Авраамия к генералу П.А.Соколову – сыну Ф.М.Ярославовой. Фальк и Ко
yaroslavova
© Наталья Ярославова - Чистякова
13 декабря 2013 года

Полный  текст  с иллюстрациями по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=921
В 1909 году известный русский генеалог и архивист И.Н. Ельчанинов издал VII том «Материалов по генеалогии Ярославского дворянства» под названием «Род Соколовых и Подробная опись Менчаковского архива Соколовых. Ярославль», где представлены, главным образом, семейные архивы генерала Павла Аполлоновича Соколова - сына Феклы Михайловны Ярославовой - Соколовой и внука генерал адъютанта премьер-майорского чина М.И.Ярославова ( Рюрики Ярославовы: Оболенские,Тверские и Мстиславич).
Первые выходные данные этого издания семейных архивов Соколовых показаны такие: «Ярославль Торговый дом А.М.Фалькъ и Ко , 1909 , 65 стр.». Через четыре года, в 1913 году, вероятно, было второе переиздание, потому что указано также «Типография «Труд» А.К. Чернышников 1913 год» [ изд. Соколовых, 1913.347, LV Стр ].
В Ярославле в XIX веке был известен издатель Эдуард Германович Фальк, родной брат Густава Германовича Фалька , основоположника Ярославской хирургии, но он умер в 1902 году. Однако, принимая во внимание тот факт, что фамилия Фальк в Ярославле была редкой и вид типографско - издательской деятельности совпадает, можно предположить , что вот эта ярославская ветка фамилии Фальк немецкого происхождения из Митавы (Курляндия) приняла участие в издании «Подробной описи Менчаковского архива Соколовых».
При этом, одновременно надо заметить, что родственные отношения Соколовых и Фальк имели место у другой, московской семьи Фальк , сведения о которых приводятся в недавно изданной книге «Алексеевы» С.С.Балашова. Дочь режиссера Константина Сергеевича Алексеева, более известного, как Станиславский, вышла замуж за известного художника Р.Р.Фалька (Реализм по Фальку). Картина именно этого Р.Р.Фалька "Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая" - коллекционера еврейского искусства недавно была продана за сумму кратно превышающую начальную 3,5 миллиона евро ( «Общая выручка "русских торгов" в Лондоне составила более 55 млн фунтов»).
Сестра К.С.Станиславского (Алексеева) Зинаида Сергеевна Алексеева вышла замуж за врача Константина Константиновича Соколова. Книга же «Алексеевы» издана при поддержке Виктора Ивановича Тырышкина (Тырыжкина), который возводил новый Успенский собор в Ярославле. Тогда как фрески для собора исполнил художник Александр Соколов (Летописные колокола и колокол к 1000-летию Ярославля, так и «не поднявшийся с земли». Запрет ЮНЕСКО или светские имена колокольных надписей?).
В настоящее время в этом Успенском Соборе Ярославля находится рака с мощами Ярославских князей второй династии Святого Федора Черного и его сыновей св. Давида и св. Константина.
Первую же богатую раку для их мощей в XIX веке делал архиепископ Авраамий Ярославский (Шумилин), переписку которого с генералом Павлом Аполлоновичем Соколовым я и презентую в настоящей статье:
«В течение своего 17-летнего епископского служения Авраам особенно заботился о благоустройстве храмов. В Туле он возобновил кафедральный собор и увеличил крестовую церковь. В ярославском архиерейском доме воздвиг храм в честь благоверных князей ярославских Феодора, Давида и Константина и устроил богатую серебряную раку для мощей этих святителей. Кроме того, он построил возле холодного теплый собор во имя Св. князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев; для помещения соборян перестроил старый двухэтажный корпус в трехэтажный и в Ростовском Богоявленском монастыре построил дом для духовного училища».
Постройки вот этого архиепископа Авраамия (Шумилина) в Ярославле и называют «Авраамьевские». Отношение к ним не всегда однозначное, но след он оставил в ярославском храмостроительстве незабываемый .
Переписка Авраамия (Шумилина) и П.А.Соколова началась в 1835 году и длилась не менее 5 лет, потому что последнее письмо относится к 1840 году .
В 1835 году Авраамий (Шумилин) был ещё архиепископом Ярославским и Ростовским , но через год отбыл в Ярославскую Толгскую обитель. Письма свои даже в годы его архиепископства он подписывал «усердный молитвенник Авраам». Только одно письмо 1837 года подписано архиепископ Авраам. А последние письма «старец А.Авраам». О том, что Соколовы находились в переписке со старцем Авраамом , мне было известно ранее. Но я не могла определить вот этого старца до ознакомления с «Материалами по генеалогии Ярославского дворянства» И.Н. Ельчанинова.
Биография архиепископа Авраамия уникальна тем , что «перед вступлением Наполеона в Москву, он был отправлен в Вологду с поручением временного хранения патриаршей, соборной, лаврской ризницы, а также библиотеки и архива Московской синодальной конторы и духовной консистории в местном Преображенском монастыре». Вероятно , в Вологде в эти годы он и мог познакомиться с П.А. Соколовым участником войны с Наполеоном, также как и с его сестрами Соколовыми , которые упоминаются в этой переписке.
Охрану патриаршей библиотеки, ризницы и архивов будущий архиепископ Авраамий осуществлял до 1813 года. И за эти месяцы в Вологде он овдовел, что также определило его дальнейшую судьбу.
И если перед войной с Наполеоном он был протоиереем Московского Архангельского собора ,то по возвращении в Москву в 1813 году был определен настоятелем Златоустовского монастыря, затем переведен в Московский Богоявленский монастырь. После этого он - настоятель Спасо-Андрониевского монастыря. В 1818 году хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. С 1821 года - архиепископ Астраханский. А уже с 1824 года архиепископ Ярославский и Ростовский (Алексей Федорович Шумилин - Авраамий ).
Полковник Ярославской военной силы 1-го Казачьего полка в годы войны с Наполеоном - Павел Аполлонович Соколов в 1835 году, когда началась его переписка с архиепископом Ярославским и Ростовским Авраамием, был уже в старшинстве чина подполковника, со дня вступления его в корпус Жандармов 3 января 1834 года, и с 1829 года он имел звание члена-корреспондента Императорского вольного экономического общества.
П.А. Соколов был произведён в чин полковника в 1838 году , а генерал-майора - в 1848 году . При этом, Павел Аполлонович был награжден орденом Святого Владимира четвёртой степени (1835 г.), орденом Святого Станислава второй степени (1843 г.), орденом Св. Станислава второй степени (1845 г.) с Императорскою короною, орденом Св. Анны (1847 г.), орденом Св. Георгия четвертой степени (1847 г.).»
У П.А. Соколова были сыновья Виктор Павлович Соколов, Дмитрий Павлович Соколов и упоминаемая в переписке дочь Александра Павловна Соколова, названная вероятно в честь супруги и матери княгини Александры Яковлевны Козловской – Соколовой.
А.Я. Соколовой адресуются отдельные слова почти в каждом письме, в т.ч. и в связи с передачей драгоценностей в ризу Ярославской Толгской иконы Божией Матери, в контексте пока загадочной Казанской игумении. Всего детей у неё было 9 («Ярославовы - Соколовы: таинственная могила князя Василия, кресты тамплиеров на изразцах и герб Лелива…» ).
Женой сына Виктора Павловича Соколова была Наталья - дочь действительного статского советника Фёдора Ивановича Миллер-Закомельского , поэтому в Менчаковских архивах Соколовых много документов и писем, посвященных Миллеру.
Также в этих архивах есть письмо Вологодского гражданского губернатора В.Н.Волховского к Александре Яковлевне Соколовой, где он уведомляет её, что согласно её желания, она уволена от звания помощницы попечительницы Вологодского Губернского Комитета Детских Приютов в связи с переездом в Ярославль. И второе письмо о том, что она назначается временно , согласно распоряжения графа Г.А.Строганова , Попечительцией Детского Приюта в Архангельск. Происходило это все в 1848 году перед уходом со службы П.А.Соколова и после смерти архиепископа Ярославского и Ростовского Авраамия (Шумилина).
В переписке П.А.Соколова и старца Авраамия упоминается факт прибытия Фотия и графини Орловой в Ростовский Яковлевский монастырь на освящение новой церкви.
В архивах П.А. Соколова есть и другие документы , где упоминается Фотий. Это документы «Библейского общества» , в т.ч. Невзорова по защите мистических книг.
Называется также Николай Петрович Ильинский , хорошо знакомый Соколовым, о смерти которого переживает архиепископ Авраамий.
В описи фонда Н.М.Михайловского, где хранятся «Дневниковые мои записки» вологодского А.Т.Ярославова есть запись о дневнике Ильинского вот в таком контексте: Ильинский Михаил Степанович «Мои мысли. Псков» ( Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг).
Коль скоро речь идет о Пскове, возможно, это брат Ильинского Николая Степановича - автора книги «Историческое описание г. Пскова и его древних пригородов и пр.»
Есть ещё вот такое цитирование о Н.П. Ильинском в связи с экспедицией Беринга:
"В этой связи автор изданного в конце 1790-х гг. первого краеведческого "Исторического описания города Пскова…" Николай Петрович Ильинский вспоминает, как перед отбытием Резанова в кругосветное плавание он передал ему в дар для библиотеки на остров Кадьяк (административный центр русской Америки) в числе прочих своё сочинение о Пскове. В настоящее время один из экземпляров "Исторического описания города Пскова…" находится в каталоге Библиотеки конгресса США, куда после продажи Аляски поступил архив Русско-Американской компании (Аляска – русская Америка. "Псковский чиновник Николай Резанов и его "Юнона" и "Авось"". Ермолаев И. Н. )
Однако я не уверена, что речь идет о том самом Н.П. Ильинском, смерть которого упоминает архиепископ Авраамий.
Ильинские в истории рода Ярославовых , к потомках каковых по матери относился П.А.Соколов, были также собственниками Есипово и их история вместе с историей Аксаковых рассказана в статье «Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов».
В связи с фамилией Аксаковых обращу внимание и на такие архивные данные об отце генерала П.А.Соколова - Аполлоне Степановиче Соколове. Указ о его отставке был подписан генералом , графом Захаром Чернышевым, а также генерал- майором Петром Языковым.
Это тот самый Петр Языков, возглавлявший пограничную службу России, который в Бирске на родине моих предков основал церковь Архангела Михаила и сделал вклад - Тихвинскую икону Божией Матери , подаренную ему крестной Екатериной II ( «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь).
Не вполне ясно из переписки о каком отце Игнатии ведет речь архиепископ Авраамий. Игнатий Брянчанинов в эти годы был уже в Петербурге. Хотя потомки именно П.А.Соколова были похоронены в Сергиевой пустыни Петербурга, где настоятелем был Игнатий Брянчанинов. П.А.Соколов переписывался с ним. И Святитель Игнатий является в настоящее время покровителем Ярославского Толгского монастыря , которым управлял владыка Авраамий и где он завершил свой жизненный путь ( «Схема родственных связей святителя Игнатия Брянчанинова - покровителя Ярославского Толгского монастыря и Ф.С. Ярославовой – Брянчаниновой»).
Переписка , представляемая в настоящей статье, не единственная из сохранившихся в описании Менчаковских архивов Соколовых. Есть ещё письма Иринея архиепископа Вологодского Прилуцкого монастыря ( Ириней - в миру Иван Гаврилович Несторович или Нестерович) . В 1848 году, через 4 года после смерти старца Авраамия в Толгском монастыре, и он получил в управление Ярославский Толгский монастырь («Лондон» на Верхней Волге: Ярославский Толгский монастырь: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу»).
Переезд супруги П.А.Соколова в Ярославль , с учетом дат, мог быть связан и с этим новым назначением архиепископа Иринея из Вологды - в Ярославль.
«Павел Аполлонович Соколов вместе с женой Александрой Яковлевной «имели тесную связь с церковью, вели переписку с довольно высокими религиозными лицами: архиепископом Астраханским Стефаном, архиепископом Ярославским Евгением, Томским старцем Авраамом» - такие данные приводились мною в статье «Франция: лунинский «Лжедмитрий» и биография Святого томского старца Федора Уварова - сына Натальи Ярославовой (Уваровой), как считают историки» .
В описании «Менчаковских архивов» рода Соколовых упоминается также переписка с:Архимандритом Вологодского Свято-Духова монастыря Николаем (упоминание ); Стефаном епископом Вологодским (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/116522/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD ); Архиепископом Кишиневским Иринархом (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/47663/%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85  ); Евгением (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/24427/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9) Архиепископом Ярославским; Евлампием епископом Вологодским и Устюжским; Архимандритом Игнатием ,Брянчаниновым; Феодосием Иеромонахом Исаковской пустыни ; игуменом Корнилия-Комельского монастыря Арсением; игуменом Андриановского монастыря Иннокентием.
Возможно, у П.А.Соколова был ещё один адресат «старец Авраам», но в издании И.Н. Ельчанинова речь идет о Ярославском архиепископе Авраамии, а не о Томском.
И его письма я представляю в настоящей статье, в первую очередь, потому , что в его биографии есть уникальный факт, когда он спасал от войск Наполеона библиотеку и архивы патриархов и вывозил их в Вологду.
Повторю ещё раз и первые выходные данные издания архивов Соколовых : «Ярославль Торговый дом А.М.Фалькъ и Ко , 1909 , 65 стр.».
Вместе с названными выше, был ещё академик Фальк Иоганн Петер ( Иван Петрович Фальк . уп . 1768 г. Петербургские Ведомости).
Путешествуя по Сибири, академик Фальк назвал - «Черепановской» летопись, которую Н.М.Карамзин именовал "новой сибирской летописью неизвестного автора":
«Повествования ее до 1620 г. заимствованы по большей части из сибирской истории Миллера и летописи Ремезова ; в позднейших сообщениях, особенно из области этнографии, торговли и промышленности, есть немало сведений, собранных лично Черепановым или заимствованных из современных ему записок. См. статью Л.Н. Майкова в "Летописи занятий Археографический Комиссии", выпуск VII, 1884 ().
Как видим, этот последний сюжет объединил : Фалька, Ремезова, Миллера и Майкова - однофамильца Майкова , выезжавшего в Нежин за фондами Н.М.Михайловского (Петербургская Академия наук) , где хранились Дневники А.Т. Ярославова и М.С.Ильинского .
По завершении представляемой переписки архиепископа Авраамия Ярославского и П.А.Соколова , мною также называются Ярославовы и их родственники, в переписке с которыми состоял П.А.Соколов - сын Ф.М.Ярославовой, а также иные известные фамилии:
ПИСЬМА АРХИЕПИСКОПА ЯРОСЛАВСКОГО И РОСТОВСКОГО АВРААМИЯ К ПАВЛУ АПОЛЛОНОВИЧУ СОКОЛОВУ - СЫНУ ФЁКЛЫ МИХАЙЛОВНЫ ЯРОСЛАВОВОЙ

IV.
Милостивый Государь Павел Аполлонович !
Письмо ваше от 31 мая я имел удовольствие получить, но с ним вместе получил и огорчение по причине болезни Александры Яковлевны и вашей о том скорби. Дай Бог, чтоб Александра Яковлевна выздоровела и тем прекратилась бы скорбь ваша!
Желание ваше уже исполнено: на о. игумена Игнатия я возложил палицу. Успокойтесь и относительно перемещения его: я никогда о том не думал. – Рука моя от времени до времени более меня беспокоит: и летом в фланели и толсто стеганном на вате подрясник зябнет. Много испытал средств; но ничего не помогает. Вручив себя Богу буду просить его , чтоб дал мне терпение, ежели болезнь более и более будет усиливаться.
В Ростовском Яковлевском монастыре в прошедшее воскресенье освящена новая церковь преосв. Митр. Московским. Были тут и Фотий с графинею Орловой. Приглашаем был и я к сему празднику; но почел неприличным быть при том праздным зрителем. Я, ежели Богу будет угодно, пойду туда в следующий месяц , но уже по должности.
Испрашивая на вас и болящую Александру Яковлевну и всем вашим домом Божие благословение, есмь с душевным почтением и любовию к вам.
Усердный молитвенник ваш.
Яр. А. Авраамъ
Июня 16.1836 г.

Продолжение  по ссылке  http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=921

?

Log in

No account? Create an account