Previous Entry Share Next Entry
«Ямочный ремонт» и Канны. Об авторстве на иллюстрации к чужим «политическим продуктам»
yaroslavova
и  «подменах»  в  Стрит-арт

Н.Б. Ярославова-Чистякова
В   связи с  политической  ситуацией в  России   я  хотела поднять  тему   о   политической  карикатуре и иллюстрации,  т.е.  иллюстрации к    политическим  статьям      и  программным  текстам  политиков. Однако  контекст   публикации  получился более  широкий.  Это не только   «легковесный  плагиат   художников»,  как  назвал  его  Савва   Ямщиков,  но и то, что   происходит  в  целом   в     мире  художников, в т.ч.  художников  театров,     кинематографа, балета,  также  как и в самом театре, и одновременно -   в  Арт-Стрит.     Хорошей  «точкой опоры»  для  этого  разговора  является книга:
«Собрание  Саввы  Ямщикова «Музей  друзей» http://yaroslavova.livejournal.com/218053.html ,
написанная  человеком, который   посвятил свою  жизнь «спасению красоты, охране  памятников  истории и культуры, реставрации   художественных  шедевров», как  написал о нем В.Янин.
При   этом,   книга  политически   актуальна , потому что в ней  упоминается и   на днях уволенный    Гельман, и   Швыдкой, недавно  назначенный доверенный   лицом       С.Собянина,     и    история  увольнения  с должности директора  Большого  театра  «Царя  мирового  Балета» Владимира  Васильева,  опять  же,   шоу-министром   Швыдким,   и «американские  холуи»  , и многие иные   ньюсмейкеры  современной российской  действительности.
Гельмана и  Швыдкова в  книге  Саввы  Ямщикова я выделила  в контексте новостей :
«Собянина на выборах в мэры поддержат Швыдкой, Масляков и Куценко»  http://www.amic.ru/news/223430
«Марата Гельмана уволили с поста директора "Музея современного искусства" http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=37&PubID=26253
Информационный  повод  для  этого разговора    возникал  уже не один раз , когда      призы     за визуализацию публикаций о «Ямочном ремонте»   присуждались сначала  в Москве , а в  июне  этого года  -  за пределами  России в Каннах :
«Половину российских номинаций на «Каннские львы» собрала скандально известная рекламная кампания из Екатеринбурга»  http://www.znak.com/urfo/news/2013-06-17/1007288.html
Речь  идет об  иллюстрации     к  тюменским  критическим публикациям и    аналитическим материалам   по  «Ямочному ремонту»,  которые  делались в Тюмени  задолго до   призов  в Каннах и Москве.   Смысл  этих публикаций  был в том, что эта  тема «вопиет». Что  это маркер  и  главный  признак      чиновника, не  способного управлять территорией.    Причем  в течение, более  чем,   10 лет    я возвращалась к этой теме неоднократно.
Автором  текста,     являюсь я.  И  этот  текст создавался   более   15 лет .
Иллюстрации же   к    этой,   разработанной  мною, как политиком ,  теме  , кому–то  заказала  Аксана Панова,  получающая сейчас  призы  ( «Леди политика с ароматом от «Диора», или откровения Натальи Чистяковой» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=39 )
И    в  этой истории с  «иллюстрацией  чужого политического  текста» Аксана  Панова  вполне вписалась     в  прогноз  моей  же  статьи  от   27 марта  2009 года ,  которую  я  назвала  так:
«Момент истины» в шоу-бизнесе наступит раньше, чем экономика достигнет дна»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=305
Дословно процитирую  текст ,  посвященный  «Ямочному ремонту»:
«…Какая-то часть российского гламура, тем не менее, найдет себя в «ямочном ремонте». А вот другая - с радостью оставит опостылевший гламур и станет трубадурами России. Мне кажется, что второй группе повезет намного больше…»
В  полном соответствии с этим   прогнозом,  бывший   редактор    Ura.ru,  а теперь  znak.com  ,   ставшая  уже частью «шоу-политики», как  раз,   и  «нашла себя»    в  «ямочном ремонте».
Однако  среагировала  Аксана  Панова на    тему    «ямочного ремонта»,  ставшую модой благодаря  моим публикациям, отнюдь  не  в 2009 году, когда я написала  о том,  что верным  признаком «дна» станут  «артисты в политике» и «политики – артисты»,  рассуждающие о «ямочном ремонте».
А   -  после  моей апрельской  публикации    2012 года   и  последовавшего вскоре   назначения   Свердловским губернатором    Е.Куйвашева,    бывшего  тюменского  градоначальника и  «человека Собянина».
Статья   эта  называлась :
«В Москве нет «взгляда хозяйственника»! Итог – 10 пострадавших на ст. метро «Комсомольская»   http://yaroslavova.livejournal.com/133549.html  .
Главным признаком плохого  хозяйственника  в ней  я     назвала   риторику   первого руководителя  и   «кино  о  «ямочном ремонте»:
«…Годами  на думских  заседаниях я слышала  про «ямочный ремонт». Есть   такой   деревенско-колхозно-кондовый  сленг…  Как  правило,  если    «хозяйственник»  обращался   к такому  сленгу…, то «пиши- пропало»… Техническое    мышление  у  этих     чиновников    со сленгом «ямочного ремонта»  -  практически на  нуле.  Но коварства  хватает…»
Полная   история  этого  вопроса  с копиями эксклюзивных документов  была  представлена  в статье от  18  мая    2012 года :
«Москва, как «прицепной вагон» «паровоза» Тюменской городской Думы и ЦСРР ТО. Тренды экономики и политики»
опубликованной  мною в статусе :
«Заместитель генерального директора  Центра стратегии регионального развития Тюменской области (ЦСРР ТО) в 1993-1997 годах,  автор Концепции и Программы развития города Тюмени»
В  эти  же дни,    14 мая  2012 года   Е.Куйвашеев  был назначен и.о. губернатора  Тюменской  области, а  29 мая   2012 года  утвержден в     должности губернатора .
И вот тут   у менеджера  А.Пановой     вдруг «возникло»   «политическое  видение»,   она  вдруг поняла, что на    Екатеринбург и  Свердловскую область распространяются     тенденции  и схемы,    в течение      более чем 10 лет отрабатывавшиеся в Тюмени.   А самой  «больной темой»   темой  мэра    является «ямочный  ремонт».
«Прозрев» летом   2012  года, после моих публикаций о  «ямочном ремонте»,   в которых  представлена история вопроса  и раскрыт  политический  потенциал  этой темы,   А.Панова  заказала   иллюстрации    к     критическим   публикациям тюменских авторов о «ямочном ремонте»  и    «подарила»  их  себе -  к дню рождения.
«На дорогах Екатеринбурга появились карикатуры на руководителей города и области. Ямы, ухабы и рытвины стали частью портретов Куйвашева, Порунова, Якоба. ФОТО» 23.07.2012 09:41  http://ura.ru/content/svrd/23-07-2012/news/1052145477.html
«По-батыевски» поступила.
Вообще-то и «дикой татаркой»,  как я  понимаю,  её называют  с её же подачи.
Т.е. «дикая      татарка»    А.Панова  очень хорошо  поняла, что  тема  «Ямочного ремонта» наилучшим образом  разработана  одним из    двух  «Политиков   Тюменской  области» (второй – Собянин) и  на ней  она   может    набрать себе    максимальное число «политических очков».
(«Зачем Америке исламизация России? В связи с саммитом ЕС в Екатеринбурге и отставкой Собянина»  http://yaroslavova.livejournal.com/211496.html )
Перебор,   правда,    у неё  пошел с фотографиями в образе «арестантки».
В  «костюме  арестанта»       в Тюменской области уже представлял себя   В.Ефимов,  прошедший   повышение квалификации в США.
В те годы , когда  М.Ходорковский был успешен,   его   жена просила его не  складывать руки  за   спину,   потому  что это  плохая  примета.   М.Ходоровский над этим смеялся….
А.Панова  , многие годы  проработала в СМИ,  но  видимо не вполне  поняла    , что такое    - образ.
Также , как   -  и иллюстрация.
По сути,   А.Панова   выступила  посредником в     политической  проблеме «Ямочного ремонта».
Она  обратилась к    чужому  «политическому  тексту» и заказала  художникам  на    него политические  иллюстрации  или      можно их  назвать  - карикатуры .
Почему –то   назвав это  «рекламной  кампанией» ?   А что  рекламируется ?
Политической  пиар-кампанией «на  чужие  идеи» , по-моему мнению,   это  можно назвать.  В таком случае   , рекламируется сама  А. Панова,  как  якобы  политик.   Потому  что настоящие  политики имеют собственные    политическое  видение.
Когда    художник   иллюстрирует  Гоголя и  получает  призы, то в момент получения  приза , естественно,  звучит имя Гоголя.
Ныне  же наступило  время  , когда  политические  тексты ,  идеи, видение  , востребованы       даже больше, чем   тексты   художественные.
Однако   не называются   почему-то   авторы.
И ни Москва   , ни  Канны отчего-то  не задаются вопросом  об авторстве.
Т.е. они считают , что  политическая  идея  принадлежит  художнику ?
Или   политическая    идея    принадлежит Заказчику ?
И кто вообще  присуждает    эти призы ?
Не  те  ли ,  о   ком    Савва   Ямщиков   в его книге      «Музей  друзей» отзывается далеко не  лестно … Не те ли , кого он называет русофобами  ?
Как   видим, есть  более  чем  достаточное  основание  к тому, чтобы начать разговор о     политических  иллюстрациях  к политическим текстам или   - выявленным и описанным политическим проблемам.
Формат: «Не надо читать , надо смотреть» привел к тому, что очень большая  конкуренция   сложилась  вокруг   уличного рисунка.    Рисунка  -  на стенах, на   асфальте,  других объектах    городской   инфраструктуры, которые становятся   полем и   листом для политической  рекламы...
Так  действовала «Группа  Война», созданная  Натальей Сокол, Надеждой Толоконниковой, Петром Верзиловым и Олегом Воротниковым,  которой  однажды,   почему-то,    приписали мой телефон  ( «Pussy Riot. Почему мой телефон «присвоили» Арт – группе ?» http://yaroslavova.livejournal.com/125490.html )
Отражением   этой же  конкуренции  является, в частности, то, что  вскоре   после смерти Б.Березовского «тихо ушел  из жизни» художник, работавший   в стиле Стрит-арт Павел  Пухов:
«Российское маленькое, но бурно развивающееся сообщество стрит-арта скорбит, сообщает The Times. Паша 183, прозванный «русским Бэнкси», повесился, пишет журналист Бен Хойл…. «Своим творчеством он поощрял людей взглянуть на мир иными глазами, а заодно улыбнуться»…
При этом, у …  «Винзавода» супруги Романа Абрамовича появился свой «Русский Бэнкси», особо громко заявивший о себе в Eкатеринбурге…«Ему 24, но его уже называют «Русским Бэнкси», а его работы покрывали мосты Екатеринбурга и стены «Винзавода». У отечественного стрит-арта появился громкий и уверенный голос. Тимофей Радя скрывает свое лицо…»
На  вышеозначенную    «зервановскую  подмену»   я  обращала  внимание  в статье:
«Винзавод»: от Мельгунова - до супруги Абрамовича. Душегубица Салтычиха и «Петр III» - жажда власти, раскормленная «со стола» и «ложа «царей» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=823
Незадолго  до  описанных  событий,      в  Париже  ушел из  жизни  и   художник    В.Котляров  -  «Нагнетатель смыслов»:
«В 1981 году он  попал на неделю в римскую каталажку за перформенс, в ходе которого, забравшись в фонтан Треви, вопил «Берегите папу!». И оказался пророком: через девять дней папу Иоанна Павла II ранил турецкий террорист Мехмет Али Агджа.
….Владимир Котляров вполне может оказаться пророком и в части Солженицына , поскольку  уже сейчас сторонники «электронных диктатур» активно опираются на имя Солженицына…»
В связи  с переменами в Ватикане  история  эта была рассказана  в  статье:
«Царица Каира» и Богородица «Призри на Смирение» - дар, переданный Иларионом (Алфеевым) - Франциску I. Смыслы - без денег. Деньги - без Смысла»http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=824
А  буквально   на днях , после  политической  активизации   Крымских татар ,   к каковым относит  себя и А. Панова,   появились  вот такие новости из Севастополя:
«Подарок Собянина вызвал шок в Севастополе»  http://www.nakanune.ru/news/2013/06/20/22313158 :
«В скульптуре использован "религиозный символ семитского происхождения, называемый хамса»
Описанное  -  это  то же самое  уличное  «политическое нагнетание смыслов», когда «политическая реклама» или  «религиозная   реклама»   внедряется   даже  в «детскую песочницу».
Хотя по  описанию, «Ладонь с  глазом» -         «Рука Фатимы» http://forum.magum.ru/index.php?topic=825.0 .
Я  много писала именно о Фатиме,  о  Фатимском пророчестве. А   тюменская   команда  склонна  к плагиату   именно того,   что  написано  мною.
«Фатима бин Мухаммад и пророчество в городе Фатимы о Соловецких островах и «кризисе» Ватикана»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=802
И делают   они это      на      родине   главной    иконы  Хазарской епархии   -  Табынской Богородицы,  после публикации о которой от   марта-апреля  2012   года  ,  С.Собянин срочно вылетал  в     Башкирию:
«Ярославовы, Светлояровы раскольники и казаки у места явления «Надежды в конце Мира» - Табынской иконы Хазарской епархии в Башкирии»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=698
Уличные    «образы  с рукой  Фатимы»,  о которых идет  речь,    установили  в    Херсонесе,   Корсуни, где  крестился Князь  Владимир.
При  этом, я   тут   бы   четко     отделила      само      Фатимское  пророчество,    от  политических сценариев, написанных  «по теме  этого пророчества» :
«Богоподобные-на горе Ермон Голанских высот и Тверские князья. Голубая армия "лоббирует" Фатиму» http://yaroslavova.livejournal.com/213888.html
Тут  не далеко и до   «политического   кощунства»
Во  всех   случаях ,     вышеописанной  уличной  политической  рекламы и  уличной   политической    карикатуры,   к которой  надо  отнести  и   иллюстрацию    проблемы  «Ямочного ремонта» ,   речь    идет о    визуализации смысла.
А  поскольку  со смыслами,   у этой команды   - посредников между   политиками и художниками    -       большие проблемы, что   показано выше,   то  я  и  подняла   тему   политического  плагиата  , которая  касается и тех, кто      дает   призы , и тех , кто их получает.
И разговор, в частности,     идет о том, что    можно отнести к   исключительному авторству  художника   иллюстратора, а  что -   нет. А также  - о   различии между  художниками   иллюстраторами и художниками , которые  имеют  собственные смыслы.
Когда  Савва  Ямщиков  пишет о своих друзьях  художниках,  то он обращает внимание :   на предков,  на род,    на    традиции семьи,  на  образование.
На  то, является  ли человек «самородком»  или   это   художник  уже не  в первом поколении.
Он  обращает  внимание на то, что привело  человека в мир  художников .
Он  задается вопросом о том,   откуда , «из чего», он  берет  темы.
Это  те самые  вопросы, которыми  задалась  и я   , в истории  с  иллюстрациями    к политической  проблеме    «Ямочного ремонта»,   над которой   работаю и которую  веду с  1998 года ,   т.е.  с   того времени,   когда  я возглавляла   Комитет консультантов в  Тюменской  городской  Думе,  и   -   до наших дней.
О  своих друзьях    художниках ,  в контексте   сказанного выше,   Савва   Ямщиков пишет  так:
«высокая культура  мировосприятие»  ; «окончил  искусствоведческое  отделение  исторического факультета  МГУ, где  проявил  себя  вдумчивым и аналитически  мыслящим   студентом»;   для  него  характерно    «знание истории  мирового  искусства»;   «они  для меня  олицетворяли Грузию. Были  её  геральдическими   атрибутами»;       он обладал «энциклопедическими   знаниями в области мировой  культуры и изобразительного искусства»;   он  «не  позволял  себе   опускаться до  формальных  заимствований  и  легковесного плагиата».
Возможно,   всеми  этими качествами обладал  художник, которому  «аплодируют Канны», за исключением знания  «истории вопроса о  «Ямочной  ремонте»    и постановки    проблемы  ,  каковую политическую проблему он  и   иллюстрировал.   Хотя      , когда речь  идет о мировосприятии, автор       вкладывает  в свой труд,   личное восприятие мира,  личное видение.  А в случае с «Ямочным ремонтом» ,  речь  шла о   «политическом видении» -  моем.
Сами  рисунки, на тему «Крик» (вопль)   мне очень понравились.  Но это  - иллюстрация.
Надо сказать, что Савва   Ямщиков  в его   книге  высоко отзывается  об иллюстраторах,  о чем  говорит  , к примеру, такая  его  цитата:
«… циклы   иллюстраций   к нетленным  шедеврам Чехова,  Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Высококлассна  и неповторима работа мастера  в советском мультипликационном   кинематографе,  мэтром которого он  является  заслуженно и  безоговорочно. Чувство  юмора, зоркий глаз и умение проникнуть в самый смысл   литературной  классики…»
Или  ещё  об  иллюстраторах:
«художественный  язык – лаконичный , острогротескный ,  насыщенный  только  ему    доступными приёмами…»
Именно  вот этот  художественный  язык, о котором  ведет речь Савва  Ямщиков и является   объектом  авторского права   непосредственно  художника   - иллюстратора .
Но, -   не  текст и не смыслы,  которые он  иллюстрирует.
Савва    Ямщиков  обращает также  внимание на  очень интересную группу   художников.
Это те, кто    создает  декорации и костюмы   для  театров и балетов ,  а также  те, кто работал на «Мосфильм» и  «Ленфильм».
О  В.Голикове  он пишет, что  художник   входил   «…в основную  дружину  художников  «Мосфильма»,  отличавшихся  блестящими профессиональными качествами, помогавшими  известным режиссёрам, операторам и актёрам  создавать   такие  киношедевры,   о которых нынешние бондарчуки, сокуровы , германы и прочие  смирновы с кончаловскими ,старшими  да младшими,   могут лишь мечтать…»
Эта  книга  Саввы  Ямщиков  поражает добротой слов , которые  нашлись для  каждого  его друга.
А друзей  в ней представлено      много.  И слова    для    всех друзей   найдены    - личные.
И нет   в них      даже намека на зависть  ,   или    умалчивание….
Чем, в частности,  занимается  А.Панова…
Осенью  прошлого   года   я даже  выступила на её  стороне,  когда речь  шла о её нерожденном ребенке …  («Аксана Панова: «Ребенок не шевелится вторые сутки»… У E.Куйвашеа есть что-нибудь Святое ?» http://yaroslavova.livejournal.com/168509.html )
А сейчас,   я   думаю,  ей  надо остановиться и задуматься…


?

Log in

No account? Create an account